Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения
Оценка 5

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
Взрослым
08.04.2018
Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения
Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент Федеральных государственных образовательных стандартов. В концепции ФГОС указаны требования к результатам освоения основных и общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.
статья на мо.docx
Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения Ориентация на результаты образования — это важнейший компонент Федеральных  государственных образовательных стандартов. В концепции ГОС указаны требования к результатам освоения основных  общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам  общего образования и включают в себя: предметные, метапредметные и личностные  результаты Предметные результаты обучения Под предметными результатами понимаются результаты, которые достигаются  обучающимися в процессе изучения предмета.  Требования к предметным результатам обучения отражены в документе  «Фундаментальное ядро содержания общего образования». В нём указаны основные  элементы научного знания по каждому предмету. Эти результаты традиционно прописываются во всех методических пособиях,  в большом количестве издающихся по любой школьной дисциплине. Предметные  знания проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли  уделять главное внимание. К сожалению, большинство учителей и родителей по­прежнему оценивают работу  школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей. Можно структурировать в три блока:  Личностные результаты  самоопределение ­ сформированность внутренней позиции обучающегося;  смыслоообразование ­ поиск и установление личностного смысла, учения  обучающимися на основе устойчивой системы учебно познавательных и  социальных мотивов;   морально этическая ориентация ­ знание основных моральных норм и  ориентация; развитие этических чувств ­ стыда, вины, совести как регуляторов  морального поведения. Один из самых серьезных вопросов: как оценить то, что невозможно измерить, т.е.  личностные результаты, на формирование которых работает данная система. Можно ли оценить, насколько у обучающегося сформировано чувство ответственности и долга  перед Родиной? Одним из способов оценивания личностных результатов предлагается  лист самооценки, который заполняется в конце года или рефлексивный портфолио, в  котором отражены все значимые события для учащегося: учебные достижения, участие во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, экскурсии), волонтерство,  общественно­полезный труд. Портфолио имеет рефлексивный характер, что также  способствует формированию личностных результатов (способность оценить свой рост,  свои достижения, определить направление дальнейшего пути). Психолого­педагогическое сопровождение также играет в этом процессе значительную роль. Психологам и педагогам приходится писать характеристики студентов и  оценивать уровень сформированности отдельных личностных результатов, которые  проявляются в: 1. соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении; 2. участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего  социального окружения, общественно­полезной деятельности; 3. инициативе и ответственности за результаты обучения, готовность и  способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к  обучению и познанию; 4. готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной  траектории, в том числе выбор направления профильного образования,  проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего  образования; 5. ценностно­смысловых установках обучающихся: ценности здорового и  безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и  общества, ценности уважения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,  культуре, вере и т.д. Метапредметные результаты обучения Это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые  обучащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную)  деятельность.  В соответствии с ГОС, метапредметные результаты освоения основной  образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы  и интересы своей познавательной деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе  альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять  контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои  действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные  возможности ее решения; 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления  осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для  классификации, устанавливать причинно­следственные связи, строить логическое  рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать  выводы; 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы  для решения учебных и познавательных задач; 8. Смысловое чтение; 9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее  решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей  коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования  и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,  монологической контекстной речью; 11. Формирование и развитие компетентности в области использования  информационно­коммуникационных технологий. . Современное образование становится все более личностно­ориентированным.  Общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования  является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие  учащихся в образовательном процессе. Происходит слияние педагогических  и психологических целей обучения и воспитания. Совершенно очевидно, что  предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть  отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного  образования. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом  образовательном стандарте как личностные универсальные учебные действия,  подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения ­ УУД. Универсальные учебные действия (УУД) В широком значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как  «умение учиться», т. е. как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового  социального опыта; В узком значении этот термин означает совокупность способов действий  обучающегося, обеспечивающих его способности к самостоятельному усвоению новых  знаний и умений. . Таким образом, универсальные учебные действия являются связаны  с метапредметными результатами обучения. Внимательный читатель ФГОС, конечно же обратил внимание на то, что умения  и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда  занимали важное место в работе хороших педагогов, но впервые в истории  отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической  деятельности. Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на  положениях научной школы Л.      С.      Выготского, А.      Н.      Леонтьева, Д.      Б.      Эльконина,  П.      Я.      Гальперина, В.      В.      Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты  основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний,  формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности  учащихся[2]. УУД являются одним из ключевых понятий в теории развивающего обучения  Д.      Б.      Эльконина     В.      Давыдова        — В.   Виды универсальных учебных действий Выделяется 4 вида универсальных учебных действий: личностные — личностное самоопределение, ценностно­смысловая ориентация  учащихся и нравственно­этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос:  «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование (соотношение цели  действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл  имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных  отношениях; познавательные:   o общеучебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать  способы и найти информацию для её решения, уметь работать с  информацией, структурировать полученные знания; o логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать  новые знания, устанавливать причинно­следственные связи, доказывать  свои суждения; o постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и  найти способ её решения; коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности  общения с различными группами людей или текстом (книгой); регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана[2]. Таким образом, универсальные учебные действия также являются с метапредметными  результатами обучения. Личностные, метапредметные и предметные результаты по русскому языку. Сегодня большая роль отводится русскому языку как метапредмету.  Ибо русский  язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом  изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная  проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет  русским языком, поскольку именно родной язык ­ это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;  навыков самостоятельной учебной деятельности; родной язык ­ это условие успешного  обучения в школе, в вузе, важнейшее условие овладения профессиональными  навыками; родной язык ­ это основной канал социализации личности, приобщения ее к  культурно­историческому опыту человечества. Метапредметная  роль русского языка в школьном образовании осознавалась давно  (достаточно вспомнить слова Ф.И. Буслаева, который называл русский язык предметом предметов в школе), однако сегодня она должна рассматриваться с учетом  изменившейся социокультурной ситуации в стране и в мире в целом, а также с учетом  достижений современной науки и практики. Метапредметные результаты изучения курса по русскому языку Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают  необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов  метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель  сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий,  направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание  учащимися собственных продуктов в освоении знаний. В рамках Госстандарта   в систему учебных действий включены личностные,  метапредметные  и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные  задачи и ситуации.  Метапредметные  образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за  счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и  общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно­ логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности,  основными универсальными умениями информационного характера, информационным  моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром  умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных  технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов  информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения  виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Обратимся коротко к определению всех трёх видов результатов освоения программы  основного общего образования. Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по  русскому (родному) языку являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально­культурных  ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии  интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его  значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к  родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как  явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для  свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к  самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы  по русскому (родному) языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения  (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и  дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,  изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными  видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства  массовой информации, компакт­диски учебного назначения, ресурсы Интернета;  свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том  числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;  умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,  сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их  содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и  коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и  адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью  свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с  учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,  соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,  соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям  окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;  сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог­расспрос, диалог­ побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,  грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;  соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного  общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;  адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и  в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки  зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать  собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,  докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с  использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;  способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим  учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа  языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка,  литературы и др.); 3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в  процессе речевого общения, совместного выполнения какого­либо задания, участия в  спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально­культурными нормами  речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального  межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по  русскому (родному) языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как  национального языка русского народа, как государственного языка Российской  Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о  роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в  образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней  и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и  речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально­деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,  официально­делового стилей и разговорной речи; функционально­смысловые типы  речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы  языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского  языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами  речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и  письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,  уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,  словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа  словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его  основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным  разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования  выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно­эстетических возможностей лексической и  грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать  эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной  литературы.  Что касается личностных и предметных результатов, здесь всё нам более или менее  знакомо и понятно. А вот метапредметность – это не просто общеучебные или  универсальные умения и навыки. Это особый подход к организации учебного процесса. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса литературного чтения  Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,  становление гуманистических и демократических ценностных ориентации  многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в  единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно­эстетического вкуса, эстетических потребностей,  ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений  художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной  отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре  других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной  принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе  представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных  социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных  ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими  собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным  и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ  жизни. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее  эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и  способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково­символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и  познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,  словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с  коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и  задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами  коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  классификации по родовидовым признакам, установления причинно­следственных  связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки  зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку  зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,  осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмысливать  собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и  сотрудничества.    Предметные результаты:     1)выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; 2)подробно и выборочно пересказывать текст; 3)составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; 4)размышлять о характере и поступках героя; 5)относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка,  скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку; 6)находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы; 7)относить сказочных героев к одной из групп ( положительные, отрицательные, герои­ помощники, нейтральные персонажи); 8)соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;    9)делить текст на части, озаглавливать части. МОУ «Тираспольская средняя школа №11» Доклад на тему: «Современное понимание предметного результата изучения конкретного предмета: русского языка и литературного чтения». Подготовил: учитель начальных классов Мунтян Т.Н. Тирасполь  2018

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения

Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2018