Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.
Оценка 5

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
09.01.2017
Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.
Тема: Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы. Цель: Знакомство учащихся с народным промыслом России. Хохломская роспись. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами. Задачи: 1.Образовательные: выявить особенности хохломской росписи, сформировать навыки составления декоративной композиции, формирование графических умений и навыков в рисовании кистью декоративных элементов хохломской росписи; 2. Воспитательные: формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества учащихся; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, аккуратности; пробудить интерес к народному промыслу. 3. Развивающая: развитие у учащихся образовательного представления, творческого мышления, фантазии.
урок изо в 5 классе.docx
Урок №                                    ИЗО                    5 класс                      дата: Тема: Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы. Цель: Знакомство учащихся с народным промыслом России. Хохломская роспись. Дать       возможность детям почувствовать себя народными мастерами.  Задачи: 1.Образовательные: выявить особенности хохломской росписи, сформировать  навыки составления декоративной композиции, формирование графических  умений и навыков в рисовании кистью декоративных элементов хохломской  росписи; 2. Воспитательные: формировать и развивать нравственные, трудовые,  эстетические, патриотические качества учащихся; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, аккуратности; пробудить интерес к народному  промыслу. 3. Развивающая: развитие у учащихся образовательного представления,  творческого мышления, фантазии. Зрительный ряд: иллюстрации посуды. Музыкальный ряд: русская народная музыка Оборудование: • модель для раскрашивания "Блюдце"  • гуашь  • кисти  • баночка для воды  • салфетка  Вид: декоративное рисование. Форма урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ (урок­практикум) Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература                                                     Ход урока. I. Организационный момент. Подготовка готовности к уроку. II. Формирование новых знаний. ­ Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из народных промыслов нашей страны. Сформируйте тему урока.  На Волгу в давние века Пришел мужик издалека. Он был веселый молодец, Великий мастер и творец. Он дом построил, начал жить, Из липы стал он мастерить Посуду, мебель и кадушки, Детишкам всякие игрушки. Однажды, чуть заря зардела, К нему жар – птица прилетела. Он птицу кашей накормил, Душистым медом угостил. И в благодарность за добро Она дала ему перо. «Взмахни ты им над всей посудой,  И для тебя свершиться чудо». Сказала так и улетела. Мужик же принялся за дело. Махнул жар – Птицыным пером И засияло все кругом. А мастер будто ­ бы прозрел,  Он понял вдруг, чего хотел. Потом встряхнулся, удивился: «Какой мне чудный сон приснился» И вот друзьям на удивленье Он расписал свои творенья. Народ от быстрого ума  Назвал ту роспись: «Хохлома». На черный фон, как ночь густая,  Ложилась краска золотая, А сочных ягод красный цвет Похож на утренний рассвет. ­ Вы, наверное, уже видели необыкновенную на вид посуду, которая удивляет нас  сказочной росписью?  «Золотая хохлома» называют его в народе. Мир волшебной хохломы Удивляя, Прорастая, Как­то празднично жива Молодая, Непростая, Черно­красная трава. Листья рдеют, Не редея От дыхания зимы: Входим в царство Берендея ­ В мир волшебной Хохломы. Учитель: Золотая хохлома ­ яркое, самобытное явление русского народного декоративно­ прикладного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома. ­ Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку и миску можно было увидеть на столе у боярыни, в избе крестьянина и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка или ковш считались настоящим подарком. ­  Есть такая красивая легенда: «Давным­давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок­умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела к его порогу Жар­птица. Мужичок и ее угостил. Жар­птица задела крылом чашку с кашей и стала она золотой». ­ Это, конечно, легенда. А на самом деле производство хохломской посуды дело очень нелегкое. Выточенную   на   токарном   станке   или   вырезанную   ножом   из   липы   или   березы   вещь тщательно   покрывали   тончайшим   слоем   жидкой   глины   («вапы»).   Просушенное   изделие несколько раз покрывали олифой, красили серебристым алюминиевым порошком. Затем расписывали   масляными   красками,   вновь   олифили   и   сушили   в   печах.   После   такой обработки хохломские изделия получали золотой оттенок, а красные узоры пламенели на золотом или черном фоне, поэтому Хохлому называют «золотой» и «пламенной». Дети рассматривают хохломские изделия. III. Проверка домашнего задания. На дом было задано подготовить сообщения о Золотой Хохломе.. ­ Ребята, внимательно прослушаем сообщение, а потом  ответим  на вопрос: "Что же вы узнали о хохломе?» Ученик. Старинное предание рассказывает: жил когда­то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел нам не ведомо. Вырезал тот человек  деревянные чашки  да ложки и так их расписал, что, казалось, сделаны они из чистого  золота. Узнал  об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы  доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но найти  чудо мастера не смогли.     Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В  каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на  ярмарке в селе Хохлома. так и родилось название – «золотая хохлома».  Хохломаа — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в  округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели,  выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону[1]. На дерево при  выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо­ оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три­четыре раза обрабатывается в печи, чем  достигается медово­золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной  посуде эффект массивности. Роспись Роспись выглядит ярко, несмотря на темный фон. Для создания рисунка используются  такие краски, как красная, жёлтая, оранжевая, немного зелёной и голубой. Также в  росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и  звери. История Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в  деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Деревня  Хохлома была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло  название росписи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в  Нижегородской области. На сегодняшний момент существует множество версий происхождения хохломской  росписи, вот две наиболее распространенные: Первая версия По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды  «под золото» в лесном Заволжье и само рождение хохломского промысла  приписывалось старообрядцам. Еще в давние времена среди жителей местных деревень, надежно укрытых в глухомани  лесов, было немало «утеклецов», то есть людей, спасавшихся от гонения за «старую веру». Среди переселившихся на нижегородскую землю старообрядцев было немало иконописцев, мастеров книжной миниатюры. Они привезли с собой древние иконы и рукописные книги с  красочными заставками, принесли тонкое живописное мастерство, каллиграфию  свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента. В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным мастерством, передавали из  поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объемной резьбы.  На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной  сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические  формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев —  живописную культуру, мастерство «тонкой кисти». И, что не менее важно, секрет  изготовления «золотой» посуды без применения золота. Вторая версия Но есть документы, свидетельствующие о другом. Способ имитации позолоты на дереве,  родственный хохломскому, использовался нижегородскими ремесленниками в окраске  деревянной посуды еще в 1640—1650 годах, до появления старообрядчества[2]. В крупных  нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, в заволжском «селишке  Семеновское» (будущий город Семенов — один из центров хохломской росписи)  изготовлялась деревянная посуда — братины, ковши, блюда для праздничного стола —  окрашенная «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка. Способ  окраски деревянной посуды «на оловянное дело», вероятно, предшествовавший  хохломскому, сложился из опыта иконописцев и местных поволжских традиций посудного  ремесла[3]. Факторы, давшие толчок к развитию хохломской росписи Производство хохломской посуды долгое время сдерживалось дороговизной привозимого  олова. Обеспечить оловом мастеров мог только очень состоятельный заказчик. В Заволжье  такими заказчиками оказались монастыри. Так, села Хохлома, Скоробогатово и около 80  селений по рекам Узоле и Керженцу работали на Троице­Сергиев монастырь. Из  документов монастыря видно, что крестьяне этих сел вызывались для работы в мастерских Лавры, где могли познакомиться с производством праздничных чаш и ковшей. Не случайно, что именно хохломские и скоробогатовские села и деревни стали родиной оригинальной  росписи посуды, так похожей на драгоценную. Обилие леса, близость Волги — главной торговой артерии Заволжья — также  способствовало развитию промысла: груженные «щепным» товаром. суда направлялись в  Городец, Нижний Новгород, Макарьев, славившиеся своими ярмарками, а оттуда — в  Саратовскую и Астраханскую губернии. Через прикаспийские степи хохломская посуда  доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Англичане, немцы, французы охотно  скупали заволжскую продукцию в Архангельске, куда она доставлялась через Сибирь.  Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное  торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными  нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать  деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх  Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей,  сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами  изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми  самородками яркие краски хохломы. Центры народного промысла хохломы В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся  фабрики «Хохломская роспись»[4] и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров  деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика  находится в д. Сёмино). В данный момент деятельность предприятия сведена практически  к нулю. В д. Семино расположено также предприятие, занимающееся  выпуском  деревянных шкатулок с хохломской росписью ..В Семёнове Школу основал Г.      П.      Матвеев. Технология Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают  грубые бруски­заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает  резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так  получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы  и чашки. Изготовление «белья» После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной — вапой, как её называют  мастера. После грунтовки изделие 7­8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой  специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой  наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы  олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в  дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня  изделие покроют олифой 3­4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» —  когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также  вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело­ зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски.  Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и  чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый,  светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так,  чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Лужение и художественная роспись    Выделяют роспись «верховую» (когда по закрашенному серебристому фону наносят  рисунок (криуль — основная линия композиции, на нее «насаживают» такие элементы как  осочки, капельки, усики, завитки т. д.) красным и черным цветом) и «под фон» (сначала  намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон, рисунок листа  или цветочка остается золотым). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат  или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами; «травка» — узор из крупных и мелких травинок; «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном  фоне; Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят  штампиком, вырезанным из пластинок гриба­дождевика, или особым образом свёрнутым  кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не  повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются  серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома». Хохломская роспись с гербом Нижнего Новгорода Расписанные изделия 4­5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой  после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3­4 часов в печи при температуре  +150… +160 °C до образования масляно­лаковой плёнки золотистого цвета. Так  получается знаменитая «золотая хохлома». 2. Главная часть. ­   Хохломская   роспись   представляет   собой   растительный   орнамент,   составленный   из небольшого числа мотивов, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной». Учащиеся знакомятся с элементами растительного орнамента по учебному плакату. ­ Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом,   при   этом   кисточку   надо   держать   тремя   пальцами   перпендикулярно поверхности листа. Объяснение   последовательности   выполнения   элементов   хохломской   росписи   на   доске учителем: «осочки» ­ выполняется легким движением кончика кисти сверху вниз; «травинки» ­ это мазки с небольшим плавным утолщением; «капельки» ­ рисуются прикладыванием кисти к бумаге; «усики»  ­   рисуются   в   виде   непрерывной   линии   одинаковой   толщины,   закрученной   в спираль; «завитки» ­ выполняются с легким нажимом в середине элемента; «кустик»  ­   наиболее   сложный   элемент,   он   состоит   из   более   простых   симметрично расположенных элементов ­ «осочек», «травинок», «капелек», «усиков» и «завитков»; «ягодки»  ­ ягоды бруснички, смородинки, рябинки рисуются печаткой­тычком (полоска бумаги, свернутая в тугую трубочку); ягоды крыжовника, клубнички рисуются кистью. По высохшей краске ягоды «разживляются» желтым цветом. ­ Кроме того, надо помнить о соответствии узора и формы предмета. Посмотрите   на   вазочку:   ветка   спелых   ягод   обвивает   поверхность   изделия,   создавая непрерывную полосу орнамента. ­   Ребята,   сегодня   на   уроке   я   предлагаю   вам   превратиться   в   народных   умельцев   и превратить белую посуду в золотую и прекрасную. Для этого вы должны выбрать наиболее понравившийся орнамент и украсить им шаблоны посуды. На столе у детей приготовленные заранее шаблоны различной посуды. Физкультминутка (Учащиеся выполняют упражнения за учителем). По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками). И любо мне, и весело, Смотрю по сторонам, Голубеньким и синеньким Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами). IV. Практическая работа ­ Сегодня на уроке вы будете рисовать посуду с хохломской росписью. Задача перед вами  стоит не простая, так как необходимо будет не только передать форму предмета, но и  выполнить ее роспись, соблюдая традиционную для этой росписи палитру и орнамент. При  этом очень важно передать свое настроение, отношение к изображаемому предмету.  V. Экспресс­выставка. Показ и анализ лучших работ. Подведение итогов урока. ­ Посмотрите на выставку, какая чудесная получилась у наших народных мастеров посуда ­ яркая, красочная, праздничная. С таким товаром нашим купцам не стыдно будет ехать на ярмарку. Как велика наша любимая Родина! Сколько замечательных талантов вокруг!              Стоит студеная зима,              Снежинки крутит буйный ветер,              А солнечная Хохлома              Напоминает нам о лете.              В тарелочках не полутьма.              Не сумрак в вазах и солонках,              Напоминает Хохлома              Родную, милую сторонку!   VI. Итоги урока. 1. Выставка лучших работ учащихся. Анализ работ. 2. Заключительное слово учителя. ­ Сегодня на уроке мы с вами побывали в роли мастера – умельца: форму предмета   расписали его травным орнаментом с ягодами и цветами. ­ Что вам на уроке больше всего понравилось? ­ Что нового вы узнали на уроке?

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.

Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни. Искусство Хохломы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017