"Преемственность между ступенями образования по реализации требований ФГОС НОО (ДОУ – начальная школа – основная школа)"

"Преемственность между ступенями образования по реализации требований ФГОС НОО (ДОУ – начальная школа – основная школа)"

Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад—4 кл
13.01.2017
Презентация к выступлению

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

преемственность.docx
Преемственность между ступенями образования по реализации  требований ФГОС НОО (ДОУ – начальная школа – основная школа).  «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский Проблема   преемственности   между   ДОУ,   начальным   и   средним образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её   надо   рассматривать   в   контексте   подходов   к   реализации   Федеральных государственных   требований   к   структуре   основной   общеобразовательной программы   дошкольного   образования   и   Федеральных   государственных образовательных стандартов начального общего и среднего общего образования. Понятие преемственности трактуется широко — как непрерывный процесс воспитания   и   обучения   ребёнка,   имеющий   общие   и   специфические   цели   для каждого   возрастного   периода,   т.е.   —   это   связь   между   различными   ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или   отдельных   характеристик   при   переходе   к   новому   состоянию.   Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Программы   детского   сада   и   начальной   школы   отличаются   по   цели.   У программы   детского   сада   –  это   воспитание   и   всестороннее   развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки   учебной   деятельности   в   разных   формах   (игре,   экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение  детей конкретным навыкам  (письму,  чтению).  Преемственность   в работе   школы   и   детского   сада   предусматривает   использование   комплексных программ,   обмен   опытом,   поиск   оптимальных   путей   совершенствования педагогической   работы,   формирования   у   детей   интереса   к   знаниям,   учебной деятельности.   Программы,   как   детского   сада,   так   и   начальной   школы   должны комплексно   решать   познавательные,   воспитательные   и   развивающие   задачи, поэтому   необходимо   предусматривать   преемственность   в   содержании   по   всем темам обучения. Особенностью   новых   стандартов   является   формирование   и   развитие   у детей   учебной   деятельности   —   умение   учиться,   без   которого   в   дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и   ученика   в   учебно­воспитательной   работе.   В   процессе   обучения   не   ученик подстраивается  под  сложившийся стиль  учителя, а  учитель, обладающий  более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы   и   методы   с   познавательным   стилем   ребенка.   Учитель   и   ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества. 1 В настоящее время ФГОС соответствуют комплексные программы: «От рождения до школы» (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), «Истоки» (под ред. Л.А.Парамоновой), «Детство» (Т.И.Тибаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова), «Успех» (под ред. Н.В.Фединой), «Счастливый ребенок» (научный рук. С.А.Козлова). Для осуществления преемственных связей необходимо: 1.Укрепление здоровья детей; ­ обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку; ­организация двигательной активности детей. 2. Формирование положительной мотивации: ­ проведение занятий в форме — игры. 3. Формирование предпосылок учебной деятельности; ­ восприятие инструкций; ­ планирование деятельности; ­ умение выполнять задание до конца; ­ способность выполнять задание в течение определённого времени. 4. Развитие познавательных функций: ­речь; ­ внимание; ­ память; ­ восприятие; ­ воображение; ­ мышление. 5. Организация разнообразных форм занятий: ­ наблюдение; ­ работа парами; ­ работа по подгруппам; 6. Активизация любознательности и инициативности детей: ­ умение задавать вопросы; ­ высказывание собственных суждений; ­ умение делать простые практические выводы. 7. Организация сотрудничества детей и педагогов. 8. Создание развивающей среды. Необходимость   сохранения   преемственности   и   целостности образовательной   сферы   относится   к   числу   важнейших   приоритетов   развития образования в России. Основными целями образования становится формирование и   развитие   свободной   и   культурной   личности,   адаптация   к   жизни   общества, воспитание   гражданственности,   трудолюбия,   уважения,   любви   к   окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином 2 образовательном   пространстве,   начиная   с   дошкольного   образовательного учреждения. Перед   воспитателем   детского   сада   на   дошкольной   ступени,   а   далее   и учителем начальной школы на I ступени обучения стоит задача раннего раскрытия и   формирования   интересов   и   способностей   учащихся   к   научно­поисковой, проектной   деятельности.   Метод   проектов   представляет   собой   гибкую   модель организации образовательно­воспитательного пространства, ориентированного на развитие  дошкольников, а в  дальнейшем  и  школьников   и их  самореализацию  в деятельности.   Метод   проектов   способствует   развитию   любознательности   и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации,   проведения   исследований,   тем   самым   формирует   развитие интеллектуальных способностей. Дошкольники   и   младшие   школьники   очень   любознательны,   поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно­воспитательный процесс. Преемственность между всеми звеньями образования является основным условием обеспечения непрерывности образовательно­воспитательного процесса, позволяющая   установить   связь   между   тем,   что   достигнуто   ребенком,   и дальнейшим   его   развитием,   совершенствованием   на   основе   сохранения   того ценного, без чего невозможно движение вперед. В   соответствии   ФГОС   «Портрет   выпускника:   дошкольник   –   начальная Начальная школа Присутствует исследовательский интерес. Коммуникативен. Ответственен. Уважительное отношение к окружающим. Развиты навыки самоорганизации  и здорового образа жизни. школа» выглядит так. Дошкольник Деятельный и активный. Любознательный. Инициативный. Открытый внешнему миру. Доброжелательный  и отзывчивый. Уверен в своих силах. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее   адаптироваться   к   новым   условиям,   учителя   должны   знакомиться   с формами,   поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. В нашей   школе   учителя   4   классов   ведут   тесное   сотрудничество   с   воспитателем подготовительной   группы   ДОУ   «Ольха».   Это   совместные   проектные   работы   с детьми; посещение и проведение   праздников (Новый год, 8 марта, 23 февраля, 3   методами   работы   в   дошкольных   учреждениях, прощание с детским садом); родительские собрания (апрель – ДОУ, август – НОО, где   присутствуют   воспитатель   и   учитель   начальных   классов;   диагностика «Готовность к школе». Специалисты   выделяют   три   направления   подготовки   детей   дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность: ­ всестороннее воспитание и развитие; ­ формирование психологической готовности к обучению в 1 классе; ­ формирование учебной мотивации. Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению должно происходить   не   на   содержательном,   а   на   деятельностном   уровне,   т.е.   наличие сформированности   умений   учиться   как   фундаментальных   новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе как с   дидактической,   так   и   с   психологической   точки   зрения   (поскольку   учебная мотивация   является   одной   из   составляющих   понятия   «учебная   деятельность»). Безусловно,   данный   подход   к   решению   проблемы   кажется   невероятным   и неправдоподобным,   поскольку   в   дошкольной   педагогике   не   только   не рассматривались   вопросы   формирования   и   развития   учебной   деятельности ребенка,   но   и   в   целом   проблема   организации   развивающего   обучения дошкольников   кажется   многим   специалистам   дошкольного   образования   весьма сомнительной. Главную отрицательную роль в становлении такого отношения к развивающему   обучению   дошкольников   играет,   на   наш   взгляд,   привычка   к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репродуктивными методическими приемами.   Вся   работа   с   детьми   дошкольного   возраста   должна   исходить   из принципа   «не   навреди»   и   быть   направленной   на   сохранение   здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Для решения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов: 1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности; 2.   Составление   проекта   совместной   деятельности   по   обеспечению преемственности; 3. Проведение профилактических мероприятий, таких как: «День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.; 4.   Работа   по   обеспечению   готовности   детей   к   обучению   в   школе (диагностика и коррекция развития детей); 5.Проведение   ППК,   с   участием   специалистов   детского   сада   и   школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги­психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора); 6.Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе; 7. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе. 4 Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет две   ступени   развития.   Успешность   реализации   преемственности   определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой. По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя — педагог.  Приемственность НОО и ООО в рамках ФГОС Основанием   преемственности   разных   ступеней   образовательной   системы может   стать   ориентация   на   ключевой   стратегический   приоритет   непрерывного образования   —   формирование   умения   учиться.   Путь   достижения   этой   цели   – формирование   УУД,   обеспечивающих   компетенцию   «научить   учиться»,   а   не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. ФГОС   предусматривает   формирование   основ   учебной   деятельности ребёнка   –   систему   учебных   и   познавательных   мотивов,   умение   принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем   и   одноклассниками,   сформировать   основы   нравственного   поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Основное   же   общее   образование   должно   обеспечивать   личностное самоопределение   учащихся:   формирование   нравственной,   мировоззренческой   и гражданской   позиции,   профессиональный   выбор,   выявление   творческих способностей   учащихся,   развитие   способностей   самостоятельного   решения проблем в различных видах и сферах деятельности. Преобразования   в   структуре   и   содержании   начального   и   основного образования не сняли вопроса: «Как помочь ребёнку при переходе на следующую ступень?» Для   успешного   решения   проблемы   преемственности на   современном этапе необходимо   начинать   работу   как   можно   раньше.   Переход   от   начальной ступени   образования   к   основной   в   современном   школьном   укладе   всё   ещё сопровождается   достаточно   резкими   переменами   в   жизни   школьников.   К   ним относятся   повышение   требований   к   самостоятельности,   ответственности учащихся,   возрастающая   сложность   предметного   содержания   обучения.   При 5 переходе   из   начальной   в   основную   школу   учащиеся   преодолевают   сложный психологический   барьер.   Это   связано   со   многими   причинами:   вместо   одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие. Сократить   переходный   период   и   смягчить   связанные   с   ним   факторы негативного характера вот основная наша задача.  Поэтому,   на   совместных   заседаниях   МО   учителей   русского   языка   и начальных   классов   происходит   корректировка   учебных   программ   и   учебных планов. Коллектив учителей, который будет работать в пятых классах, знакомится с программой обучения и учебными средствами, по которым работает начальная школа. Для этого учителя основного звена регулярно посещают уроки в выпускных классах начальной школы, проводят пробные уроки, ведут кружковые занятия в 4 классах,   присматриваются   к   будущим   ученикам.   В   свою   очередь,   учителя начальных   классов   узнают   характер   учебных   требований,   предъявляемых предметниками,   знакомятся   с   методами   и   приёмами   их   работы. Одним   из эффективных   мероприятий   мы   считаем   совместное   составление   и   проведение диагностических работ по определению уровня готовности выпускников начальной школы к продолжению образования. Администрация школы, МО учителей начальных классов, учителя среднего звена так организуют учебную и внеурочную деятельность, где ученики начальной школы и основной включаются в разные формы совместной деятельности: ­ это разновозрастные уроки, когда старшие ученики выступают в позиции учителей младших школьников. («Неделя русского языка и литературы»); ­ это внеурочные занятия, творческое пространство: Школьный театр, где ученики работают на равных; ­   это   деловая   игра,   которую   ученики   старших   классов   с   учителями выстраивают так, чтобы включить в неё младших как равноправных партнёров. (Посвящение первоклассников в ученики, увлекательные викторины, беседы). Таким образом, будущий классный руководитель наблюдает свой будущий класс, и знакомиться с ним задолго до 1 сентября. Учителя начальных классов приглашают будущих классных руководителей и   на   внеурочные   мероприятия.   Где   они   могут   увидеть   особенности   работы   с данным классом и отдельными учениками. Ежегодно в апреле учитель начальных классов вместе с будущим классным руководителем   проводят   родительское   собрание.   Учитель   начальных   классов 6 знакомит родителей с учителями предметниками. А они рассказывают родителям о перспективах работы в пятом классе в следующем году. На первом родительском собрании в пятом классе родителей встречают классный руководитель и учитель начальных классов. Вместе с родителями они обсуждают   проблемы,   ищут   пути   их   решения,   просто   делятся   наблюдениями, размышлениями. Учителя русского языка и литературы на уроке русского языка и развития речи ежегодно в пятых классах по теме «Письмо» предлагают на выбор несколько тем. Одна из них «Письмо учителю начальных классов», в которых дети искренне пишут о своих успехах или проблемах.  Так плодотворное сотрудничество педагогов, детей и их родителей даёт возможность установить глубокий, эмоциональный, деловой контакт, а на уроках можно видеть результат уже совместного труда учителей и учеников. Считаю,   что   такой   подход   в   обучении   и   воспитании   помогает добиться сохранения   качественного   уровня   выполнения   образовательных   стандартов выпускниками начальных классов в средней школе. Проблема   преемственности   может   быть   успешно   решена   при   тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради   детей   можно   найти   время,   силы   и   средства   для   решения   задачи преемственности. 7 Используемая литература 1. Должикова   Р.   А.,   Федосимов   Г.М.,   Кулинич   Н.Н.,   Ищенко   И.П. «Реализация   преемственности   при   обучении   и   воспитании   детей   в   ДОУ   и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008. 2. Кузнецова   В.К.   «Вопросы   преемственности   и   адаптации   в   условиях учебно­ воспитательного комплекса»// Нач. школа. – 1996 №8 3. Фельдштейн   Ф.М.   «Проблемы   возрастной   и   педагогической психологии,­ М.: Международная педагогическая академия», 1995. 4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 3­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 5. http://www   .  galeeva­n.uсoz.ru   8
скачать по прямой ссылке