Составители: Игнатова Р.А., заведующий и Хабибуллина Г.И., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №3» п.г.т. Уруссу
В брошюре представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения по преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Данные материалы могут быть полезны руководителям и педагогическим работникам системы образования, занимающихся вопросами введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального школьного образования.
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования.
Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.
ФГОС ограждает нас от понимания преемственности между детским садом и начальной школой как преемственность по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать. Преемственность – понимается как согласованность и сохранение целей, задач, методов, средств и форм обучения и воспитания.
На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной “внутренней позицией школьника” (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться. Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные во ФГОС, требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построения новой модели современного выпускника ДОУ, у которого будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие успешность обучения на последующих этапах образования.
ФГОС ДО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Здесь важно было разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволило бы обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Сравнение ФГОС НОО И ФГОС ДО показывали наличие предпосылок для реализации преемственности дошкольного и начального образования.
Есть необходимость на данном переходном этапе: конкретизировать целевые ориентиры в “Портрет выпускника ДОО”, сохранить накопленный опыт работы по преемственности ДОУ и школы для того, чтобы:
• в детском саду смогли прогнозировать те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними;
• начальная школа имела достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности.
Портрет выпускника ДОУ |
Выпускник начальной школы |
Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками.
Любознательный, активный
Эмоционально отзывчивый
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Способный управлять своим поведением, планировать свои действия соблюдать нормы и правила поведения
Имеющий первичные представления о семье, себе, обществе и государстве, мире, |
Выполняющий правила поведения здорового и безопасного образа жизни
Любознательный, активно познающий мир
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Любящий свой народ, свой край, свою Родину
|
природе
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и образцу |
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности |
Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:
• замену учебного блока на образовательные области
• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей
• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей
• изменение объема и содержания образовательной деятельности.
МБДОУ «Детский сад №3» уже много лет сотрудничает с МБОУ «Уруссинская основная общеобразовательная школа № 2». Целью нашей работы является создание условий для обеспечения легкой адаптации, эмоционального благополучия каждого ребенка к новому этапу жизни.
На сегодняшний день уже сложились традиционные формы работы, способствующие формированию у педагогов значимости процесса развития ребенка, помогающие сохранить здоровье детей. Проводятся открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и уроков в школе, в ходе которых устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада - будущим ученикам. На занятия в детском саду приглашаются учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют
возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей. Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы, где они рассказывают о программах, реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей детей и т.д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду. С детьми проводятся беседы о школе, рассматривание картин и иллюстраций на тему «Школа», школьных принадлежностей, загадывание загадок о них. Организуются словесные, дидактические игры и сюжетно-ролевые игры на школьную тематику. В течение всего года организуется чтение детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками, знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, кабинетами. В сентябре дети подготовительной группы присутствовали на школьной линейке. Дети смогли по-
бывать на уроках у младших и старших учащихся школы, сравнили, как ведутся уроки физкультуры в разных классах. Побывали на уроке рисования, английского языка, заглянули на урок технологии. А на стенде с фотографиями лучших учащихся школы, дети узнали своих друзей и были горды за их
успехи. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети постепенно узнают условия и традиции школьной жизни. Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками дает возможность детям подготовительной к школе группы посидеть на уроке за партой, поучаствовать на равных в диалоге с учителем и учениками.
Но это лишь малая часть того, что можно провести с детьми по знакомству со школой. Совместное участие первоклассников и детей подготовительной к школе группы в праздниках, развлечениях, играх-соревнованиях, эстафетах — это хорошее средство профилактики трудностей школьной адаптации.
В сентябре месяце было проведено совместное мероприятие по правилам дорожного движения. Агитбригада школы «Красный, желтый, зеленый» провела с детьми подготовительной к школе группы провели ознакомительную экскурсию по улицам поселка.
Стендовая информация помогает родителям узнать ответы на интересующие их вопросы по подготовке детей к школе. Также размещаем информацию на сайте ДОУ.
В ноябре 2015 года состоялось первое заседание семейного клуба «Первоклашка». Участниками клуба являются родители воспитанников подготовительной группы, специалисты
ДОУ и, конечно, сами воспитанни-
ки. Основная цель заседаний: организация тесного сотрудничества педагогов и родителей в вопросах подготовки детей к школе.
Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преем-
ственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», нами было выделено наиболее приемлемое для развития наших образовательных учреждений основополагающее направление: построение единой содержательной линии в преемственности между дошкольным учреждением и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение детей, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы. Для достижения данного направления была разработана программа преемственности дошкольного и начального образования между МБДОУ «Детский сад №3» комбинированного вида п.г.т.Уруссу Ютазинского муниципального района РТ и МБОУ «Уруссинская основная общеобразовательная школа № 2» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2018 учебные годы.
Создание программы ДОУ и начальной школы обусловлено следующими факторами:
1. Сотрудничество ДОУ и начальной школы позволяет эффективно выявлять детей с задержкой психического развития и одаренных в дошкольном возрасте, разрабатывать, корректировать для них индивидуальный образовательный маршрут.
2. Сотрудничество ДОУ и начальной школы позволяет сохранить здоровье детей, создает благоприятные условия для поддержки индивидуальности ребенка и его творческой самобытности, для развития его целостной личности.
Структура деятельности в рамках программы сотрудничества ДОУ – начальная школа
Таким образом, сотрудничество ДОУ и начальной школы при обучении детей в первом классе направлено на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, развитие индивидуальности каждого ребенка.
Это направление предусматривает сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей. С 2015 года МО воспитателей ДОУ объединилась с ШМО начальных классов. Работа включает совместное обсуждение мнений педагогов дошкольного учреждения и учителей начальной школы по проблемам развития и обучения воспитанников и учащихся, успешности школьной адаптации выпускников ДОУ - как результата преемственных связей. На заседаниях МО рассматриваются вопросы, связанные с повышением качества знаний, состоянием предметов, преподаваемых в начальной школе. Свое творческое мастерство члены МО повышают через открытые занятия. Занятия подготавливаются учителями и воспитателями по интересующим областям, происходит обсуждение увиденного, лучшие элементы методики, применяемые учителями и воспитателями, фиксируются всеми преподавателями и берутся на заметку в рамках одного из заседаний МО.
Схема научно-методической работы в программе сотрудничества
ДОУ и начальной школы
Объединенный методический совет
↓
Совместное методическое объединение воспита- телей ДОУ и учителей начальных классов
Изучение программ ДОУ и Изучение работы воспита- Связь с родителями дошкольначальной школы телей ДОУ и учителей ников и младших школьников
начальной школы /обмен /родит.собрания, индив. встре-
опытом/ чи/
Посещение занятий в ДОУ |
|
Посещение уроков в начальной школе |
|
Проведение совместных мероприятий /ДОУ, нач.школа, родители/ |
Диагностика результатов преемственности по целям и задачам общего развития детей, их мотивации к учебной деятельности, развития общеучебных умений и навыков
Совместный педагогический совет воспитателей ДОУ и учителей начальных классов
Традиционной формой подготовки будущих первоклассников к школе, являются занятия проводимые учителем начальных классов в период подготовки к прохождению ПМПК. Организация таких занятий решает ряд задач:
• облегчить естественный процесс знакомства со школой и создать благоприятную атмосферу, позволяющую будущим первоклассникам и учителю лучше понять друг друга.
• развивать интерес к обучению в школе;
• в игровой форме познакомить детей с правилами работы на уроке, дать возможность получить новые впечатления.
• выявить первичные знания будущих первоклассников, определение стартовых возможностей детей
• дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества.
Проводятся беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали ДОУ. Организуются родительские собрания по вопросу подготовки детей к школе.
В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада и начальной школы достигается их взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как хорошая.
Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.
преемственности дошкольного и начального образования
между МБДОУ «Детский сад №3» комбинированного вида п.г.т.Уруссу Ютазинского
муниципального района РТ и МБОУ «Уруссинская основная общеобразовательная школа
№ 2» Ютазинского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2018 учебные годы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение ФГОС НОО и ФГООС ДО – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Программа регламентирует деятельность МБДОУ «Детский сад №3» комбинированного вида п.г.т.Уруссу Ютазинского муниципального района РТ и МБОУ «Уруссинская основная общеобразовательная школа № 2» Ютазинского муниципального района Республика Татарстан в вопросах организации преемственности согласно государственным образовательным стандартам.
Преемственность выступает одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения и школы, как необходимое условие адаптации первоклассников к новому виду учебной деятельности.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Таким образом, преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения. Установление преемственности между подготовительной группой ДОУ и начальной школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Целенаправленное взаимодействие подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №3» комбинированного вида п.г.т.Уруссу Ютазинского муниципального района РТ и начальных классов МБОУ «Уруссинская основная общеобразовательная школа № 2» Ютазинского муниципального района РТ возможно только при разработке и реализации программы преемственности. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Преемственность с позиции школы – это опора на знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения ДОУ – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Программа преемственности основывается на следующих теоретикометодологических положениях:
1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого-
педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста;
2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного и начального образования;
3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного и начального образования.
Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 5 до 7 лет в рамках программы преемственности:
1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково - символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).
2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.
3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.
4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов:
языковое развитие как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов данного цикла и т. д.
Цель программы: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным образованием и начальным звеном образования в условиях функционирования МБДОУ «Детский сад №3» комбинированного вида п.г.т.Уруссу Ютазинского муниципального района РТ и МБОУ «Уруссинская основная общеобразовательная школа № 2»
Ютазинского муниципального района РТ
Задачи программы:
1. Создать единое воспитательное пространство, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка в соответствии с новыми федеральными требованиями.
2. Согласовать цели и задачи дошкольного и начального школьного образования в условиях образовательного процесса в МБДОУ «Детский сад №3» комбинированного вида п.г.т.Уруссу Ютазинского муниципального района РТ и МБОУ «Уруссинская основная общеобразовательная школа № 2» Ютазинского муниципального района РТ 3.Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
4.Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
5.Способствовать преемственности учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования в рамках новых федеральных требований.
6. Создать единую стратегию в работе с родителями.
7. Обеспечить профессиональный рост педагогов.
Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психологопедагогической науки.
Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
Педагогический - постановка в центр воспитательно - образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Организационно-методическое обеспечение включает:
Установление делового сотрудничества между воспитателями подготовительной группы ДОУ и учителями начальных классов школы.
Взаимное ознакомление учителей и воспитателей подготовительной группы ДОУ с задачами образовательно-воспитательной работы в начальной школе.
Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей подготовительной группы ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
Семинары-практикумы.
Взаимопосещения занятий в подготовительной группы ДОУ и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).
Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей подготовительной группы ДОУ.
Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.
Данное направление имеет несколько аспектов:
Информационно – просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей подготовительной группы ДОУ с задачами образовательно– воспитательной работы. Изучение программы подготовительной группы ДОУ и первого класса. Участие в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».
Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно-воспитательной работы (взаимное посещение педагогами уроков в школе и непосредственной образовательной деятельности детей в дошкольных группах с последующем обсуждением).
Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателями своих бывших воспитанников в процессе обучения в начальных классах.
Работа с детьми включает:
Организацию адаптационных занятий с детьми дошкольной группы в рамках школы будущего первоклассника
Совместную работу педагогов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
Проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми подготовительной группы ДОУ, направленные на изучение интегративных качеств личности.
Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
Совместное проведение родительских собраний.
Проведение дней открытых дверей.
Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
Открытые занятия
Консультации воспитателя, учителя начальных классов Организация экскурсий по школе.
Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.
Данное направление осуществляется через разнообразные формы работы с родителями:
1.Консультации родителей воспитателями подготовительной группы ДОУ, педагогами, учителями «Как подготовить ребенка к школе» (о значении УУД для обучения в школе), «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников».
2. Лекторий в рамках школы «Будущий первоклассник».
3. Родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи по подготовке детей к школе с позиции формирования УУД»; «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи» и др.
Направления |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
работы
|
подготовительны й |
внедренческий |
результативны й |
|
2015-2016 |
2016-2017 |
2017 - 2018 |
||
Теоретическое и информационное обеспечение программы. Сбор и анализ информации (анкеты, опросные листы, срезы, тесты) |
|
Теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе, материалов передового педагогического опыта по проблеме преемственности.
Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.
Подготовка нормативноправовой базы. Разработка программы проведения эксперимента. Изучение социума (запросы родителей).
Определение уровня готовности детей к школе.
Педагогическая диагностика, изучение профессионального уровня воспитателей, учителей начальных классов.
Владение современными педагогическими технологиями построения образовательного процесса в ДОУ и начальной школе. |
Определение влияния инновационных технологий на воспитательнообразовательный процесс, определение уровня и качества знаний детей в соответствии с ФГОС ДО, ФГОС НОО.
Оценка деятельности дошкольных групп и начальной школы со стороны родителей.
Формирование банка данных по имеющимся технологиям. Сбор данных в банк развития идей школы.
|
Обработка информационноаналитических материалов по сравнению двух этапов.
Определение уровня и качества знаний детей в динамике.
Педагогическая диагностика. Анализ влияния инновационных технологий на развитие образовательного учреждения.
Публикации о ходе инновационной деятельности в сборнике.
Презентация педагогического опыта в рамках работы экспериментальной площадки и на методических объединениях специалистов ДОУ и начальной школы. |
Работа с педагогическими кадрами |
Разработка и утверждение программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования».
Разработка и утверждение основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
|
Внедрение программы.
Разработка и внедрение перспективного плана работы с детьми в соответствии с ФГОС.
Использования разных видов деятельности.
Повышение квалификации |
Интеграция образовательных областей.
Собеседование, изучение материалов.
Оформление опыта работы в сборнике площадки.
Определение качества и результативности |
|
|
Создание картотеки планирования образовательного процесса. |
работников в рамках преемственности. |
|
Работа с детьми |
Выявление интересов потребностей, проблем в развитии.
Определение группы риска.
Оценка возможностей уровня развития и качества знаний с использованием новых технологий психологопедагогического обследования. |
Организация образовательного процессе на основе принципов ФГОС.
Определение уровня развития, анализа достижения результатов с предыдущими годами. |
Подготовка индивидуальной карты при переходе на следующую ступень обучения.
Обработка результатов по усвоению программы. |
Работа с семьей. Поиск развития педагогического сотрудничества |
Предоставление возможности ознакомления с результатами деятельности педагогов и детей через различные организационные формы работы.
Психологопедагогические консультации.
Анкетирование и опрос родителей для выявления родительских потребностей и ожиданий. |
Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы через наглядную информацию, творческие отчеты пред родителями.
Организация работы родительского комитета. |
Анализ взаимодействия с семьей по достижению поставленной цели.
Результаты работы родительского комитета. |
Анализ выполнения программы развития.
Обеспечение оптимального пути выполнения Программы «Преемственность дошкольного и начального школьного образования» |
Подготовка карт анализа.
Выявление и анализ недостатков, корректировка. |
Использование системы контроля за деятельностью педагога и ребенка.
Оценка использования результативности индивидуальных планов.
Анализ выполнения образовательной программы и 2 этапа развития программы |
Организация работ по использованию полученных результатов всеми участниками воспитательнообразовательного процесса.
Обобщение опыта работы, внедрение и распространение.
Составление методических рекомендации, подготовка итогового |
|
|
|
отчета по экспериментальной деятельности. Проведение научнопрактической конференции.
Подготовка публикаций о результатах работы |
На основе выделенных направлений в программе составлен совместный план работы по годам между МБДОУ №3 пгт Уруссу и МБОУ «Уруссинская ООШ №2» по реализации преемственности.
Содержание деятельности в программе преемственности
ДОУ и начальной школы на 2015-2016 учебный год
Содержание |
Сроки
|
Ответственные |
|
Совместное заседание МО учителей начальных классов и воспитателей ДОУ №3 по теме «Разработка программы преемственности между дошкольным образованием и начальной школы» |
Сентябрь 2015 |
Зам. директора по УР УСООШ № 2 Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ
|
|
Оформление стенда «Для вас родители, будущих первоклассников» |
В течение года |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
|
Взаимопосещения педагогов ДОУ и ОУ |
В течение года |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
|
Знакомство детей подготовительной и логопедической групп со школой. Присутствие на празднике знаний 1 сентября |
1 сентября 2015 |
Воспитатели подготовительной школе и логопедической групп |
к |
Мониторинг готовности воспитанников подготовительной и логопедической групп к школьному обучению на начало учебного года |
Сентябрь 2015 |
Педагог – психолог |
|
Взаимоизучение программ детского сада и школы |
Октябрь 2015 |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
|
Экскурсия детей подготовительной и логопедической групп |
Октябрь 2015 |
Воспитатели подготовительной школе и логопедической групп |
к |
Открытые уроки учителей начальных классов для воспитателей ДОУ№3 по темам: |
Октябрь 2015 |
Зам директора по УР УСООШ № 2 Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ |
|
1) Русский язык «Алфавит» 2) Математика «Сложение и вычитание числа 6» |
|
|
Совместный урок учеников 1 класса и воспитанников детского сада |
Ноябрь 2015 |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
День открытых дверей в МБОУ «Уруссинская основная общеобразовательная школа № 2» 1)Экскурсия по школе 2)Знакомство с учебными кабинетами |
Декабрь 2015 |
Зам дир по УР УСООШ № 2 Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ
|
Взаимоизучение приемов и методов обучения и воспитания узких специалистов ( учительлогопед, муз. руководитель,учитель музыки. воспитатель тат. языка, учитель тат.языка) |
Декабрь 2015 |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 Воспитатели |
Путешествие в царство «Наука математика» |
Январь 2015 |
Зам директора по УР УСООШ № 2 Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ |
Совместный спортивный праздник в детском саду |
Январь 2016 |
Воспитатели подготовительной к школе и логопедической групп, учителя |
Собеседование в школе с будущими первоклассниками |
Январь 2016 |
Учителя начальных классов |
Посещение учителями 1-ых, 4ых классов занятий воспитателей подготовительной группы 1) Логопедическая группа «Понятие о звуках и буквах» 2) Математика «Состав числа 6» 3) Татарский язык «В магазине», «День рождения зайчика» 4) Занятие «Объёмный цветок»
|
Февраль 2016 |
Зам директора по УР УСООШ № 2, Старший воспитатель МБДОУ №3 Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ
|
Ознакомительная экскурсия в школу по тематическим кабинетам |
Март 2016 |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
Открытый день в школе для родителей будущих первоклассников |
Апрель 2016 |
Родители, учителя |
Анализ подготовленности детей к школе |
Апрель 2016 |
Воспитатели ОУ, учителя ДОУ |
Знакомство с медико- педагогическими характеристиками |
Май 2016 |
Учителя ОУ, воспитатели ДОУ |
Содержание деятельности в программе преемственности ДОУ и начальной школы на 2016-2017 учебный год
Содержание |
Сроки
|
Ответственный |
Оформление стенда «Для вас родители, будущих первоклассников» |
В течение года |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
Взаимопосещения педагогов ДОУ и ОУ – просмотры открытых уроков в 1-м классах и образовательной деятельности в ДОУ |
В течение года |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
Знакомство детей подготовительной к школе и логопедической групп со школой. Присутствие на празднике знаний 1 сентября |
1 сентября 2016 |
Воспитатели подготовительной и логопедической групп МБДОУ №3 |
Мониторинг сформированности у выпускников ДОУ школьнозначимых функций |
Октябрь 2016 |
Старший воспитатель МБДОУ №3 |
Совместные заседания «Общие понимания и требования готовности ребенка к школе» |
Октябрь 2016 Февраль 2017 |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
День открытых дверей для будущих первоклассников |
Октябрь 2016 |
Зам директора по УВР УСООШ №2 Учителя четвертых классов |
Круглый стол (МО нач кл. и воспит ДС) «Анализ работы по преемственности между ДОУ и школой. Задачи на новый учебный год» |
Ноябрь 2016 |
Зам директора по УР УСООШ№2, Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ
|
Подготовка к Республиканской научно – практической конференция «Опыт реализации преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях ФГОС» |
Ноябрь 2016 |
Зам директора по УР УСООШ№2, Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ
|
Знакомство воспитанников подготовительной и логопедической групп ДОУ с будущими учителями |
Ноябрь 2016 |
Зам директора по УР УСООШ№2, Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ
|
Совместный урок учеников 1 класса и воспитанников детского сада |
Декабрь 2016 |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
Открытый урок по Окружающему миру в 1 классе. |
Декабрь 2016 |
Зам директора по УР УСООШ№2, Учителя начальных классов |
Тема: «Зима» |
|
Воспитатели ДОУ
|
Открытое совместное внеклассное занятие с воспитанниками ДС и четвертым классом на тему «Давайте жить дружно!» |
Декабрь 2016 |
Зам директора по УР УСООШ№2, Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ
|
Новогоднее представление для будущих первоклассников. |
Декабрь 2016 |
Зам директора по УР УСООШ№2, Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ |
Разучивание подвижных игр |
Январь 2017 |
Зам директора по УВР УООШ№2, Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ |
Игра «Зов Джунглей» (К 23 февраля и 8 марта) |
Февраль 2017 |
Зам директора по УР УСООШ№2, Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ |
Заглянем в Красную книгу (совместное мероприятие учеников 2 класса и подготовительной группы) |
Март 2017 |
Зам директора по УР УСООШ№2, Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ |
Ознакомительная экскурсия в школу по тематическим кабинетам |
Март 2017 |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
Школа «Будущего первоклассника» |
Апрель 2017 |
Зам директора по УР УСООШ№2, Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ |
Открытый день в школе для родителей будущих первоклассников |
Апрель 2017 |
Родители, администрация и учителя МБОУ «Уруссинская ООШ № 2» |
Анализ подготовленности детей к школе |
Апрель 2017 |
Воспитатели МБДОУ №3 пгт Уруссу, Учителя МБОУ «Уруссинская ООШ № 2» |
Знакомство с медикопедагогическими характеристиками |
Май 2017 |
Воспитатели МБДОУ №3 пгт Уруссу, учителя МБОУ «Уруссинская ООШ № 2» |
Праздник «Мы будущие первоклассники» (совместно с родителями) |
Май 2017 |
Зам директора по УР УСООШ№2, Учителя начальных классов Воспитатели ДОУ |
Содержание деятельности в программе преемственности ДОУ и начальной школы на 2017-2018 учебный год
Содержание |
Сроки
|
Ответственный |
Оформление стенда «Для вас родители, будущих первоклассников» |
В течение года |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
Взаимопосещения педагогов ДОУ и ОУ |
В течение года |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
Знакомство детей подготовительной и логопедической групп со |
1 сентября 2017 |
Воспитатели подготовительной и логопедической групп МБДОУ №3 пгт Уруссу, администрация |
школой. Присутствие на празднике знаний 1 сентября |
|
МБОУ «Уруссинская ООШ № 2»
|
Мониторинг готовности воспитанников подготовительной и логопедической групп к школьному обучению на начало учебного года |
Сентябрь 2017 |
Педагог – психолог |
Ознакомительная экскурсия подготовительной и логопедической групп в школу |
Октябрь 2017 |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
Заседание творческой группы педагогов ДОУ и ОУ по результатам мониторинга готовности будущего первоклассника к школе |
Октябрь 2017 |
Педагог – психолог |
Совместный урок учеников 1 класса и воспитанников детского сада |
Ноябрь 2017 |
Старший воспитатель МБДОУ №3 |
Взаимоизучение приемов и методов узких специалистов ( учитель-логопед, муз. руководитель, воспитатель тат. языка) |
Декабрь 2017 |
Старший воспитатель Воспитатели МБДОУ №3 |
Круглый стол «Педагогика сотрудничества педагог-ребенокродитель» |
Декабрь 2017 |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
Совместный конкурс рисунков «Здравствуй, зимушка-зима!» |
Декабрь 2017 |
Старший воспитатель Воспитатели МБДОУ №3
|
Посещение детьми и воспитателями уроков в школе |
Январь 2018 |
Воспитатели подготовительной и логопедической групп МБДОУ №3 пгт Уруссу, учителя начальных классов МБОУ «Уруссинская ООШ № 2»
|
Мониторинг готовности воспитанников подготовительной и логопедической групп к школьному обучению |
Февраль 2018 |
Педагог – психолог |
Ознакомительная экскурсия в школу по тематическим кабинетам |
Март 2018 |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам. директора по УВР СОШ № 2 |
Консультация «Готовность к школе» Родители подготовительной и логопедической групп |
Апрель 2018 |
Педагог-психолог
|
Знакомство с медикопедагогическими характеристиками |
Май 2018 |
Учителя начальных классов МБОУ «Уруссинская ООШ № 2» Воспитатели МБДОУ №3 пгт Уруссу |
Общее родительское собрание детей старшего дошкольного |
Май 2018 |
Старший воспитатель МБДОУ №3 Зам.директора по УВР СОШ №2 |
возраста |
|
Учителя начальных классов |
1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне дошкольных групп и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.
3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.
4. Разработка единых для дошкольных групп и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов.
5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.
6. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.
Вся деятельность программы ориентирована на модель дошкольника.
Модель выпускника дошкольных групп - предполагаемый результат совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник
Приложение 1
Результаты итогового мониторинга освоения детьми основной общеобразовательной программы детского сада
и развития интегративных качеств за 2015-2016 учебный год
Обследование проводилось с детьми подготовительной к школе и логопедической групп на предмет оценки сформированности предпосылок к учебной деятельности в количестве 39 человек.
Обследование проводилось по традиционным методикам. При отборе диагностического инструментария учитывалось соответствие возрасту детей и целям диагностического обследования. Изучение проводилось подгрупповым методом. Предъявляемые задания №1, 3, 4, 5 позволили оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией (удержание алгоритма деятельности), умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности и самоконтроля. Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.
Задания №2, 8, 9 позволяют оценить сформированность операций звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического слуха, Задание №5 - соотнесение числа и количества, сформированность представлений «больше, меньше, равно» — то есть собственно предпосылки к учебной деятельности, формирование которых происходит в старшем дошкольном возрасте.
Оценивание уровня развития моторных навыков, в частности мелкой моторики, возможность удержания простой моторной программы в графической деятельности (задание №4) учитывает и уровень сформированности пространственных представлений.
Задания №4, 6, 7 позволили изучить особенности мыслительной деятельности детей и уровень развития качественных характеристик процесса обобщения наглядного материала.
Помимо оценки результатов выполняемых заданий, учитывались особенности деятельности и характер поведения ребенка в процессе работы.
Целостный характер исследования предоставил возможность получить картину актуального уровня развития ребенка и обозначить зону его ближайшего развития. По итогам обследования дети разделились на следующие группы:
IV уровень (средний балл от 3,2 до 4,0) - высокие показатели состояния ВПФ и процессов – 20 человек;
III уровень (средний балл от 2,50 до 3,19) - средний уровень развития – 14 человек; II уровень (средний балл от 2,0 до 2,49) – показатели ниже средних - 5 человек;
I уровень (менее 2 баллов) – низкие показатели – 0 человек.
Таким образом, по результатам мониторинга:
§ готовы к школьному обучению 37 детей (95%),
§ частично готовы – 2 воспитанников (5%),
§ не готовы к обучению в школе – 0 детей (0%).
Подготовили и провели: Тимошина М.А., воспитатель логопедической группы, Хафизова Г.З., воспитатель подготовительной к школе группы
Цель: дать детям понятие о школе, её значении для детей.
Программное содержание:
• познакомить со школой и её атрибутикой.
• развивать речь, память.
• воспитывать бережное отношение к вещам.
Предварительная работа: беседа о школе, разучивание спортивных игр.
Словарная работа: учитель, учение.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Ход экскурсии:
Отгадайте загадку:
Есть большой и светлый дом, Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают.
Мы с вами находимся в школе. В школе 2 этажа. В ней учатся дети с 7 до 17 лет. В школе много интересного и неизвестного. Вход в класс начинается с раздевалки. Здесь дети раздеваются и идут на урок. Вот и нас школьный звонок позвал на школьный урок.
Прозвенел звонок и смолк.
Начался урок.
Мы с вами оказались в классе. В классе у ребят проходят уроки. Они идут очень долго.
А кто знает, как надо вести себя в школе?
1. Ответить хочешь- не шуми, А только руку подними.
2. На уроках не болтай,
Как заморский попугай.
3. Парта - это не кровать, И нельзя на ней лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно.
А сейчас мы проверим, как вы умеете считать в уме.
1. 6 весёлых медвежат За малиной в лес спешат, Но 1 малыш устал От товарищей отстал. А теперь ответ найди
Сколько мишек впереди?
2. Мама. Папа, дочка, сын. Сколько всего?
3. В гости к зебре львы пришли. И подарки принесли. Первый лев принёс кокос А второй их два принёс.
Сколько кокосов у львов?
4. Сивка по полю гулял, Две подковы потерял. Две осталось и две новых, Выковал кузнец подковы.
Снова конь гулять готов. Сколько у него подков?
5. Было у Максима с Ксюшей
Три больших воздушных шара А потом им дядя Клим Подарил ещё один.
Вышла по два на двоих
Сколько шариков у них?
Молодцы! Справились с заданием! А сейчас мы с вами прошли в спортивный зал. - Чем занимаются дети здесь?
- Давайте мы с вами вспомним подвижные игры и поиграем с ребятами. Хорошо порезвились. На память о нашей встрече мы дарим закладки.
- Для чего они нужны?
- Какие ещё принадлежности нам нужны будут в школе?
Молодцы! А сейчас давайте попрощаемся со школой и отправимся в детский сад.
Приложение 3
Проект «Мой первый выпуск»
Маркелова Т.Н., воспитатель
Цель проекта: реализация единой линии развития детей на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер; воспитание положительного отношения дошкольников к школе.
Задачи: согласовать цель воспитания, обучения и развития в условиях детского сада и начальной школы; выработать общие подходы к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе и начальной школе; совершенствовать формы и методы организации учебно - воспитательного процесса в детском саду и школе с учётом общих возрастных особенностей.
Ожидаемый результат: последующая успешная адаптация дошкольников к школе.
I. РАБОТА С ДЕТЬМИ. В течение года работала по направлению «Ознакомление дошкольников с понятием «школа». Дети узнали: что такое школа? зачем надо ходить в школу? кто это – учитель? что такое урок, перемена?
Для поддержания у детей устойчивого интереса я использовала разнообразные формы работы:
1.Организованная образовательная деятельность.
2. Беседы о школе.
3.Рассматривание картин серии «Школа» и иллюстраций на школьную тематику.
4. Познавательные экскурсии в школу. Данные экскурсии вызывают у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.
5. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений.
6. Ознакомление с пословицами и поговорками.
7.Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них.
8.Словесные, дидактические игры на школьную тематику.
9.Сюжетно-ролевая игра « Школа».
Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.
II. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего этого года направляла на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению.
• В начале года было проведено анкетирование родите-
лей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка. « В чём, по вашему мнению, заключается готовность ребёнка к школе?»
• Специально для родителей были оформлены папки "Скоро в школу" в группах, где они могли найти полезную информацию.
• В течение года были организованы консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника» и др.
• Были проведены родительские собрания с участием учителей начальных классов, где обсуждался вопрос готовности ребенка к обучению в школе. В начале учебного года на тему «Организация воспитательно-образовательного процесса в условиях подготовки детей к обучению в школе», в середине года на тему «Подготовка детей к обучению в 1-м классе», в конце на тему: «Итоги года».
Также, в ходе собраний, были обсуждены рабочие моменты по вопросам адаптации выпускника детского сада в первом классе. Анализ проведённой работы подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно. Дети пошли в школу.
Выпускница Нигматуллина Лиана Первоклассницы
Первый звонок В первый раз, в первый класс!
Вместе с воспитателем логопедической группы Тимошиной Мариной Александровной посетили школы, в которых учатся наши ребята. Встречались с учителями начальных классов, которые составили отзыв о наших выпускниках. В приложении представлен отзыв учителей школы.
В заключение хочется сказать: заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДУ в начальную школу безболезненным и успешным.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Приложение 4
Тарасенко Н.В., воспитатель первой квалификационной категории
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни, предъявляя ребенку новые правила и требования.
К которым нужно адаптироваться и привыкнуть.
Следует подчеркнуть, что проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. Как известно, исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. Они боролись за сохранение детям детства, максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению. В отечественной литературе имеется немало работ, посвященных изучению проблемы подготовки детей к школьному обучению (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, Е.Е. Кравцова, У.В. Ульенкова и др.). В них подчеркивается, что подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Важнейшей стороной готовности к школьному обучению выступает, по мнению ряда ученых, уровень
всестороннего развития ребенка, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем.
Безусловно, поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни, в формировании его личности. И мы согласны с точкой зрения таких ученых педагогов, психологов как, Е.И.Тихеева, Р.С.Буре, Г.Г.Петроченко, Ш.А.Амонашвили, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.Е.Журова и др., отмечавших, что с переходом к систематическому обучению в школе завершается дошкольное детство и начинается период школьного возраста.
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада, начальной школы и семьи. Это обусловлено законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В процессе деятельности детского сада одним из нескольких направлений является организация взаимодействия дошкольной организации, начальной школы и семьи на этапе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
В нашем детском саду вся деятельность педагогического коллектива, направленная на формирование у детей дошкольного возраста положительного отношения к школе, предусматривает решение трех ключевых задач:
- формирование у детей правильных представлений о школе и учении; - формирование положительного эмоционального отношения к школе; -формирование опыта учебной деятельности.
Преемственность прослеживается на следующих уровнях:
- цели;
- задачи;
- принципы отбора содержания образования.
Помимо всего прочего четко обозначены психолого-педагогические условия, которые должны лечь в основу процесса реализации непрерывного образования на этапах детства.
Одним из ключевых направлений взаимосвязанной деятельности является налаживание реального психолого-педагогического сопровождения процесса перехода ребенка из ДОО в начальную школу. Это позволит преодолеть не только уже существующие проблемы, но и работать над тем, чтобы их в дальнейшем не возникало.
Дошкольным учреждением и начальной школой составлена программа преемственности, включающая в себя деятельность в рамках двух ключевых направлений: совместная работа воспитателя детского сада и учителя начальной школы, а также ознакомление детей дошкольного возраста с начальной школой.
В рамках второго направления деятельности - ознакомление детей со школой – воспитатели детского сада наметили посещения подготовительной к школе группой начальной школы, в которой они, скорее всего, будут учиться. Первая экскурсия проводится ежегодно, в День знаний, 1 сентября, для того, чтобы старшие дошкольники смогли прочувствовать всю торжественность момента, получить яркие эмоции от первой встречи со школой.
После посещения школы воспитатели обсуждают с детьми увиденное.
В конце учебного года приглашаются учителя начальных классов (выпускающие детей), которые проводят с воспитанниками беседы о школе, рассказав о планах на первый год их обучения в школе.
Следует отметить, что подобных мероприятий не должно быть слишком много, чтобы не убивать интерес ребенка к школе. Они должны наоборот поддерживать заинтересованность ребенка, оставляя возможность узнать еще что-то интересное позже. Но в то же время, мы, педагоги, стараемся добиться того, чтобы ребенок не боялся школы, не испытывал страха и тревоги.
Специфика планирования воспитательной работы в детском саду и начальной школе также должна быть известна воспитателю и учителю начальных классов. Это позволит планировать и в последствии определить тот уровень развития, которого ребенку необходимо достичь к концу
дошкольного периода, чтобы без особых трудностей перейти и успешно адаптироваться в начальной школе.
Посещение воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найти оптимальные методы, приемы и формы работы. Анализируя открытые уроки воспитатели детских садов могут посоветовать применять те или иные игровые приемы, различные виды наглядности для поддержания интереса у детей. Это будет также способствовать организации более тонкой учебно-методической преемственности между двумя образовательными организациями. Кроме того, подобны встречи могут служить прекрасным поводом для обмена информацией о педагогических новинках в области воспитания и обучения детей.
Таким образом, в процессе совместного анализа полученных результатов деятельности педагоги могут определить наиболее эффективные формы и методы работы, достигнуть взаимных соглашений о новых плодотворных формах сотрудничества. Педагоги, налаживая межличностное общение в дальнейшем могут помогать друг другу, передавая сведения о личностных особенностях того или иного ребенка, особенностях его характера, темперамента, состоянии здоровья и т.д. Это позволят нам, педагогам выбирать те формы работы, которые дадут максимально больший эффект при работе с конкретным ребенком. На основании этого педагоги смогут также совместно разрабатывать программы, формы и методы работы с семьями, дети которых имеют некоторые трудности в адаптации к условиям школы.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОО и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОО и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОО и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОО и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОО и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
• образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы; • семейные вечера, тематические досуги;
• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
• заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Ключевой фигурой в осуществлении
преемственности работы ДОО и начальной школы являются педагоги этих образовательных организаций. Наличие между ними взаимосвязи, стремления помочь друг другу будет являться залогом успешной адаптации ребенка к условиям начальной школы.
Таким образом, начальная школа и ДОО – это первые ступени системы образования в РФ. Каждая из этих степеней решает свои задачи, но их объединяет общее стремление обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, позволяющее не только преодолеть возникающие у него трудности, но и обеспечить их профилактику. На помощь педагогам должны прийти специалисты других областей знания: медицинские работники, психология, и конечно семья. Как главный институт социализации ребенка. Многоаспектность проблемы преемственности между детским садом и школой требует конструктивного диалога всех заинтересованных социально-административных групп и структур.
Каждый год, на протяжении всех лет работы, наше дошкольное учреждение выпускает детей - будущих первоклассников, которые в дальнейшем шагают по ступенькам жизни, получая знания после детского сада уже в школе. Перед ними встаёт огромный выбор, кем же стать, в каком направлении учиться дальше и куда, затем пойти трудиться. Все эти вопросы непременно встают на пути каждого человека. Так и среди выпускников МБДОУ «Детский сад №3» тоже есть те, которыми педагоги сада не могут не гордиться. Я хочу рассказать о выпускнице 2009 года, Дубовик Карине.
В 2009 году Дубовик Карина стала выпускницей
МБДОУ№3. Пять лет она ходила в группу «Солнышко» к воспитателю Тарасенко
Наталье Васильевне
Мои любимые выпус кники в самый радостный момент жизни пришли в детский сад
поделиться своей радостью.
Можно поздравить с окончанием начальной школы нашу отличницу!
Первого сентября 2009 года Карина пошла первый раз - в первый класс в УСОШ№2.
1 сентября – это особенный день для пер- воклассников, кото- рые первый раз при- дут в школу. Первый звонок в школе, ра- дость в глазах и вол- нение в сердцах школьников.
Мои любимые выпускники:
Рома Салафонов и Дубовик Карина пришли поздравить меня с Юбилеем детского сада
Дети растут и принимают активное участие в жизни района
Воспитание нравственности и патриотизма - задача государственной важности, ведь то, что заложено в детстве, остается навсегда. Дошкольное детство - пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями. Как бы банально это не звучало, но жизнь человека в обществе начинается с детского сада. Закладываемые воспитателями детского сада основы общественных отношений являются определяющими факторами в дальнейшем развитии ребенка.
Я горжусь своими выпускниками!
Приложение 5
(Детский сад как социально – педагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребёнка.)
Цель клуба: организовать тесное сотрудничество педагогов и родителей по вопросам подготовки детей к обучению в школе, повысить педагогическую грамотность родителей, улучшить детско-родительские отношения.
Детский сад-первый социальный институт, с которым сталкивается семья, имеющая детей. В рамках заседаний семейного клуба "Первоклашка" организуется социальнопедагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребенка.
Участники клуба: родители детей подготовительной к школе и логопедической групп, дети и воспитатели подготовительной к школе и логопедической групп, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель по обучению татарскому языку, музыкальный руководитель, учителя начальных классов, врач-педиатр).
Тематика |
Срок |
Ответственные |
Тема: «Наши дети - будущие первоклассники» Вопросы для рассмотрения: 1. Введение. Цели и задачи клуба. 2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 3. Мотивация - как условие успешного обучения в школе (результаты диагностики) 4. Демонстрация видеоматериала « Что я знаю о школе», выставка рисунков «Моя будущая школа». 5. «Как хорошо уметь читать»выступления педагога, предоставляющего дополнительную платную услугу по обучению детей основам чтения
|
ноябрь |
Старший воспита- тель
Воспитатели
Педагог-психолог |
Тема: «Мы вместе». Вопросы для рассмотрения: 1. Роль родителей в подготовке ребенка к школьному обучению. 2. Игра-развлечение «Мы вместе». 3. Дискуссия «Легко ли быть первоклассником». |
январь |
Заведующий ДОУ Старший воспита- тель Учитель-логопед Педагог-психолог Воспитатели Учителя начальных классов Музыкальный руководитель |
Тема: «В ШКОЛУ? С РАДОСТЬЮ!» Вопросы для рассмотрения: |
май |
Старший воспита- тель |
1. Результаты освоения ООП ДО выпускниками ДОУ |
||
2. Личностные достижения дошкольников. 3. Здоровье наших выпускников. 4. Школьные программы обучения на 2017-18. 5. В нескольких шагах от поступления в школу. Советы будущих учителей.
|
|
Воспитатели Психо- лог Завуч школы, учителя начальных клас- сов . |
Программа по формированию мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет
Цель предлагаемой педагогической работы:
1. Повысить и сохранить интерес у дошкольников к школе, учению, стремление активно познавать окружающее пространство в условиях школьного обучения.
2. Сформировать образ школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.
3. Воспитать доброжелательное отношение к друг другу, как партнёру учебно-игрового процесса.
В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в Росси. Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависят от психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами подготовительных групп дошкольных учреждений стоит задача – сформировать у детей интерес к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление занять позицию школьника.
Исследователи психологической готовности ребенка к школьному обучению (Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина, Г.А. Цукерман, Т.И. Бабаева и др.) сходятся во мнении, что эта готовность не сводится к развитию у ребенка системы некоторых исходных знаний, умений и навыков, например грамоты, решения задач, счета. При несомненной важности их нельзя считать обязательными и решающими.
Н.В. Нижегородцева, канд. психол. наук, доцент и В.Д. Шадриков, д-р психол. наук, проф., академик РАО, выделяют шесть групп в структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
- Социальные;
- Учебно-познавательные;
- Оценочные;
- Позиционные;
- Внешние по отношению к школе и учению;
- Игровой мотив, неадекватно перенесенных в учебную деятельность.
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет и оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе у детей 6-7 лет наиболее успешно происходит при использовании в воспитательно-образовательном процессе различных форм и методов работы, дающих возможность показать разные стороны школьной жизни: экскурсии в школу, беседы о ней, чтение рассказов и стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы после экскурсии, школы будущего, рисунок на тему «В какой школе я хочу учиться», игры, моделирующие школьную жизнь, совместные с младшими школьниками праздники. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми, сопровождаемая познавательными разговорами на школьную тематику, способствует формированию внутренней позиции школьника и адекватных ей познавательных и социальных мотивов учения. При организации игры в школу лучше использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления). Для поддержания интереса дошкольников в сюжет игр рекомендуется ввести роль Незнайки-ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает установленные правила.
В формировании у дошкольника мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей. Для того чтобы взрослый (родитель, воспитатель) правильно понимал поведение и действия ребенка и управлял ими, необходимо проводить ранжирование мотивов учения детей, чтобы знать какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности Результативность:
1. Сохранение интереса у дошкольников к школе, учению, стремления активно познавать окружающее пространство в условиях школьного обучения.
2.Сформированность образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли в будущем.
3.Развитие самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения.
4. Расширение и обобщение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Построение социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.