Преемственность в рамках формирования здорового образа жизни между учащимися начального и среднего уровней
Костоглодова М.О.,
учитель
ОГБОУ «СОШ № 3 с УИОП
г. Строитель»
Аннотация. Данная статья посвящена созданию условий, необходимых для формирования интереса подростков к здоровому образу жизни в образовательной организации. Рассмотрены вопросы преемственности в рамках формирования здорового образа жизни между учащимися начальной и средней ступеней. В статье также затрагиваются пути и методы решения этих проблем.
Ключевые слова. Преемственность, формирование культуры здоровья, готовность здоровьесберегающая педагогическая деятельность, здоровьсберегающие технологии.
В новом образовательном стандарте важным направлением является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Здоровьесберегающая педагогическая деятельность по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка или подростка. Технологии должны обеспечить развитие природных способностей человека: интеллекта, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством [2].
В связи с вышеизложенным, широкое распространение в образовательных организациях должна получить преемственность в выборе здоровьесберегающих технологий.
Они наиболее значимы среди всех известных по степени влияния на здоровье детей. Главный признак здоровьесберегающих технологий – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
· организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
· психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
· учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы.
Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Во-вторых, имеет место избегания проблемы здоровья. И, в-третьих, можно констатировать сужение понятия «здоровый образ жизни».
Современная статистика представляет нам неутешительные данные о проблемах в физическом и психическом здоровье детей уже в дошкольный период развития. Многие дети демонстрируют психофизиологическую незрелость. Поэтому чрезвычайно важно четко отследить насколько действительно дети готовы к обучению в средней школе. При этом важно рассмотреть все аспекты: здоровье ребенка, его соматическое и психическое развитие. Построение обучения на диагностической основе способно помочь детям преодолеть возникающие сложности переходного этапа в их жизни.
В настоящее время можно установить связь и правильное соотношение понятия о ЗОЖ между начальным и средним звеном. Для этого необходимо соблюдать преемственность. Основополагающей ее целью рассматривается создание условий безболезненного перехода ребенка – младшего школьника в среднее звено.
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация этого возраста ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.
Среди нерешенных проблем в области преемственности остается и недостаточная двигательная активность младших школьников.
Деятельность в рамках экспериментальной площадки позволила нам наметить направление в решении вопросов данной проблемы. Это следующие задачи:
- обеспечение мониторинга соматического, физического и психического состояния здоровья детей;
- создание направленной развивающей среды для младшего и старшего школьного возраста;
- разработка модели преемственности, с учетом содержания, форм и технологий образования детей на начальной и средней ступенях;
- целенаправленное психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников начального звена и учеников средней школы.
У большинства детей, перешедших в пятый класс, наблюдается повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушение внимания и памяти, не сформированы пространственная и временная ориентировка, целенаправленные действия, основные понятия и представления.
Недостаточная сформированность этих функций проявляется как изолированно, так (чаще) и в сочетании, что ведёт к значительному снижению возможностей образовательно-воспитательного процесса, и тем самым к низкой готовности к обучению, трудностям усвоения школьных предметов и в целом приводит к общей и эмоциональной дезадаптации к условиям обучения в массовой школе.
Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать ее не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Препятствием созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа - от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы - все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства - ведь у них общие ученики.
Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребенок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе.
Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания. Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.
ЛИТЕРАТУРА
1. 3доровьесберегающее образование в средней школе / авт. А. Т. Тутатчиков, A. M. Усынин, Л. Я. Доцоев, В. В. Аксенов – Челябинск : Рекпол, 2006. – 300 с.
2. Сухарев А. Г. Образовательная среда и здоровье учащихся : научно-методич. пособие. – М. : МИОО, 2012. – 256 с.
3. Шибкова Д. З. Организация здоровьесберегающей среды с использованием автоматизированной программы «Мониторинг здоровья» : монография / Д. З. Шибкова, П. А. Байгужин. – Челябинск : Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та, 2001. – 165 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.