«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»
Оценка 4.6

«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»

Оценка 4.6
Презентации учебные
docx
математика
5 кл
20.06.2019
«Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом»
«Преемственность в обучении математике.docx
МБОУ «Симферопольская академическая гимназия» «Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом» Учитель математики  МБОУ «Симферопольская  академическая гимназия» – Хелали Илона Евгеньевна 1 г. Симферополь 2018\2019 уч. год Для успешного изучения математики в 5 классе и дальше в основной  школе важен основательный, прочный фундамент, который должен быть  заложен в начальной школе. Преемственностью в обучении является  установление необходимой связи и правильного соотношения между  частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. В данном  случае – начальной школой и 5­м классом. Причем под преемственностью на практике мы понимаем условно –  внешнюю и внутреннюю. Внешняя связана с основными требованиями к  оформлению работы (задач, уравнений, примеров, схем и т.д). Внутренняя –  связана с методикой преподавания математики на уроках разных типов.  Внешняя преемственность решается намного легче, чем внутренняя. Для  этого достаточно согласовать между учителями начальной и средней школы  основные  требования или критерии по оформлению письменных работ по  математике учеников начальной школы при переходе из 4­го в 5­й класс. Что  мы и сделали в виде рекомендаций с примерами оформления.  А вот с внутренней преемственностью намного сложнее. Обучение  математике в нашей начальной школе ведется по нескольким разным  программам с разными авторами учебников и содержанием обучения. К  традиционной относятся программы:  «Школа России»  и «Перспективная  начальная школа» . К развивающим программам относится  «Авторская  программа «Учусь учиться» курса «Школа 2000...» (по учебнику Петерсон  Л.Г.), но на момент 2017 года в федеральный перечень учебников она  не  вошла.  В 5­м классе используется также две разные программы обучения –  традиционная по учебнику Никольского С.М. и программа развивающего  обучения «Учусь учиться» курса «Школа 2000...» (по учебнику Петерсон  Л.Г.) ­ в кадетском классе.  А на входе в 5­й класс мы хотим получить, так называемый, «стандарт на  вход» , а на конец 5­го класса «стандарт на выход» в виде ВПР. Как  обеспечить этот «стандарт», работая по разным учебникам и разным  программам. Ответ на этот вопрос лежит в основе  развивающего обучения, а  именно ­ развитие в системе на уроках математики мышления младших  школьников.   2 Для успешного обучения в среднем звене, для понимания и усвоения  учебного материала у учеников 5­го класса должны формироваться еще с  начальной школы три составляющие  части мышления: 1) Достаточный  уровень элементарных мыслительных операций  (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного,  классификация и др.) 2) Достаточный  уровень активности, раскованности мышления,  проявляющейся в продуцировании большого количества различных  идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы; 3) Достаточный уровень организованности и целенаправленности  мышления, проявляющийся в ориентации на выделение  существенного, в использовании обобщенных схем анализа. Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует  у ребенка умение думать, не учит тем мыслительным операциям, с помощью  которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для  умственного развития. Потому,  пути решения проблем преемственности в  школьном курсе математики между начальной и основной школой - двусторонние. С одной стороны, учителям начальных классов необходимо  обеспечить «стандарт на вход» на основе развития мышления и основных  мыслительных операций, а с другой, учителю в 5 классе не отказываться от  полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, но уже в новых  условиях.  Одной из главных задач учителя начальной школы и в продолжении  учителей 5­х классов, является последовательное развитие основных  операций мышления школьников на разных ступенях обучения. К ним  относятся:   Анализ. Разложение целого на части, выделение отдельных признаков,  свойств, качеств предметов/явлений.  Синтез. Объединение частей в целое на основе смысловых связей  предметов/явлений между собой.  Сравнение. Сопоставление предметов/явлений друг с другом,  нахождение сходств и различий между ними. 3  Обобщение. Объединение различных предметов/явлений в одну группу  на основе общих признаков (на основе схожести).  Конкретизация. Наполнение какой­то обобщенной схемы частным  смыслом (признаками, свойствами).  Классификация. Распределение предметов по группам на основании  каких­то существенных признаков.  Аналогия. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой  (менее изученный или недоступный для изучения). Данные операции незаменимы в процессе обучения, усвоения новых  знаний. Многие из них используются человеком неосознанно и интуитивно.  Однако для того, чтобы эффективно применять эти мыслительные операции,  необходимо развивать и совершенствовать их уже с младшего школьного  возраста.  На открытом уроке 19.10.18  в 5­А классе в рамках методической  декады   …. Я постаралась показать на практике применение отдельных  методических приёмов, развивающих основные мыслительные операции  школьников 5­х классов  в плане преемственности задач и методов обучения  на разных ступенях.   Синтез  (Объединение частей в целое на основе смысловых связей  предметов).  Сравнение. Сопоставление предметов/явлений друг с другом, нахождение сходств и различий между ними. 4 логи я. П ерен ос знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или  недоступный для изучения).  Синтез. Объединение частей в целое на основе смысловых связей  предметов/явлений между собой.  А н а 5  Конкретизация. Наполнение какой­то обобщенной схемы частным  смыслом (признаками, свойствами).  Анализ. Разложение целого на части, выделение отдельных признаков,  свойств, качеств предметов/явлений. 6  Обобщение. Объединение различных предметов/явлений в одну группу  на основе общих признаков (на основе схожести).  Классификация. Распределение предметов по группам на основании  каких­то существенных признаков.  Аналогия. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой  (менее изученный или недоступный для изучения). 7   Межпредметная связь . Нахождение связей в литературе и  математике. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой. Организация учебной деятельности для решения поставленных задач  была реализована с помощью методов развивающего обучения и разных форм  работы (фронтальной, в парах, самостоятельной работе). Причем, подбор  задач на уроке был построен он самой лёгкой задачи (№1 – по картинке),  решаемой устно, к задаче, олимпиадного уровня (задача №5). Большой объем  и темп работы был реализован благодаря использованию форм и методов  работы, привычных учащимся, благодаря учителям начальной школы. Таким  образом, на уроках математики в 5­х классах используется преемственность,  которая позволяет ученикам почувствовать успешность и применить,  полученные ранее знания в новых условиях. 8 Одним из важных направлений преемственности в обучении является педагогический мониторинг и диагностика качества обучения.  Снижение качества знаний обусловлено стрессогенностью ситуации  адаптации в 5 классе. Перечислю некоторые причины, возникающие при  переходе из начальной школы в основную:   Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода,  связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности,  повышением уровня тревожности.  Обучающиеся перешли от одного учителя, который строил с каждым  ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим  предметникам, отношения которых с учеником и его родителями  становятся ситуативными и касаются в основном вопросов  успеваемости и поведения на уроках.   Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в  которой 5­тиклассник чувствует себя “беспризорником”.   Каждый учитель по­своему преподает свой предмет. Преподавание  индивидуально, хотя программы и учебники одни для всех. В связи с реформированием и модернизацией современного образования в  последние годы появилось большое количество учебных комплектов.  Имеющиеся комплекты учебников по математике в начальной школе и в 5­6  9 классах все­таки не достаточно хорошо соответствуют друг другу в  содержательном плане. 10 Проанализировав “Основные требования к знаниям, умениям и навыкам  обучающихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе”, можно выделить ряд распространённых проблем, влияющих на  успешность усвоения пятиклассниками курса математики в основной школе:   Недостаточная техника чтения (в особенности – математических  текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста  учащимися, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его.  Недостаточная скорость письма (в основной школе темп урока  увеличивается, и дети просто не успевают делать записи в тетрадях).  Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у  многих детей (порой дочитывая текст задачи до конца, ученик не  помнит что в начале), а так же недостаточная тренированность  долговременной памяти (отсюда “забывчивость”, которая требует  постоянного вкрапления элементов повторения на уроках).  Недостаточные умения устных вычислений (особенно слабое знание  таблицы умножения). 11  Недостаточные умения решать текстовые задачи (дети не могут  представить себе ситуации, описанные в задачах, изобразить их на  рисунке или схеме).  Недостаточное развитие графических умений.  Недостаточно грамотная математическая речь.    Также, надо учитывать, что на положительные результаты 1­й четверти  повлияло, то, что по традиционной программе 5­го класса практически весь  материал 1­й четверти являлся повторением материала, изучаемого в 4­м  классе. Поэтому, большинство детей, учитывая проблемы адаптации, в 1­й  четверти, применяли ранее полученные знания в новых условиях и с новыми  требованиями. Большое спасибо учителям начальной школы, которые в  прошлом году выпустили 4­е классы и дали этим детям необходимую базу  знаний, умений и навыков! При этом результаты обучения и качества знаний  дальше будут снижаться по причинам усложнения материала, увеличения  объема новых знаний и темпа овладения ими. Как показывает практика,  именно в основной школе у многих детей начинает портится почерк,  ухудшается аккуратность оформления работ, забывается таблица умножения  и навыки устного счета.  Поэтому на этапе 5­го класса крайне важно не упустить преемственность и в  обучении, и в системе требований. А самое главное, не растерять в наших  детях, то, что было огромным трудом вложено в них учителями начальной  школы! 12

«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»

«Преемственность в обучении математике  между начальной школой и 5 классом»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2019