Предмет: Литературное чтение
Класс: 4.
Учитель Рудова И.Н.
Тема: Представление в сказке народного быта и культуры: сказки о животных, бытовые, волшебные
Цель:
обучающие: обобщить знания о сказке, жанрах сказок, их структуре, закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию, активизировать познавательную активность;
развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения сопоставлять, выделять главное, приводить примеры, развитие исследовательских умений; развитие мышления; развитие умения использовать приобретённые знания для решения познавательных и практических задач;
воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Планируемые результаты
Предметные: овладевать навыками классификации сказок, учиться работать с цитатным материалом
Метапредметные:
познавательные: проводить поиск необходимой информации, определять понятия, сравнивать, обобщать, применять полученные знания к конкретной задаче;
регулятивные: проявлять волевые усилия для достижения цели, вносить коррективы в процесс деятельности, выбирать действия в соответствии с задачей, прогнозировать результаты, уметь распределять время для самостоятельной работы;
коммуникативные: презентовать собственную работу, принимать участие в учебном диалоге, представлять результаты своей деятельности;
личностные: развитие навыков сотрудничества, осознание важности ответственного отношения к результатам своей и чужой работы.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, выставка литературы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Какие малые жанры фольклора мы изучали на прошлом уроке?
- Конкурс «Лучший скоморох». (Рассказать потешки, небылицы, пословицы, поговорки, считалочки, загадать загадки).
Речевая разминка.
1. Работа над скороговоркой.
Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
1) Читаем молча.
2) Читаем громко, на каждое слово сжимаем пальцы в кулачки.
3) Читаем скороговоркой.
ІІI. Мотивация учебной деятельности
Беседа с обучающимися:
- Что такое сказка? Какие сказки вы читали? Какая из них ваша любимая?
Игра «Отгадай сказку»
ü Какое из земноводных животных в сказке имеет титул царевны? («Царевна Лягушка»)
ü Какой предмет из домашней выпечки смог обмануть людей и животных? («Колобок»)
ü В какой сказке грызун стал причиной потери богатства? («Курочка Ряба»)
ü В какой сказке обувь принесла девушке счастье? («Золушка»)
- Прочитайте пословицы. О чём они? Как вы их понимаете?
² Сказка - сердцу ласка.
² Кто любит пляски, а кто слушать сказки.
- Как вы уже поняли, на сегодняшнем уроке мы будем говорить о сказках.
V. Изучение нового материала.
Сказка - один из основных жанров устного народного творчества, повествовательное произведение про фантастические события. Все сказки объединят одно – вымысел.
Как к нам пришла сказка?
- С детства мы с большим удовольствием окунаемся в неизведанный мир сказок, где всё необыкновенно, волшебно и очень привлекательно: звери говорят человеческим голосом, предметы и деревья передвигаются сами по себе, добро обязательно побеждает зло. Сказки бесконечно увлекательны, загадочны и занимательны. В них содержится нечто фантастическое, неправдоподобное. Но вместе с тем, сказки имеют огромное, познавательное значение, так как являются богатейшим источником знаний, накопленных русским народом в течение многих тысячелетий, отражают особенности явлений реальной жизни и дают обширные знания об общественных отношениях, труде и быте, верованиях и мировоззрении русского народа.
Слово «сказка» известно с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать» - рассказывать. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Первые попытки записать сказки были предприняты в первой половине XVII века, когда были записаны 10 сказок для английского путешественника Сэмюэла Коллинза. В XVIII веке появилось несколько сборников сказок. В XIX веке стали появляться люди, которые собирали и систематизировали сказки. Ярким собирателем был Александр Николаевич Афанасьев. В 1853-1866 годах он издал сборник «Народные русские сказки». В собрание вошло 600 сказок, часть из них А.Н. Афанасьев услышал и записал сам, часть передал ему В.И. Даль, составитель «Толкового словаря русского языка».
Виды сказок.
Приём «Незаконченное предложение».
- Эти сказки повествуют о необыкновенных событиях и приключениях, в них обязательно присутствует волшебство и магия – …волшебные сказки.
Герои фантастических сказок имеют надприродную силу, ум, смекалку, у них есть волшебные предметы(меч-кладенец, сапоги-скороходы, волшебные яблоки, живая и мёртвая вода). Это Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.
- В этих сказках героями являются животные, они разговаривают и ведут себя как люди - …сказки о животных.
Это вид сказок, которые пришли к нам первыми, потому что наши предки верили в силу духов. Главными героями сказок выступают животные: лисичка-сестричка, котик-братик.
- В этих сказках рассказывается об обыденной жизни простого народа, о его быте - …бытовые сказки.
Бытовые сказки показывают нам жизнь обыкновенных людей, высмеивают их жадность, глупость, лень, зависть.
А теперь, ребята, давайте все вместе заполним таблицу, которая лежит у вас на партах.
Вспомните все сказки, которые вы знаете
|
Народная сказка - это |
||
|
Виды сказок |
||
|
Фантастические |
Про животных |
Бытовые |
|
«Царевна Лягушка» |
«Сказка про Лису и Журавля» |
«Каша из топора» |
|
«Мальчик с пальчик» |
«Три медведя»» |
«Репка» |
|
«Кощей Бессмертный» |
«Волк и семеро козлят» |
«Вершки и Корешки» |
Представление в сказках народного быта и культуры.
- В сказках обычно действие разворачивается в каком-нибудь помещении, строении или рядом с ним. Это могут быть изба, хата, землянка, хоромы, дворец, терем, княжеские чертоги, передняя, сени, покои, комната, палаты, спальня, горница, чердак, чулан, подвал, мельница, кузница, баня, амбар, конюшня, погреб, темница, башня, собор. Есть ещё сказочные строения, например, избушка на курьих ножках. Поскольку в сказках не только называется жилище, но и даётся его описание, то можно составить представление и об устройстве помещений. Наиболее часто, почти в каждой сказке, упоминается печь. Это связано с тем, что печь - один из главных предметов в русской жизни. Она и тепло давала, и была местом для отдыха, и еду на ней готовили. В русском доме едят за столом, сидят на лавках, спят на печи и полатях, обязательно есть «красный угол», сундуки, в которых хранят добро. Часто в сказках упоминаются такие предметы быта как ухват, кочерга, лохань, бочка, сундук, лавка, ведро, горшок, коромысло, короб, мешок, ковш, кошель, кузовок, нитки, верёвка и прочее.
Сказки содержат информацию и о питании народа в прошлом. В русских сказках едят по пословице: «Щи да каша - пища наша», а ещё хлеб да пироги. Пьют квас, мёд, кисель. В богатых домах устраивались званые обеды и пиры, которые всегда отличались большим разнообразием блюд.
Во многих сказках мы видим, что герои постоянно заняты каким-нибудь делом: пашут, сеют, жнут, шьют, прядут, вяжут, плетут кружева, ткут полотно, белят его, готовят еду. При этом используя различные орудия труда. Коса, топор, борона, соха, серп, метла, плуг, топор часто упоминаются в сказках. Во многих сказках говорится о таких занятиях, как ткачество и прядение. Как правило, героям сказок приходится вставать рано (с петухами) и работать до поздней ночи, выполняя огромный объем работы.
В сказках мы не встречаем большого количества упоминаний одежды и обуви. Это самое необходимое - кафтан, шинель, халат, сорочка, рубаха, шуба, платье, шитое серебром и золотом, кушак; сарафан, онучи, лапти, башмаки, босовики, сапоги. Больше внимания уделяется описанию состояния одежды: какая она - чистая, ветхая, богатая, бедная, красивая, тёплая, какого цвета, из чего сделана, (атлас, бархат, парча, льняное полотно). Говорится в сказках о том, что одежду предпочитали красивую, изготавливали её в основном своими руками: кружева плели, чулки вязали, платья шили, ткани ткали. Зачастую одежда выступает в качестве предмета дарения. Мужчины носили кафтаны, рубахи. Рубаху подвязывали кушаком, на голову одевали шапку. Одежду называли словом «добро», а хранили добро в сундуках. Из обуви чаще всего упоминаются в сказках лапти, да сапоги сафьяновые.
А на чём же передвигались в русских народных сказках? Мы встречаем следующие средства передвижения: сани, коляска, телега, дровни.
VI. Физкультминутка.
VII. Работа в группах.
1. Какие предметы быта упоминаются в русских народных сказках?
|
Предмет |
Сказка |
|
|
|
2. Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках?
|
Предмет |
Сказка |
|
|
|
3. В каких костюмах ( в какой одежде) предстают герои русских народных сказок?
|
Герой |
Одежда |
Сказка |
|
|
|
|
Творческая работа.
- Возможно, что в сказках учёные находят задачи и идеи для своих изобретений и именно благодаря сказкам в современном мире появились аналоги сказочным, волшебным предметам.
|
В сказках |
В современном мире |
|
Ковёр-самолет, летучий корабль, ступа Бабы Яги. |
|
|
Самоходная печь |
|
|
Сапоги-скороходы |
|
|
Волшебный клубочек |
|
|
Волшебная книга, серебряное блюдечко, наливное яблочко. |
|
|
Перо жар-птицы. |
|
|
Скатерть-самобранка, волшебный горшочек. |
|
|
Молодильные яблочки, живая и мёртвая вода. |
|
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
Все мы с детства знаем эти строки из стихотворения Александра Пушкина «Сказка о Золотом петушке». Они говорят нам о том, что из сказки нужно извлечь скрытый смысл, понять, что правильно и неправильно, научиться на чужих ошибках.
- А был ли наш урок вам на пользу, мы сейчас узнаем.
Для этого проведём игру «Да -нет».
1. В сказках есть волшебство. +
2. В сказке происходит то же, что и в жизни. -
3. В сказках животные разговаривают. +
4. В бытовой сказке героями являются люди. +
5. Баба-Яга сказочный герой. +
6. В бытовой сказке людям помогают чудеса. –
7. Ты молодец? +
8. Народных сказок не бывает. –
9. Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. +
10. Люди, рассказывая сказку, не изменяли её и не дополняли новыми фактами.
11. Слово «сказка» известно с XVII века. До этого времени употребляли термин «байка» или «басень», от слова «бать» - рассказывать. +
12. Сказки становятся первыми произведениями, которые знакомят нас с жизненным укладом наших предков, поскольку в них отражена история нашей страны, образ жизни наших предков, дано описание их уклада жизни, быта, занятий. +
13. Виды сказок: бытовые, авторские, волшебные, о животных. +
14. Чтение русских народных сказок не только доставляет удовольствие, но и позволяет на их основе изучать жизнь и быт русского народа. +
15. Ты молодец? +
Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?
- Было замечательно, вы были уверенны, вам было интересно, поднимите руки.
- Было очень интересно, вам все очень понравилось, то поднимите руки и хлопните в ладоши.
- Было на уроке скучно, не интересно – присядьте.
«Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на своё мнение. И выражать своё мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, поэтому придя домой обязательно расскажите сказку своим меньшим братикам и сестричкам, бабушке. У вас обязательно получится.
IX. Домашнее задание.
Пересказать любимую сказку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.