Предметные результаты по биологии

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале представлены предметные результаты по биологии в основной и средней школе (базовый и углублённый уровень). Этот материал поможет учителям биологии при планировании урока, при составлении рабочей программы. В первой графе таблицы представлены результаты: ченик научится и ученик получит возможность научиться.
Иконка файла материала Предметные результаты по биологии.doc
Ученик  научится Предметные результаты по биологии Основная школа Средняя школа ­пользоваться научными методами для распознания  биологических проблем; ­ давать научное объяснение биологическим фактам,  процессам, явлениям, закономерностям, их роли в  жизни организмов и человека; ­ проводить наблюдения за живыми объектами,  собственным организмом; ­ описывать биологические объекты, процессы и  явления­ставить несложные биологические  эксперименты и интерпретировать их результаты. выделять существенные признаки биологических  объектов (клеток и организмов растений, животных,  грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; ­аргументировать, приводить доказательства родства  различных таксонов растений, животных, грибов и  бактерий; ­аргументировать, приводить доказательства различий  растений, животных, грибов и бактерий; ­осуществлять классификацию биологических  объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на  основе определения их принадлежности к  определенной систематической группе; ­раскрывать роль биологии в практической  деятельности людей; роль различных организмов в  жизни человека; ­объяснять общность происхождения и эволюции  систематических групп растений и животных на  примерах сопоставления биологических объектов; ­выявлять примеры и раскрывать сущность  Базовый уровень ­раскрывать на примерах роль  биологии в формировании  современной научной картины  мира и в практической  деятельности людей; ­понимать и описывать  взаимосвязь между  естественными науками:  биологией, физикой, химией;  устанавливать взаимосвязь  природных явлений; ­понимать смысл, различать и  описывать системную связь  между основополагающими  биологическими понятиями:  клетка, организм, вид,  экосистема, биосфера; ­использовать основные методы  научного познания в учебных  биологических исследованиях,  проводить эксперименты по  изучению биологических  объектов и явлений, объяснять  результаты экспериментов,  анализировать их,  формулировать выводы; ­формулировать гипотезы на  основании предложенной  биологической информации и  предлагать варианты проверки  Углублённый уровень ­оценивать роль биологических  открытий и современных  исследований в развитии науки и в  практической деятельности людей; ­оценивать роль биологии в  формировании современной научной  картины мира, прогнозировать  перспективы развития биологии; ­устанавливать и характеризовать  связь основополагающих  биологических понятий (клетка,  организм, вид, экосистема, биосфера)  с основополагающими понятиями  других естественных наук; ­обосновывать систему взглядов на  живую природу и место в ней  человека, применяя биологические  теории, учения, законы,  закономерности, понимать границы их применимости; ­проводить учебно­ исследовательскую деятельность по  биологии: выдвигать гипотезы,  планировать работу, отбирать и  преобразовывать необходимую  информацию, проводить  эксперименты, интерпретировать  результаты, делать выводы на основе  полученных результатов; ­выявлять и обосновыватьприспособленности организмов к среде обитания; ­различать по внешнему виду, схемам и описаниям  реальные биологические объекты или их изображения,  выявлять отличительные признаки биологических  объектов; ­сравнивать биологические объекты (растения,  животные, бактерии, грибы), процессы  жизнедеятельности; ­ делать выводы и умозаключения на основе сравнения; устанавливать взаимосвязи между особенностями  строения и функциями клеток и тканей, органов и  систем органов; ­использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;  ­ставить биологические эксперименты и объяснять их  результаты; ­знать и аргументировать основные правила поведения  в природе; ­анализировать и оценивать последствия деятельности  человека в природе; ­описывать и использовать приемы выращивания и  размножения культурных растений и домашних  животных, ухода за ними; ­знать и соблюдать правила работы в кабинете  биологии. гипотез; ­сравнивать биологические  объекты между собой по  заданным критериям, делать  выводы и умозаключения на  основе сравнения; ­обосновывать единство живой и  неживой природы, родство  живых организмов, взаимосвязи  организмов и окружающей среды на основе биологических теорий; приводить примеры веществ  основных групп органических  соединений клетки (белков,  жиров, углеводов, нуклеиновых  кислот); ­распознавать клетки (прокариот  и эукариот, растений и  животных) по описанию, на  схематических изображениях;  устанавливать связь строения и  функций компонентов клетки,  обосновывать многообразие  клеток; ­распознавать популяцию и  биологический вид по основным  признакам; ­описывать фенотип  многоклеточных растений и  животных по морфологическому  критерию; ­объяснять многообразие  организмов, применяя  эволюционную теорию; существенные особенности разных  уровней организации жизни; ­устанавливать связь строения и  функций основных биологических  макромолекул, их роль в процессах  клеточного метаболизма; ­решать задачи на определение  последовательности нуклеотидов  ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов  тРНК, последовательности  аминокислот в молекуле белка,  применяя знания о реакциях  матричного синтеза, генетическом  коде, принципе комплементарности; ­делать выводы об изменениях,  которые произойдут в процессах  матричного синтеза в случае  изменения последовательности  нуклеотидов ДНК; ­сравнивать фазы деления клетки;  решать задачи на определение и  сравнение количества генетического  материала (хромосом и ДНК) в  клетках многоклеточных организмов  в разных фазах клеточного цикла; ­выявлять существенные признаки  строения клеток организмов разных  царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций  частей и органоидов клетки; ­обосновывать взаимосвязь  пластического и энергетического  обменов; сравнивать процессы  пластического и энергетического­классифицировать  биологические объекты на  основании одного или  нескольких существенных  признаков (типы питания,  способы дыхания и размножения, особенности развития); ­объяснять причины  наследственных заболеваний; выявлять изменчивость у  организмов; ­ объяснять проявление видов  изменчивости, используя  закономерности изменчивости;  ­сравнивать наследственную и  ненаследственную изменчивость; ­выявлять морфологические,  физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде  обитания и действию  экологических факторов; ­составлять схемы переноса  веществ и энергии в экосистеме  (цепи питания); ­приводить доказательства  необходимости сохранения  биоразнообразия для  устойчивого развития и охраны  окружающей среды; ­оценивать достоверность  биологической информации,  полученной из разных  источников, выделять  необходимую информацию для  обменов, происходящих в клетках  живых организмов; ­определять количество хромосом в  клетках растений основных отделов  на разных этапах жизненного цикла; ­решать генетические задачи на  дигибридное скрещивание,  сцепленное (в том числе сцепленное с  полом) наследование, анализирующее  скрещивание, применяя законы  наследственности и закономерности  сцепленного наследования; ­раскрывать причины наследственных  заболеваний, аргументировать  необходимость мер предупреждения  таких заболеваний; ­сравнивать разные способы  размножения организмов; ­характеризовать основные этапы  онтогенеза организмов; ­выявлять причины и существенные  признаки модификационной и  мутационной изменчивости;  ­обосновывать роль изменчивости в  естественном и искусственном  отборе; ­обосновывать значение разных  методов селекции в создании сортов  растений, пород животных и штаммов микроорганизмов; ­обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя  синтетическую теорию эволюции; ­характеризовать популяцию какиспользования ее в учебной  деятельности и решении  практических задач; ­представлять биологическую  информацию в виде текста,  таблицы, графика, диаграммы и  делать выводы на основании  представленных данных; ­оценивать роль достижений  генетики, селекции,  биотехнологии в практической  деятельности человека и в  собственной жизни; ­объяснять негативное влияние  веществ (алкоголя, никотина,  наркотических веществ) на  зародышевое развитие человека; объяснять последствия влияния  мутагенов; ­объяснять возможные причины  наследственных заболеваний. Ученик  ­осознанно использовать знания основных правил  ­давать научное объяснение  единицу эволюции, вид как  систематическую категорию и как  результат эволюции; ­устанавливать связь структуры и  свойств экосистемы; ­составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания),  прогнозировать их изменения в  зависимости от изменения факторов  среды; аргументировать собственную  позицию по отношению к  экологическим проблемам и  поведению в природной среде; ­обосновывать необходимость  устойчивого развития как условия  сохранения биосферы; ­оценивать практическое и этическое  значение современных исследований в биологии, медицине, экологии,  биотехнологии; обосновывать  собственную оценку; ­выявлять в тексте биологического  содержания проблему и  аргументированно ее объяснять; ­представлять биологическую  информацию в виде текста, таблицы,  схемы, графика, диаграммы и делать  выводы на основании представленных  данных; ­преобразовывать график, таблицу,  диаграмму, схему в текст  биологического содержания. ­организовывать и проводитьполучит  возможность научиться поведения в природе и основ здорового образа жизни в  быту; ­выбирать целевые и смысловые установки в своих  действиях и поступках по отношению к живой  природе, здоровью своему и окружающих;  ­ориентироваться в системе познавательных ценностей  воспринимать информацию биологического  содержания в научно­популярной литературе,  средствах массовой информации и Интернет­ресурсах,  критически оценивать полученную информацию,  анализируя ее содержание и данные об источнике  информации; ­создавать собственные письменные и устные  сообщения о биологических явлениях и процессах на  основе нескольких источников информации,  сопровождать выступление презентацией, учитывая  особенности аудитории сверстников. ­находить информацию о растениях, животных грибах  и бактериях в научно­популярной литературе,  биологических словарях, справочниках, Интернет  ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из  одной формы в другую; ­основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой  природы, включая умения формулировать задачи,  представлять работу на защиту и защищать ее. использовать приемы оказания первой помощи при  отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми  растениями, укусах животных; работы с  определителями растений; размножения и  выращивания культурных растений, уходом за  домашними животными; ­ориентироваться в системе моральных норм и  ценностей по отношению к объектам живой природы  биологическим фактам,  процессам, явлениям,  закономерностям, используя  биологические теории  (клеточную, эволюционную),  учение о биосфере, законы  наследственности,  закономерности изменчивости; ­характеризовать современные  направления в развитии  биологии; описывать их  возможное использование в  практической деятельности; ­сравнивать способы деления  клетки (митоз и мейоз); ­решать задачи на построение  фрагмента второй цепи ДНК по  предложенному фрагменту  первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК; ­решать задачи на определение  количества хромосом в  соматических и половых  клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или  митоза) и по его окончании (для  многоклеточных организмов); ­решать генетические задачи на  моногибридное скрещивание,  составлять схемы  моногибридного скрещивания,  применяя законы  наследственности и используя  биологическую терминологию и  индивидуальную исследовательскую  деятельность по биологии (или  разрабатывать индивидуальный  проект): выдвигать гипотезы,  планировать работу, отбирать и  преобразовывать необходимую  информацию, проводить  эксперименты, интерпретировать  результаты, делать выводы на основе  полученных результатов,  представлять продукт своих  исследований; ­прогнозировать последствия  собственных исследований с учетом  этических норм и экологических  требований; ­выделять существенные особенности  жизненных циклов представителей  разных отделов растений и типов  животных; изображать циклы  развития в виде схем; ­анализировать и использовать в  решении учебных и  исследовательских задач информацию о современных исследованиях в  биологии, медицине и экологии; ­аргументировать необходимость  синтеза естественно­научного и  социогуманитарного знания в эпоху  информационной цивилизации; ­моделировать изменение экосистем  под влиянием различных групп  факторов окружающей среды; ­выявлять в процессе(признание высокой ценности жизни во всех ее  проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ ценностное отношение к объектам живой природы); ­осознанно использовать знания основных правил  поведения в природе; выбирать целевые и смысловые  установки в своих действиях и поступках по  отношению к живой природе;  ­создавать собственные письменные и устные  сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах  на основе нескольких источников информации,  сопровождать выступление презентацией, учитывая  особенности аудитории сверстников; ­работать в группе сверстников при решении  познавательных задач связанных с изучением  особенностей строения и жизнедеятельности растений,  животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и  адекватно оценивать собственный вклад в  деятельность группы.  символику; ­устанавливать тип наследования и характер проявления признака  по заданной схеме родословной,  применяя законы  наследственности; ­оценивать результаты  взаимодействия человека и  окружающей среды,  прогнозировать возможные  последствия деятельности  человека для существования  отдельных биологических  объектов и целых природных  сообществ. исследовательской деятельности  последствия антропогенного  воздействия на экосистемы своего  региона, предлагать способы  снижения антропогенного  воздействия на экосистемы; ­использовать приобретенные  компетенции в практической  деятельности и повседневной жизни  для приобретения опыта  деятельности, предшествующей  профессиональной, в основе которой  лежит биология как учебный предмет.