Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Оценка 4.8

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
15.06.2019
Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Процесс обучения невозможен без достаточной сформированности внимания. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники более внимательны. Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому на каждом уроке можно использовать упражнения на развитие свойств внимания.
Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста.docx
Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста Проблема познавательных процессов – одна из наиболее обширных в педагогике, так как,   являясь   индивидуально­психологической   характеристикой   человека,   отражает   очень сложные   взаимодействия   психофизиологических,   биологических   и   социальных   условий развития. Высокие требования современной жизни к организации обучения делают проблему развития   психических   познавательных   процессов   школьников   особенно   актуальной   для поиска новых, более эффективных психолого­педагогических подходов. Психические   процессы:   ощущение,   восприятие,   внимание,   воображение,   память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек   должен   каким­то   образом   воспринимать   мир,   обращая   при   этом   внимание   на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать,  обдумывать,  высказывать.  Следовательно,  без участия  психических  процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не   просто   участвуют   в   деятельности,   а   развиваются   и   представляют   собой   особые   виды деятельности. Исследования отечественных ученых показали роль и значение внимания и отдельных его   свойств   на   развитие   общего   интеллекта   ребенка.   Особую   актуальность   приобретает внедрение   в   педагогический   процесс   психологической   помощи   тем   детям,   которые испытывают   значительные   трудности   в   усвоении   программ   обучения   из­за   нарушения внимания или отдельных его свойств. Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно – предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само   по   себе.   Это   особая   форма   психической   активности   человека,   и   она   входит   как необходимый   компонент   во   все   виды   психических   процессов.   Внимание   –   это   всегда характеристика   какого­то   психического   процесса:   восприятия,   мышления,   памяти, воображения.   Внимание   –   необходимое   условие   качественного   выполнения   любой деятельности[9]. Традиционная психология определяет внимание как такую деятельность, при помощи которой нам удается расчленить сложный состав идущих на нас извне впечатлений, выделить в   патоке   важную   часть,   сосредоточить   на   ней   всю   силу   нашей   активности   и   тем   самым облегчить её проникновение в сознание. Благодаря этому достигаются особые отчетливость и ясность.   Однако   и   прежняя   психология   знала,   что   в   актах   внимания   мы   встречаемся   с явлениями не одного «психологического» порядка и что внимание чаще всего начинается и в своем развитии исходит из целого ряда проявлений чисто двигательного характера. Так, если мы собираемся внимательно разглядывать что­нибудь, мы принимаем соответствующую позу, придаем известное положение голове, нужным образом приспособляем и фиксируем глаза. В акте   внимательного   слушания   не   меньшую   роль   играют   приспособительные   и ориентировочные движения уха, шеи и головы[5].  Изучением внимания занимались многие ученые. В связи с тем, что оно представляет собой   сложное   психическое   явление,   разные   психологи   с   разных   позиций   объясняли возникновение   и   функционирование   внимания.   Д.Н.   Узнадзе   связывал   возникновение   и устойчивость внимания с формированием у субъекта установки, побуждающей его проявить определенную   деятельность   по   отношению   к   объекту,   руководствуясь   прошлым   опытом. Установка может быть связана с ожиданием объекта или с готовностью воспринять его или совершить какое­либо действие, направленное на достижение поставленной цели[6].  П.Я.   Гальперин   считал   внимание   как   один   из   моментов   ориентировочно­ исследовательской   деятельности,   направленный   на   содержание   психических   явлений, возникающих в процессе познания. Основная функция внимания осуществлять контроль за правильностью   содержания   психических   явлений,   обеспечивающих   осуществление деятельности на высоком уровне[2].  В   жизни   и   деятельности   человека   внимание   выполняет   много   различных   функций. Рассмотрим основные из них. Внимание фокусируется на определённых впечатлениях или мыслях и отвлекает от иных, ненужных в данный момент, впечатлений и мыслей. Иными словами, процесс познания, в   котором   задействовано   внимание,   характеризуется   избирательностью,   а   внимание выполняет   функцию   отбора.   Отбор   имеет   две   стороны,   и   обе   они   воплощены   в   работе внимания. Положительная сторона отбора ­ выбор чего ­ то необходимого как для выживания, так   и   для   достижения   поставленных   самим   познающим   субъектом   целей.   Отрицательная сторона  –  отсекание, отбрасывание  ненужного, лишнего,  всего того, что может  помешать восприятию и осмыслению необходимого[7]. Внимание связано с «концентрацией сознания», с сосредоточением на предмете нашего познания, который мы можем удерживать в «фокусе» сознания в течение некоторого времени и изучать со всех сторон. Здесь внимание выполняет функцию удержания тех впечатлений или мыслей,   которые   в   противном   случае   сменились   бы   иными,   более   новыми   и   сильными впечатлениями.   Поддержание   внимания,   как   правило,   сопровождается   субъективным переживанием усилия. Этим двум функциям соответствует два аспекта внимания, две его стороны, явленные в   разнообразных   феноменах   внимания:   селективный   аспект   внимания   связан   с   функцией отбора и проявляется в избирательности актов внимания; интенсивностный аспект внимания связан   с   функцией   удерживания   внимания   и   проявляется   в   его   сосредоточении   и   в сопутствующем переживании усилия[9]. Свойства внимания Объем   внимания  –   это   количество   объектов,   воспринимаемых   одновременно   с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше объем внимания, тем более эффективной будет   деятельность.   С   возрастом   объем   внимания   расширяется.   Для   ребенка   младшего школьного   возраста   каждая   буква   является   отдельным   объектом.   Объем   внимания, начинающего   читать   ребенка,   очень   мал,   но   по   мере   овладения   техникой   чтения, приобретения опыта, увеличивается, и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Для увеличения объема внимания необходимы специальные упражнения[4]. Упражнения: 1. Норма объема внимания для детей 6­7 лет ­ 400 знаков и выше, концентрации ­ 10 «Будь внимательным» (буквенный вариант). ошибок и менее; для детей 8­10 лет ­ 600 знаков и выше, концентрации ­ 5 ошибок и менее. Даю установку: вам нужно просмотреть ряды букв и вычеркнуть определённые буквы. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5мин. Игра « Заметь всё» 2. Дан ряд чисел: 4, 5, 7, 8, 9, 1, 3, 2. Дети в течение 6–10 секунд смотрят на них. Затем карточки с числами закрываю и задаю вопросы: Какие цифры вы запомнили? Назови соседей. Сколько всего цифр выставлено на наборном полотне? Какие две первые? Три последние? Похожие   упражнения     можно   предложить   с   предметными   картинками, геометрическими фигурами. Устойчивость   внимания  –   его   временная   характеристика   –   это   длительность удержания   внимания   к   одному   и   тому   же   предмету   или   деятельности.   Показателем устойчивости   внимания   является   высокая   продуктивность   деятельности   в   течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается [1]. Устойчивым называют такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Корректурная проба Упражнения: 1. Суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые символы в печатном тексте.   Условия проведения: ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2­4 месяцев. По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по­разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.) «Найди ошибки»  2. Примеры   текстов,   предлагаемых   детям   для   обнаружения   в   них   ошибок.   Работа проводится следующим образом. Каждому учащемуся дается отпечатанный на листочке текст и сообщается инструкция: «В тексте, который вы получили, есть разные ошибки, в том числе и   смысловые.   Найдите   их   и   исправьте».   Каждый   ученик   работает   самостоятельно,   на выполнение задания отводится определенное время. При   анализе  результатов   этой  работы   важным   является  не  только  количественный подсчет   найденных,   исправленных   и   не   обнаруженных   ошибок,   но   и   то,   как   ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться,  при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное и др. После выполнения задания необходимо подсчитать количество ошибок, допущенных ребенком. Не исправлено 1 – 2 ошибки  высший уровень внимания; 3– 4 ошибки средний; не увидено 5 и более ошибок  низкий. Тест Мюнстенберга  3. Варианты: ­ среди букв найти словарные слова и исправить ошибки: СЧЬРИБИНАФХЗДИРЕВНЯУЫЙЭКВОРТИРАЬБОКОРТИНА  ­  среди букв  найти лишнее слово ЖЭСОБАКАПРИКОРОВАЛДКАБАНЭЪЦЙЛОШАДЬ ­   отделить в сплошном тексте  слова  друг от друга и  записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока.) Арифметические диктанты. ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ (Под лежачий камень вода не течёт.) 4.    Смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Даю   такую установку: «Сейчас   я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений   запишите   только   тогда,   когда   я   скажу   :   «Пишите!».   Само   содержание   задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала. Например: 1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. Пишите (ответ 3). Цифровая таблица 5. Показываю   ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке.   «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25».  Весёлый счёт 6.  Назови и покажи все числа от 0 до 10 по порядку. Затем назови и покажи все числа от10 до 0. Поставь номера точек со 2­го по 36­й. Соедини точки. Отгадай и напиши, что выросло в лесу. Концентрация   внимания  –   это   степень   сосредоточения.   Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой либо один объект или вид деятельности и не распространяющиеся   на   другие.   Концентрация   внимания   на   одних   объектах   предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего [6].   «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу» Упражнения: 1. Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания ­ 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. Средний уровень устойчивости внимания ­ 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками. Низкий уровень устойчивости   внимания   ­   50%   за   1   мин   50   сек   с   5   ошибками.   Очень   низкий   уровень концентрации и устойчивости внимания ­ 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками Пуговица  2. Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле ­ разделенное на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком   бумаги   свое   игровое   поле,   а   второй   должен   на   своем   поле   повторить   то   же расположение   пуговиц.   Чем   больше   в   игре   используется   клеток   и   пуговиц,   тем   игра становится сложнее. Летела  корова 3. Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую  ­ ладонью вверх,  соединяют  свои  ладони  с ладонями  соседей.  По очереди произносят по слову стиха, в такт, слову хлопая по ладони правого соседа:  Летела корова, сказала слово.             Какое слово сказала корова? Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – «т», следующий ­ вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока ­ не зазеваться и успеть убрать руку из­под завершающего хлопка. «Кодирование» слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра. 4. Например: зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ. Н  М  Е  Т  Р  А  Л  О  С 1   2    3  4  5   6  7   8   0  23458 ,  4854 ­прочитать полученные числа; ­ заменить их суммой разрядных слагаемых; ­ назвать общее число сотен, десятков и т.д.; ­ узнать, на сколько первое число больше второго. Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т. е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними.   Особое   значение   распределение   внимания   имеет   во   время   учебы.   Ребенок   должен одновременно слушать учителя и записывать, доставать, открывать, запоминать. Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены, не требуют сосредоточенности,   такое   совмещение   будет   успешно.   Младшие   школьники   плохо распределяют   внимание,   у   них   еще   нет   опыта.   Поэтому   не   стоит   заставлять   ребенка одновременно   выполнять   два   дела   или   при   выполнении   одного   отвлекать   на   другое.   Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо [8]. Упражнение «Жук»:  По полю,  расчерченному  на клеточки  ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я  диктую детям ходы, они передвигают  по полю жука в нужном направлении. Делают это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.   Возможные   причины   переключения   внимания:   требования   выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость. Переключение бывает полным и неполным – в том случае, когда человек перешел к другой деятельности, а от первой еще не полностью не отвлечен [3]. Упражнения: 1. Учимся быть внимательными.  В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений. Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат. 2. Найди пропущенное число (Ответ: 12). Наряду   с   переключением   внимания   выделяют   его  отвлечение  –   непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается.   Колебания   внимания   отличаются   от   изменения   его   устойчивости.   Изменение устойчивости   характеризуется   периодическим   повышением   и   снижением   интенсивности внимания.   Колебания   же   могут   быть   даже   при   самом   сосредоточенном   и   устойчивом внимании. Природа и сущность внимания  вызывают серьезные разногласия в психологической науке.   Некоторые   специалисты   даже   сомневаются   в   существовании   внимания   как   особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов.   Но   открытие   нейронов   внимания,   клеток­детекторов   новизны,   изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся   физиологическим   коррелятом   внимания,   позволяет   утверждать,   что   оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно   независимы   от   сенсорных   процессов.   Сложности   объяснения   феномена внимания  вызваны  тем, что  оно не  обнаруживается  в  «чистом» виде,  функционально  оно всегда   «внимание   к   чему­либо».   Поэтому   внимание   следует   рассматривать   как психофизиологический   процесс,   состояние,   характеризующее   динамические   особенности познавательных процессов. Список используемых источников 1. Богданова,   Т.Г.   Диагностика   познавательной   сферы   ребенка   /   под   ред.   Т.Г. Богдановой. – М.:  Владос, 2011. – 248 с. 2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2013. – 436 с.  3. Волков,   Б.С.   Детская   психология:   Логические   схемы   /   Б.С.   Волоков,   Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2012. – 185 с. 4. Давыдов,   В.В.   Психическое   развитие   в   младшем   школьном     возрасте   / Возрастная и педагогическая психология Ъ //  В.В.  Давыдов. – М.: АСТ пресс, 2010. – 364 с. 5. Добрынин, Н.Ф. Внимание и личность. XVIII Международ. конгресс психологов, т. 11. Проблемы общей психологии / Н.Ф. Добрынин. – М.: АСТ, 2011. – 315 с. 6. Добрынин,   Н.Ф.   Послепроизвольное   внимание   на   уроке   /   Н.Ф.   Добрынин.   – Минск: Современная педагогика, 2010. – 230 с. 7. Долгова, В. И., Кондратьева, О. А., Скирдова, М.Н. Изучение влияния свойств внимания   на   успеваемость   младших   школьников   [Электронный   ресурс]   //   Научно­ методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 106–110. – Электрон. журн.   –   Режим   доступа:  http://e­koncept.ru/2015/95528.htm  свободный   (дата   обращения: 27.01.18). – Загл. с экрана. 8. Леонтьев,   А.Н.   Формирование   личности   /   Психология   личности   в   трудах отечественных психологов  // А.Н. Леонтьев. – СПб.: Питер, 2011 – 480 с. 9. Марцинковская,   Т.Д. Детская практическая психология:   учебник / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2012. – 255 с. 10. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие /  под ред. Л. А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 694 с.

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Упражнения на развитие внимания у детей младшего школьного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2019