Представление опыта работы учителя начальных классов
Оценка 4.8

Представление опыта работы учителя начальных классов

Оценка 4.8
docx
31.01.2020
Представление опыта работы учителя начальных классов
ШМО опыт работы Казанцева.docx

 «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Плутарх

 

Добрый день уважаемые коллеги, члены жюри.

С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Вопрос кем быть – никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала- что моя жизнь будет связана с воспитанием детей.

Учительский труд – это каждодневная работа со своими удачами и неудачами, победами и поражениями. И каждый день я для ребят:

        руководитель

        участник

        советник

        товарищ

        наблюдатель

Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем .Один мудрец искал способного и талантливого ученика. Он решил собрать всех учеников.   Собралось множество его последователей. .Мудрец сказал им:                    

   - У меня возникла проблема. Видите - в стене позади меня находится самая большая, тяжелая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть ее без посторонней помощи?

Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие  обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно. Только один ученик подошел к двери и подверг ее тщательному исследованию. Он  проверил ее, используя свои глаза и руки. Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась. Мудрец нашел себе преемника.  

Я предлагаю вашему вниманию  опыт работы по теме:  Исследовательская работа в начальной школе. Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет приоритетным направлением новых образовательных стандартов является обеспечение развития исследовательских компетенций, основу которых составляют универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения.

Проектная и исследовательская деятельность наиболее эффективно решает поставленные задачи ФГОС в основном общем образовании.

 «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены, всякий кто  желает к ним  приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»  А. Дистервег:

Поэтому в своей работе используя инновационные педагогические средства и методы особое место уделяю исследовательской творческой деятельности.

Уникальность этой деятельности состоит в том, что он ориентирован на всех детей, обучающихся в моем классе и  имеющих различные уровни развития познавательных интересов.

Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить,  самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

        В связи с ФГОС 2 поколения приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

И в своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.  

Основные задачи:

Ø Формировать у учащихся представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Ø Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей.

Ø Стимулировать у младших школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам.

Ø Повышать мотивацию к учебной деятельности.

Ø Содействовать формированию у детей научной картины мира.

Ø Формировать позитивную самооценку, коммуникативную компетентность в сотрудничестве.

 Ожидаемые результаты:

-   развитие у детей способностей к самостоятельному познанию и обучению;

-   развитие широких познавательных и избирательных интересов;

-   развитие проектно- исследовательских умений;

-   развитие способностей к совместной работе, умений вести диалог, дискуссию, понимать точку зрения другого человека.

  Проектно-исследовательский метод – это «организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде».

На начальном этапе подготовки к изучению темы на основе метода проектов для успешной организации исследовательской деятельности учащихся я тщательно продумала основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта. Именно от качества основополагающего вопроса и формулировок проблемных вопросов зависит то, с какой мотивацией будут выполнять ученики самостоятельное исследование.

Так как обучение в начальной школе длится 4 года, свою главную цель я разделила на 4 этапа.

1этап – Учимся находить (1 класс)

2 этап – Учимся понимать и предъявлять (2 класс)

3 этап – Учимся исследовать

4 этап - Учимся предъявлять результаты своего исследования разными способами

Поэтому с первого класса вовлекаю  учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

 В первом и втором классе работы имеют коллективный характер, тематика определяется мною - учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

 В третьем и четвёртом классе многие ученики моего класса уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?

 Ключевые идеи каждого этапа взаимосвязаны.

Только благодаря сочетанию этих условий могут состояться детские открытия. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Сегодня, чтобы  уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда.

Много интересного происходит в школе, предлагаются различные УМК. Теоретически знакома со всеми учебно-методическими комплектами, в настоящее время работаю по УМК «Школа России». Цель программы - многогранное развитие ребенка, комфортное обучение со специально создаваемыми ситуациями успеха для каждого ученика. Программа обеспечивает понимание ребёнком изучаемых вопросов, способность сформулировать задачу и решить её, способность самоконтроля и самооценки.

Средствами УМК «Школа России» реализую исследовательскую деятельность на уроках. Например, можно выяснить, как влияют комнат­ные растения на физическое и психоэмоциональное состояние человека, провести эксперимент, а потом разводить в кабинете или дома те комнатные растения, ко­торые положительно влияют на эмоции человека и его физическое здоровье. (Проект «Радость на окошке»)

При работе над эти проектом мы использовали цифровую лабораторию «Архимед».  Цифровой микроскоп QX7 предназначен для учащихся школ. Это простое в использовании устройство обладает большими возможностями: с его помощью в реальном времени на экране компьютера вы можете наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов, а также создавать снимки и видеозаписи протекающих в микромире процессов.

Микроскоп позволяет:

  • превращать самые обычные окружающие предметы в объекты исследования
  • формировать необычные изображения различных предметов на экране компьютера
  • просматривать изображение на экране монитора или с помощью мультимедийного проектора передавать его на большой экран
  • делать видеозаписи

Цифровой микроскоп используется на уроках природоведения и окружающего мира

Исследовательский проекты:

ü «Все профессии важны»

ü «Домашние опасности»

ü «Я и моя семья»

ü «Полезные и вредные свойства современных продуктов питания»

ü «Удивительные свойства воды»

ü  «Народные приметы и времена года»

ü  «Колыбельные в моей семье»

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Работая над проектом дала положительный результат. Детям пришлось обращаться за информацией

 Ребята  могут вести себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.

При организации исследования предлагаю учащимся следующий план работы:

Тема исследовательской работы. Как будет называться мое исследование?

Введение. Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?

Цель. Что я хочу исследовать?

Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?

Задачи исследования.

Дата и место проведения моего исследования.

Методика работы. Каким образом я проводил исследование?

Описание работы. Мои результаты исследования.

Выводы. Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.

Использованная литература.

Для повышения эффективности занятий на уроках используются программные диски  «Кирилл и Мефодий», «1С: Школа», и др.,  фрагменты из видеофильмов. Это делает урок более интересным, наглядным и динамичным. Материал подбирается в соответствии с темой урока. Целесообразно использование на уроках компьютерных моделей из ЦОР, что даёт уникальную возможность представить и рассмотреть модель реального явления, при этом постепенно усложняя её. Например, учащиеся могут увидеть модель строения ткани, молекул воды. Детям проще разобраться с моделью, которую они создают сами, что даёт им возможность использовать полученные знания на других предметах.

 Окружающий мир – способствует исследовательской работе. На помощь цифровая лаборатория «Архимед». Он позволяет проводить различные исследовательские работы, в которых дети по своему усмотрению изменяет исходные параметры опытов, наблюдая, как изменяется в результате явление, анализирует увиденное, делает соответствующие выводы.

В ходе своей работы я пришла к выводу, что наиболее приемлемым  способом использования компьютера на уроках является применение не только коллекции ЦОРов, но и  программы  Microsoft  Power Point.

Программа дает мне  неограниченные возможности для творчества в использовании информации в любой форме представления, в компоновке материала в соответствии с целями, задачами конкретного урока в конкретном классе.  Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, а так же постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей и  возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока, что побуждает детей к действию. Уроки с использованием презентаций особенно нравятся детям, так как усвоение учебного материала происходит быстрее и легче.

И сами школьники с удовольствием готовят презентации и представляют их на уроке.

Все этапы такого урока эмоционально переживаются учениками. Это способствует формированию положительного отношения к изучаемому предмету, учёбе, школе. Именно с помощью презентации ученики быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами. Ощущение успешности помогает учащимся впоследствии показать хорошие результаты при контроле знаний.

В рамках проблемной темы практикую технологию проблемного обучения. Она основана на получении учащимися новых знаний при решении теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Интересно использовать такие приемы создания проблемных ситуаций, как:

  • Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.
  • Столкнуть разные мнения учеников вопросом  или практическим заданием.
  • Дать практическое задание,  не сходное  с предыдущими.

В каждой ситуации учащиеся вынуждены самостоятельно искать решения, а я лишь формирую, разъясняю проблему.

Часто использую технологию игровых  методов. Именно игра позволяет младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учит логически мыслить и фантазировать. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе, а  отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким находчивым, уметь четко выполнить задания, соблюдать правила.

В играх особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других.

Применяю при проведении занятий исследовательский, проектный метод.

Дети самостоятельно осваивают новые виды деятельности, расширяют индивидуальные знания. Через исследовательскую работу учатся наблюдать, экспериментировать, анализировать, выделять главное, сопоставлять.

Благодаря этой технологии я реализую модель "обучение  через открытие".

Наряду с групповыми формами работ, я применяю индивидуальные с опорой на дифференциацию, сильному даю задание с усложнением, слабому попроще, но объемнее. Применяю в своей работе карточки, составленные из заданий разного уровня сложности, где ребенок сам может решить, до какого момента ему работать. Большое место на уроке уделяю самостоятельной работе. В этом мне помогает и учебник, и дидактические материалы. В классе есть группа взаимопомощи, состоящая из сильных учеников, которые оказывают помощь более слабым ученикам (воспитывается доброжелательное отношения друг к другу, чувство взаимопомощи, коллективизма).

Контроль над знаниями, умениями и навыками осуществляю в стандартной форме: индивидуальный опрос, фронтальный, тестирование, математические и орфографические диктанты, контрольные и проверочные работы, так и в виде блиц-опросов, аукционов правил, составления и выполнения алгоритмов. Применение тестов с 1 класса способствует получению положительных результатов. Практикую само и взаимопроверки для оценки учебной деятельности учащихся. Каждый успех делаю достоянием всего класса. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Знание теоретического материала детьми отслеживаю через систему мониторинга, используя интегрированные работы для учащихся, в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения.

Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения.  

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого-

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать...

Увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу-наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг…себя!

 

Спасибо за внимание!

 


 

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь»

Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась

Дверь с легкостью и без малейшего сопротивления открылась

В связи с ФГОС 2 поколения приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить: - становление личности младшего школьника, - раскрытие его индивидуальных возможностей

В связи с ФГОС 2 поколения приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить: - становление личности младшего школьника, - раскрытие его индивидуальных возможностей

На начальном этапе подготовки к изучению темы на основе метода проектов для успешной организации исследовательской деятельности учащихся я тщательно продумала основополагающий вопрос и проблемные вопросы…

На начальном этапе подготовки к изучению темы на основе метода проектов для успешной организации исследовательской деятельности учащихся я тщательно продумала основополагающий вопрос и проблемные вопросы…

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

Микроскоп позволяет: превращать самые обычные окружающие предметы в объекты исследования формировать необычные изображения различных предметов на экране компьютера просматривать изображение на экране монитора или с…

Микроскоп позволяет: превращать самые обычные окружающие предметы в объекты исследования формировать необычные изображения различных предметов на экране компьютера просматривать изображение на экране монитора или с…

Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу

Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу

В ходе своей работы я пришла к выводу, что наиболее приемлемым способом использования компьютера на уроках является применение не только коллекции

В ходе своей работы я пришла к выводу, что наиболее приемлемым способом использования компьютера на уроках является применение не только коллекции

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием

Контроль над знаниями, умениями и навыками осуществляю в стандартной форме: индивидуальный опрос, фронтальный, тестирование, математические и орфографические диктанты, контрольные и проверочные работы, так и в…

Контроль над знаниями, умениями и навыками осуществляю в стандартной форме: индивидуальный опрос, фронтальный, тестирование, математические и орфографические диктанты, контрольные и проверочные работы, так и в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020