«Преемственность поколений – важный фактор
в учебно-воспитательном процессе ДШИ»
Развитие никогда не начинается с «чистого листа» и «на пустом месте», во всем проявляется преемственность, как связь между новым и старым в процессе развития. Новое, как правило, базируется и опирается на лучшее из предыдущего опыта. И это хорошо просматривается на преемственности поколений среди преподавателей детских школ искусств.
Главная ценность любой школы – это сформировавшиеся традиции, передающиеся от одного поколения педагогов другому. Становление нового поколения преподавателей не возможно без использования профессионального опыта ведущих преподавателей. Но учитывая, что педагогика – это наука, развивающаяся и идущая вперед, поэтому традиции так же не остаются незыблемыми. Учебный материал меняется непрерывно, окружающий мир развивается динамично, меняется атмосфера в учебном заведении, в семье, в стране, а это в свою очередь требует от педагогов умения гибко мыслить, понимать и осознавать сложные процессы в сфере образования и воспитания.
Каждый год в школы искусств приходят молодые специалисты, которые начинают делать первые шаги в музыкальной педагогике. Статистика последних лет неумолима: педагогический состав наших школ стареет, приток «новых сил» очень скуден. Молодежь не спешит становиться преподавателем в школе искусств. Почему же это происходит:
– студенты средних и высших учебных заведений не мотивированы на работу с детьми;
– большая ответственность при небольшой зарплате;
– отсутствие социальной защищенности.
Главная задача школ – создание таких условий, чтобы наши выпускники выбирали профессию педагога и возвращались в родную школу.
В нашей школе мы выявляем учащихся, которые имеют склонности к педагогической деятельности и подготавливаем их к поступлению в средние учебные заведения культуры и искусства. Мы поддерживаем тесную связь с нашими выпускниками-студентами, следим за их успехами, вникаем в их проблемы и оказываем методическую и педагогическую помощь.
Наши выпускники участвуют в концертной деятельности школы, личным примером показывают правила поведения на сцене и в концертном зале. В ДШИ №10 есть концертный камерный хор из выпускников школы, который принимает участие в многочисленных конкурсных и концертных поездках за пределы города.
Проблемы преемственности в образовании всегда привлекали внимание. Накопленный веками опыт – это ценнейшее достояние педагогики и его необходимо передавать новому поколению.
Преемственность можно рассматривать и как продолжение педагога своего дела не только в учениках, но и в своих детях, которые не только окончили нашу школу, но и продолжили обучение на различных отделениях училища и консерватории. Таких педагогических династий в нашем городе достаточно много.
Самое ценное в преемственности поколений – это когда выпускники школы после окончания средних и высших учебных заведений возвращаются в родную школу преподавателями и концертмейстерами.
В преемственности поколений роль педагога по своей значимости занимает, пожалуй, главное место. Особенность педагогической профессии заключается в том, что деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Преемственность тесно связана с принципами постепенности и систематичности в обучении и воспитании детей. Поэтому передача знаний от педагога ученику подчинена принципам преемственности и систематичности. Следовательно, педагог в своей работе должен использовать такие методы, формы и средства обучения и воспитания на каждой ступени обучения, которые обеспечат преемственность в развитии ребёнка.
Особенность педагогической профессии заключается в том, что деятельность педагога имеет преемственно-перспективный характер. Это означает, что педагог, опираясь на опыт прошлого, проектирует развитие личности на перспективу, на будущее. Преемственность тесно связана с принципами постепенности и систематичности в обучении и воспитании детей. Поэтому передача знаний от педагога ученику подчинена принципам преемственности и систематичности. Следовательно, педагог в своей работе должен использовать такие методы, формы и средства обучения и воспитания на каждой ступени обучения, которые обеспечат преемственность в развитии ребёнка.
Как правило, в процессе обучения педагог передаёт своему ученику не только свои знания, но частицу самого себя, а во многих случаях и самого себя. Поэтому, чем значительней масштаб личности педагога, тем больше положительного влияния он может оказать на рост личности своего воспитанника. Масштаб личности педагога определяется профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении. Часто именно через любовь ученика к педагогу приходит любовь к тому предмету, который он преподаёт. Любимый педагог, как правило, передаёт учащемуся содержание отношения к самому себе, к другим людям, к окружающему миру в целом.
Особенностью талантливых педагогов, добивающихся больших результатов в обучении своих учеников, «является то, что они умеют одно и то же знание предлагать учащимся по-разному, в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения. Хороший педагог в разработке методов преподавания учитывает не только индивидуальные особенности учащихся, но и свои собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является умение увидеть изучаемое явление не только со своей собственной позиции, но и со стороны учащегося, понимая, что то, что очевидно для него самого, может быть совершенно непонятно его ученику.
Список источников:
1.Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004. № 10.
2.Бабаева Т.И.У школьного порога. М., 1993
3.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.