Предпосылки овладения навыками звукового анализа и синтеза старших дошкольников
Оценка 4.6

Предпосылки овладения навыками звукового анализа и синтеза старших дошкольников

Оценка 4.6
Документация
docx
другое
Взрослым
30.01.2021
Предпосылки овладения навыками звукового анализа и  синтеза старших дошкольников
Предпосылки овладения навыками звукового анализа и синтеза старших дошкольников, теория для ВКР
документ.docx

Предпосылки овладения навыками звукового анализа и

синтеза старших дошкольников

 

Процесс формирования навыков звукового анализа и звукового синтеза исследован и подробно описан в работах: А.Н. Гвоздева, Г.А. Каше, Л.Н. Смирновой, М. Е. Хватцева.

По мнению данных исследователей, в процесс овладения звуковой стороной языка входит два взаимообусловленных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития навыков звукового анализа и синтеза.

Исходя из работы М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной, формирование навыков звуковой стороны речи связано с развитием у детей фонематического слуха или фонематического восприятия, что по данным этих и многих современных исследователей одно и то же, так как изучением этого вопроса занимают специалисты разных областей знаний.

         По данным А.Н. Гвоздева, можно выдвинуть такие формы работы с фонемами как:

1. Выделение звука на фоне слова, то есть определение наличия или отсутствия в слове, например: определить есть ли звук [ш] в словах шапка, нос, штаны.

2. Выделение первого и последнего звука в слове.

3. Определение количества, последовательности звуков, и их места в слове по отношению к другим звукам.

4. Составление слов из звуков в не нарушенной и нарушенной последовательности.

5. Составление слов из слогов .

В совершенстве фонематическим анализом и синтезом ребенок овладевает в старшем дошкольном возрасте в ходе обучения грамоте.

По словам Т.В. Тумановой и Т.Б. Филичевой к завершению дошкольного периода ребенок слышит правильно каждый звук, а так же не смешивает его с другими звуками.

Исходя из работы Л.С. Волковой, звуковой анализ - это выделение звука на фоне слова. Этой формой ребенок обалдевает не осознано, то есть самопроизвольно в связи с чем его называют элементарным звуковым анализом.

У детей появляются затруднения при определении наличия заданного звука в словах, определение места звука в слове, проблемным является даже выделение первого и последнего звука, так же дошкольники затрудняются определить последовательность звуков в слове. Сложным для детей оказывается и подсчёт количество звуков и слогов в слое. Данный навык звукового анализа возникает у дошкольников только в ходе обучения грамоте, так как для становления устной речи в таком анализе нет необходимости, ведь ребенок с раннего возраста воспринимает слова целыми, ему просто незачем делить их на звуки. Из этого можно сделать вывод, если дошкольник пойдет в начальную школу не обученный звуковому анализу, то он не сможет сразу усвоить такой трудный навык, и в связи, с чем появляться ошибки на письме.

Поэтому необходимо поэтапно формировать навыки звукового анализа в дошкольном возрасте.

– операция соединения частей в целое. Эта процедура противоположная анализу, но они связаны и неразделимы друг от друга.

Следующий процесс описанный Л. С. Волковой, это звуковой синтез - способность объединять раздельные звуки в целые слова с последующим узнаванием полученного слова. Когда ребенок начнет свободно ориентироваться в звуковом составе слова, он сможет записывать слова без ошибки. Но если звуковая структура слова нарушена, то автоматически появятся ошибки на письме, такие как: пропуски, перестановки, замены букв, что в дальнейшем приведет к появлению дисграфии обусловленной несформированностью фонематического анализа и синтеза.

В.И. Селиверстов отмечает, что дети младшего дошкольного возраста без речевых нарушений не способны выделить первый и последний звук в слове, а дети старшего дошкольного возраста так же не имеющие нарушения речи справляются с этой задачей без особых затруднений. Анализируя звуковой состав слова, дошкольник произносить его с особенной интонацией, выделяя заданный звук голосом .

Умение без ошибочного произношения обусловлено способностью ребёнка к звуковому анализу и синтезу речевых фонем, то есть от уровня развития фонематического слуха, определяющего восприятие звуков.

 По данным М.Е. Хватцева звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия, при нормальном речевом развитии требует поэтапного специального обучения.

Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования показал, что в старшей группе предусматриваются специальные занятия по звуковой культуре речи которые формируют базу для усвоения программного содержания занятий по обучению грамоте в подготовительной группе.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что формирования навыков звукового анализа и синтеза приобретается лишь в процессе становления устной речи на протяжении всего периода дошкольного обучения. Знания и практические умения владения звуковым составом языка развиваются на основе формирования навыков звукового анализа и синтеза. 


 

Предпосылки овладения навыками звукового анализа и синтеза старших дошкольников

Предпосылки овладения навыками звукового анализа и синтеза старших дошкольников

Исходя из работы Л.С. Волковой, звуковой анализ - это выделение звука на фоне слова

Исходя из работы Л.С. Волковой, звуковой анализ - это выделение звука на фоне слова

Анализируя звуковой состав слова, дошкольник произносить его с особенной интонацией, выделяя заданный звук голосом

Анализируя звуковой состав слова, дошкольник произносить его с особенной интонацией, выделяя заданный звук голосом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2021