Цель технологии – научить ученика анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Одной из важных форм воспитательной работы это ситуационные классные часы, способствующие формированию у учащихся культуры общения, развитию коммуникативных компетенций. Ребята учатся формулировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений, учатся управлять самим собой.
Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда.
Технология индивидуального рефлексивного воспитания рассчитана на формирование и развитие индивидуального сознания или его коррекцию, то есть сознательную волю, сознательную саморегуляцию человека.
Индивидуализированное воспитание –такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.
Технология, описанная Н.П.Капустиным, позволяет, таким образом, организовать совместную деятельность участников учебно-воспитательного процесса, в ходе которой происходит актуализация накопившихся проблем, осмысление собственных неудач и ошибок, осознание ответственности за принимаемые решения, разрабатываются стратегии поведения на будущее. Для реализации технологии и методики индивидуального воспитания использую такую форму классного часа, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, то есть из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения.
Ситуационный классный час конструирую с использованием следующих технологических компонентов:1.Цель (классный руководитель сообщает тему и цель).2.Информация (сообщает учитель или лидер класса).3.«Я-позиция» (выявляется причина «Я-позиции», учащиеся по кругу отвечают на вопросы).4.«Я-позиция» и общественно значимая норма (работа в группах).5.Проведение дискуссии (группы и отдельные учащиеся высказывают свои мнения, точки зрения, позицию).6.Рефлексия (дети отвечают по кругу).7.Свободный выбор (советы классного руководителя учащимся).8.Мотивация (заключается в поддержке вниманием, помощью, заботой тех учащихся, которые на классном часе приняли решение исправить что-то в своём поведении).9.Мониторинг (наблюдение, отслеживание изменений в поведении детей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.