В данном материале представлены предметные результаты по биологии в основной и средней школе (базовый и углублённый уровень). Этот материал поможет учителям биологии при планировании урока, при составлении рабочей программы. В первой графе таблицы представлены результаты: ченик научится и ученик получит возможность научиться.
Ученик
научится
Предметные результаты по биологии
Основная школа
Средняя школа
пользоваться научными методами для распознания
биологических проблем;
давать научное объяснение биологическим фактам,
процессам, явлениям, закономерностям, их роли в
жизни организмов и человека;
проводить наблюдения за живыми объектами,
собственным организмом;
описывать биологические объекты, процессы и
явленияставить несложные биологические
эксперименты и интерпретировать их результаты.
выделять существенные признаки биологических
объектов (клеток и организмов растений, животных,
грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых
организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства
различных таксонов растений, животных, грибов и
бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий
растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических
объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на
основе определения их принадлежности к
определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической
деятельности людей; роль различных организмов в
жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции
систематических групп растений и животных на
примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность
Базовый уровень
раскрывать на примерах роль
биологии в формировании
современной научной картины
мира и в практической
деятельности людей;
понимать и описывать
взаимосвязь между
естественными науками:
биологией, физикой, химией;
устанавливать взаимосвязь
природных явлений;
понимать смысл, различать и
описывать системную связь
между основополагающими
биологическими понятиями:
клетка, организм, вид,
экосистема, биосфера;
использовать основные методы
научного познания в учебных
биологических исследованиях,
проводить эксперименты по
изучению биологических
объектов и явлений, объяснять
результаты экспериментов,
анализировать их,
формулировать выводы;
формулировать гипотезы на
основании предложенной
биологической информации и
предлагать варианты проверки
Углублённый уровень
оценивать роль биологических
открытий и современных
исследований в развитии науки и в
практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в
формировании современной научной
картины мира, прогнозировать
перспективы развития биологии;
устанавливать и характеризовать
связь основополагающих
биологических понятий (клетка,
организм, вид, экосистема, биосфера)
с основополагающими понятиями
других естественных наук;
обосновывать систему взглядов на
живую природу и место в ней
человека, применяя биологические
теории, учения, законы,
закономерности, понимать границы их
применимости;
проводить учебно
исследовательскую деятельность по
биологии: выдвигать гипотезы,
планировать работу, отбирать и
преобразовывать необходимую
информацию, проводить
эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе
полученных результатов;
выявлять и обосновыватьприспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям
реальные биологические объекты или их изображения,
выявлять отличительные признаки биологических
объектов;
сравнивать биологические объекты (растения,
животные, бактерии, грибы), процессы
жизнедеятельности;
делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями
строения и функциями клеток и тканей, органов и
систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать
и описывать биологические объекты и процессы;
ставить биологические эксперименты и объяснять их
результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения
в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности
человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и
размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете
биологии.
гипотез;
сравнивать биологические
объекты между собой по
заданным критериям, делать
выводы и умозаключения на
основе сравнения;
обосновывать единство живой и
неживой природы, родство
живых организмов, взаимосвязи
организмов и окружающей среды
на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ
основных групп органических
соединений клетки (белков,
жиров, углеводов, нуклеиновых
кислот);
распознавать клетки (прокариот
и эукариот, растений и
животных) по описанию, на
схематических изображениях;
устанавливать связь строения и
функций компонентов клетки,
обосновывать многообразие
клеток;
распознавать популяцию и
биологический вид по основным
признакам;
описывать фенотип
многоклеточных растений и
животных по морфологическому
критерию;
объяснять многообразие
организмов, применяя
эволюционную теорию;
существенные особенности разных
уровней организации жизни;
устанавливать связь строения и
функций основных биологических
макромолекул, их роль в процессах
клеточного метаболизма;
решать задачи на определение
последовательности нуклеотидов
ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов
тРНК, последовательности
аминокислот в молекуле белка,
применяя знания о реакциях
матричного синтеза, генетическом
коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях,
которые произойдут в процессах
матричного синтеза в случае
изменения последовательности
нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки;
решать задачи на определение и
сравнение количества генетического
материала (хромосом и ДНК) в
клетках многоклеточных организмов
в разных фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки
строения клеток организмов разных
царств живой природы, устанавливать
взаимосвязь строения и функций
частей и органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь
пластического и энергетического
обменов; сравнивать процессы
пластического и энергетическогоклассифицировать
биологические объекты на
основании одного или
нескольких существенных
признаков (типы питания,
способы дыхания и размножения,
особенности развития);
объяснять причины
наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у
организмов;
объяснять проявление видов
изменчивости, используя
закономерности изменчивости;
сравнивать наследственную и
ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические,
физиологические, поведенческие
адаптации организмов к среде
обитания и действию
экологических факторов;
составлять схемы переноса
веществ и энергии в экосистеме
(цепи питания);
приводить доказательства
необходимости сохранения
биоразнообразия для
устойчивого развития и охраны
окружающей среды;
оценивать достоверность
биологической информации,
полученной из разных
источников, выделять
необходимую информацию для
обменов, происходящих в клетках
живых организмов;
определять количество хромосом в
клетках растений основных отделов
на разных этапах жизненного цикла;
решать генетические задачи на
дигибридное скрещивание,
сцепленное (в том числе сцепленное с
полом) наследование, анализирующее
скрещивание, применяя законы
наследственности и закономерности
сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных
заболеваний, аргументировать
необходимость мер предупреждения
таких заболеваний;
сравнивать разные способы
размножения организмов;
характеризовать основные этапы
онтогенеза организмов;
выявлять причины и существенные
признаки модификационной и
мутационной изменчивости;
обосновывать роль изменчивости в
естественном и искусственном
отборе;
обосновывать значение разных
методов селекции в создании сортов
растений, пород животных и штаммов
микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости
и многообразия видов, применяя
синтетическую теорию эволюции;
характеризовать популяцию какиспользования ее в учебной
деятельности и решении
практических задач;
представлять биологическую
информацию в виде текста,
таблицы, графика, диаграммы и
делать выводы на основании
представленных данных;
оценивать роль достижений
генетики, селекции,
биотехнологии в практической
деятельности человека и в
собственной жизни;
объяснять негативное влияние
веществ (алкоголя, никотина,
наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния
мутагенов;
объяснять возможные причины
наследственных заболеваний.
Ученик
осознанно использовать знания основных правил
давать научное объяснение
единицу эволюции, вид как
систематическую категорию и как
результат эволюции;
устанавливать связь структуры и
свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и
энергии в экосистеме (сети питания),
прогнозировать их изменения в
зависимости от изменения факторов
среды;
аргументировать собственную
позицию по отношению к
экологическим проблемам и
поведению в природной среде;
обосновывать необходимость
устойчивого развития как условия
сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое
значение современных исследований в
биологии, медицине, экологии,
биотехнологии; обосновывать
собственную оценку;
выявлять в тексте биологического
содержания проблему и
аргументированно ее объяснять;
представлять биологическую
информацию в виде текста, таблицы,
схемы, графика, диаграммы и делать
выводы на основании представленных
данных;
преобразовывать график, таблицу,
диаграмму, схему в текст
биологического содержания.
организовывать и проводитьполучит
возможность
научиться
поведения в природе и основ здорового образа жизни в
быту;
выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих;
ориентироваться в системе познавательных ценностей
воспринимать информацию биологического
содержания в научнопопулярной литературе,
средствах массовой информации и Интернетресурсах,
критически оценивать полученную информацию,
анализируя ее содержание и данные об источнике
информации;
создавать собственные письменные и устные
сообщения о биологических явлениях и процессах на
основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников.
находить информацию о растениях, животных грибах
и бактериях в научнопопулярной литературе,
биологических словарях, справочниках, Интернет
ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из
одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности
по изучению организмов различных царств живой
природы, включая умения формулировать задачи,
представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при
отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми
растениями, укусах животных; работы с
определителями растений; размножения и
выращивания культурных растений, уходом за
домашними животными;
ориентироваться в системе моральных норм и
ценностей по отношению к объектам живой природы
биологическим фактам,
процессам, явлениям,
закономерностям, используя
биологические теории
(клеточную, эволюционную),
учение о биосфере, законы
наследственности,
закономерности изменчивости;
характеризовать современные
направления в развитии
биологии; описывать их
возможное использование в
практической деятельности;
сравнивать способы деления
клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение
фрагмента второй цепи ДНК по
предложенному фрагменту
первой, иРНК (мРНК) по участку
ДНК;
решать задачи на определение
количества хромосом в
соматических и половых
клетках, а также в клетках перед
началом деления (мейоза или
митоза) и по его окончании (для
многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на
моногибридное скрещивание,
составлять схемы
моногибридного скрещивания,
применяя законы
наследственности и используя
биологическую терминологию и
индивидуальную исследовательскую
деятельность по биологии (или
разрабатывать индивидуальный
проект): выдвигать гипотезы,
планировать работу, отбирать и
преобразовывать необходимую
информацию, проводить
эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе
полученных результатов,
представлять продукт своих
исследований;
прогнозировать последствия
собственных исследований с учетом
этических норм и экологических
требований;
выделять существенные особенности
жизненных циклов представителей
разных отделов растений и типов
животных; изображать циклы
развития в виде схем;
анализировать и использовать в
решении учебных и
исследовательских задач информацию
о современных исследованиях в
биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость
синтеза естественнонаучного и
социогуманитарного знания в эпоху
информационной цивилизации;
моделировать изменение экосистем
под влиянием различных групп
факторов окружающей среды;
выявлять в процессе(признание высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях, экологическое сознание, эмоционально
ценностное отношение к объектам живой природы);
осознанно использовать знания основных правил
поведения в природе; выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные
сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах
на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией, учитывая
особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении
познавательных задач связанных с изучением
особенностей строения и жизнедеятельности растений,
животных, грибов и бактерий, планировать совместную
деятельность, учитывать мнение окружающих и
адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы.
символику;
устанавливать тип наследования
и характер проявления признака
по заданной схеме родословной,
применяя законы
наследственности;
оценивать результаты
взаимодействия человека и
окружающей среды,
прогнозировать возможные
последствия деятельности
человека для существования
отдельных биологических
объектов и целых природных
сообществ.
исследовательской деятельности
последствия антропогенного
воздействия на экосистемы своего
региона, предлагать способы
снижения антропогенного
воздействия на экосистемы;
использовать приобретенные
компетенции в практической
деятельности и повседневной жизни
для приобретения опыта
деятельности, предшествующей
профессиональной, в основе которой
лежит биология как учебный предмет.