Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения
Оценка 4.8

Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
docx
Междисциплинарный 4
Все классы
17.04.2017
Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения
Введение новой формы обучения - «предшкольного образования» для детей с 5-лет 6 месяцев до 7 лет. В статье описаны проблемы дошкольного образования, связанные с предшкольной подготовкой детей и описаны способы их решения.Также представлены организационные формы предшкольной подготовки, содержание основные направления работы при организации предшкольной подготовки детей, даны рекомендации по организации занятий педагогами.
Андрияускас Предшкола.docx
Андрияускас Надежда Васильевна Учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 пос.Советский Республика Марий Эл Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения Рост интереса к дошкольному детству относится к числу общемировых общественных   тенденций.   Одним   из   приоритетных   направлений   развития образовательной системы Российской Федерации в настоящее время признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных   групп   и   слоев   населения.   Ежегодно   от   23   до   25% первоклассников   приходят   в   школу   неподготовленными,   что   существенно затрудняет   их   адаптацию   к   новым   условиям   школьной   жизни,   осложняет организацию   учебного   процесса   и   вынуждает   родителей   искать   способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Стартовые возможности первоклассников, посещавших ДОУ в течение 3 – 4 лет и детей, не охваченных дошкольным обучением не равны. В качестве   ключевого   решения   данной   проблемы   рассматривается   введение новой формы обучения ­ «предшкольного образования» для детей с 5­лет 6 месяцев до 7 лет, в так называемый сензитивный период, когда дети могут получить   определенное   развитие,   которое   невозможно   получить   в   другом возрасте. Е. Г. Зима рассматривает предшкольное образование, «с одной стороны, как   целенаправленный,   организованный   социальный   процесс   обучения   и воспитания   детей   старшего   дошкольного   возраста   (5­7   лет),   который выполняет   также   функцию   социального   контроля   за   состоянием   их физического,   психологического,   интеллектуального   состояния   перед поступлением   в   школу.   С   другой   стороны,   этот   процесс   представлен   как совокупность   особых   институциональных   и   неинституциональных   практик взаимодействия   различных   субъектов:   родителей,   воспитателей,   учителей, самих детей» [1]. На основании анализа работ различных авторов – С. А. Езоповой [2], Д. Константиновского [3], М. Ю. Стожаровой [4] и др. – можно считать, что основными целями введения предшкольного образования являются: – создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс; – выравнивание уровня развития, интеллектуальной и психологической готовности   детей   к   поступлению   в   школу   как   важнейшей   составляющей успешности обучения; –   обеспечение   преемственности   дошкольного   и   начального   общего образования; –   сохранение   и   укрепление   психического   и   физического   здоровья ребёнка;   при   необходимости   коррекция   незначительных   нарушений   в физическом,   интеллектуальном,   речевом   и   эмоциональном   развитии   детей, что   позволит   психологически   подготовить   ребёнка   к   последующему школьному обучению. В   настоящее   время   существуют   несколько   организационных   форм предшкольной подготовки: – подготовительные к школе группы детского сада; –   подготовительные   к   школе   группы   детского   сада,   являющегося модулем СОШ­центра образования; – группы предшкольной подготовки полуинтернатного типа для детей пяти­шести   лет   при   образовательных   учреждениях   «СОШ   с   дошкольными группами»; подготовке к школе при образовательных учреждениях «СОШ с дошкольными группами»; –   группы   кратковременного   пребывания   по   подготовке   к   школе, организованные   на   базе   центров   дополнительного   образования,   психолого­ педагогических   центров   и   других   образовательных   организаций   –   как государственных, так и негосударственных. Подобное   разнообразие   организационных   форм,   казалось   бы,   должно являться   хорошим   показателем   реализации   принципа   вариативности предшкольного   образования.   Однако   в   данном   случае   оно   рождает конфликтную ситуацию между детским садом и школой за место лидера в образовательной политике предшкольной подготовки.  Отсутствие единых правил подготовки детей к школе приводит к тому, что дети приходят в школу с навыками чтения и счета, а при этом у 35­40% из них не развита мелкая моторика, у 60% ­ устная речь. Остается без внимания социальная составляющая образования, связанная с приобретением навыков   сотрудничества, эффективной   коммуникации   с   разными   людьми, конструктивного соперничества, умения регулировать свое состояние и т.п. Отсутствует   согласованность   программ   дошкольных   учреждений   и   школ. Сегодня   происходит   фактический   перенос   программы   1­го   класса   в дошкольное учреждение. Урбанская М.В. выделяет ряд следующих проблем, возникающих при организации   предшкольной   подготовки:   неготовность   детей   к   изменениям социального статуса; доминирование у них игровой деятельности; отсутствие четкого доминирования мотивов; неустойчивость самооценки; произвольность и  неустойчивость   поведения.  Для   решения   этих   проблем   она   рекомендует следующие выводы по организации занятий педагогами. Вместо   жесткого   регламентированного   обучения   школьного   типа применять форму организации учебного процесса «проживание дня», которая предполагает  отсутствие   деления   на  отдельные   занятия.  При «проживании дня» процесс обучения носит целостный характер, весь необходимый учебный материал объединяется общим сценарием. Развивать   деятельностный,   проблемно­поисковый,   проектный   методы проведения занятий, активизирующие мышление, воображение и творчество детей с использованием средового влияния. Обеспечивать   ребенку   возможность   ориентироваться   на   партнера   – сверстника,   взаимодействовать   с   ним   и   учиться   у   него   (а   не   только   у взрослого), чему способствует организация обучения в группах. Ведущей   в   образовательном   процессе   должна   стать   диалогическая форма общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие речевой активности – одного из качеств, необходимых для обучения в школе. Формировать   детское   сообщество,   обеспечивающее   каждому   ребенку чувство комфортности и успешности. Работа   с   детьми   должна   быть   дополнена   работой   с   родителями (законными   представителями).   Целесообразно   провести   цикл   бесед   (5‐7), позволяющих подготовить родителей (законных представителей) к оказанию помощи ребёнку в решении возникающих у него проблем при подготовке к школе и на начальном этапе обучения в первом классе. В задачу обучения в предшкольном классе не должно входить обучение навыкам   чтения   и   письма.   У   ребёнка   необходимо   сформировать   круг индивидуальных качеств, наиболее важных для начала школьного обучения, так  называемые   учебно‐важные   качества.  Уровень   развития   учебно‐важных качеств прямо или опосредованно определяет успешность усвоения на ранних этапах обучения в школе [5].  Предшкольное   образование   есть   реализация   идеи   становления   и развития   личности   ребенка   и   должно   рассматриваться   как   образование, осуществляемое на базе образовательных учреждений разных типов и видов, реализующее здоровьесберегающие подходы в воспитании и обучении. развивающие,     личностно­ориентированные   и Содержание   предшкольного  образования  должно   быть   ориентировано на: ­ формирование положительной самооценки, уверенности в себе; ­   формирование   стремления   к   познанию   нового,   интереса   к окружающему миру; ­   развитие   мотивации   достижения   успеха,   активной,   деятельной позиции; ­ формирование коммуникативных умений и навыков; ­   становление   основ   духовно­нравственного   облика   личности, определение и усвоение общечеловеческих ценностей; ­   овладение   средствами   и   способами   познавательной   деятельности (развитие восприятия, памяти, мышления, речи, воображения); ­   формирование   «детской   компетентности»   в   различных   сферах деятельности человека; ­ физическое развитие ребенка, сохранение и восстановление здоровья. Список использованных источников: 1.Зима Е. Г. Особенности предшкольного образования в современном российском обществе : дис.  канд. социол. наук. – М., 2005. – 123 с. 2.Езопова С. А.   Предшкольное   образование,   или   Образование   детей  //  дошкольного   инновации   старшего   Дошкольная педагогика. – 2007. – №6. – С.8‐10.  возраста:   и   традиции   3.Стожарова  М.  Ю.   Предшкольное   и  реальность   :   учеб.   пособие   для   вузов.   –   Ростов‐на‐Дону:   Феникс, 2008. – 221 с.  образование:   модели   4.Константиновский Д.   Предшкольное   образование:   проблемы решения // Народное образование. – 2007. – №8. – С.107‐114.  5.Урбанская М.В. Проблемы организации предшкольного образования и способы их решения //Человек и образование. ­ №3 (20). – 2009. – С.171­175.

Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения

Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения

Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения

Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения

Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения

Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения

Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения

Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения

Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения

Предшкольная подготовка детей: проблемы организации и способы их решения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017