МБОУ «Симферопольская академическая гимназия»
«Преемственность в обучении математике
между начальной школой и 5 классом»
Учитель математики
МБОУ «Симферопольская
академическая гимназия» –
Хелали Илона Евгеньевна
1 г. Симферополь 2018\2019 уч. год
Для успешного изучения математики в 5 классе и дальше в основной
школе важен основательный, прочный фундамент, который должен быть
заложен в начальной школе. Преемственностью в обучении является
установление необходимой связи и правильного соотношения между
частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. В данном
случае – начальной школой и 5м классом.
Причем под преемственностью на практике мы понимаем условно –
внешнюю и внутреннюю. Внешняя связана с основными требованиями к
оформлению работы (задач, уравнений, примеров, схем и т.д). Внутренняя –
связана с методикой преподавания математики на уроках разных типов.
Внешняя преемственность решается намного легче, чем внутренняя. Для
этого достаточно согласовать между учителями начальной и средней школы
основные требования или критерии по оформлению письменных работ по
математике учеников начальной школы при переходе из 4го в 5й класс. Что
мы и сделали в виде рекомендаций с примерами оформления.
А вот с внутренней преемственностью намного сложнее. Обучение
математике в нашей начальной школе ведется по нескольким разным
программам с разными авторами учебников и содержанием обучения. К
традиционной относятся программы: «Школа России» и «Перспективная
начальная школа» . К развивающим программам относится «Авторская
программа «Учусь учиться» курса «Школа 2000...» (по учебнику Петерсон
Л.Г.), но на момент 2017 года в федеральный перечень учебников она не
вошла.
В 5м классе используется также две разные программы обучения –
традиционная по учебнику Никольского С.М. и программа развивающего
обучения «Учусь учиться» курса «Школа 2000...» (по учебнику Петерсон
Л.Г.) в кадетском классе.
А на входе в 5й класс мы хотим получить, так называемый, «стандарт на
вход» , а на конец 5го класса «стандарт на выход» в виде ВПР. Как
обеспечить этот «стандарт», работая по разным учебникам и разным
программам. Ответ на этот вопрос лежит в основе развивающего обучения, а
именно развитие в системе на уроках математики мышления младших
школьников.
2 Для успешного обучения в среднем звене, для понимания и усвоения
учебного материала у учеников 5го класса должны формироваться еще с
начальной школы три составляющие части мышления:
1) Достаточный уровень элементарных мыслительных операций
(анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного,
классификация и др.)
2) Достаточный уровень активности, раскованности мышления,
проявляющейся в продуцировании большого количества различных
идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
3) Достаточный уровень организованности и целенаправленности
мышления, проявляющийся в ориентации на выделение
существенного, в использовании обобщенных схем анализа.
Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует
у ребенка умение думать, не учит тем мыслительным операциям, с помощью
которых приобретаются осмысленные знания, малоэффективно для
умственного развития. Потому, пути решения проблем преемственности в
школьном курсе математики между начальной и основной школой -
двусторонние. С одной стороны, учителям начальных классов необходимо
обеспечить «стандарт на вход» на основе развития мышления и основных
мыслительных операций, а с другой, учителю в 5 классе не отказываться от
полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной
школы, привычных для детей приемов учебной деятельности, но уже в новых
условиях.
Одной из главных задач учителя начальной школы и в продолжении
учителей 5х классов, является последовательное развитие основных
операций мышления школьников на разных ступенях обучения. К ним
относятся:
Анализ. Разложение целого на части, выделение отдельных признаков,
свойств, качеств предметов/явлений.
Синтез. Объединение частей в целое на основе смысловых связей
предметов/явлений между собой.
Сравнение. Сопоставление предметов/явлений друг с другом,
нахождение сходств и различий между ними.
3 Обобщение. Объединение различных предметов/явлений в одну группу
на основе общих признаков (на основе схожести).
Конкретизация. Наполнение какойто обобщенной схемы частным
смыслом (признаками, свойствами).
Классификация. Распределение предметов по группам на основании
какихто существенных признаков.
Аналогия. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой
(менее изученный или недоступный для изучения).
Данные операции незаменимы в процессе обучения, усвоения новых
знаний. Многие из них используются человеком неосознанно и интуитивно.
Однако для того, чтобы эффективно применять эти мыслительные операции,
необходимо развивать и совершенствовать их уже с младшего школьного
возраста.
На открытом уроке 19.10.18 в 5А классе в рамках методической
декады …. Я постаралась показать на практике применение отдельных
методических приёмов, развивающих основные мыслительные операции
школьников 5х классов в плане преемственности задач и методов обучения
на разных ступенях.
Синтез (Объединение частей в целое на основе смысловых связей
предметов).
Сравнение. Сопоставление предметов/явлений друг с другом, нахождение
сходств и различий между ними.
4 логи
я. П
ерен
ос
знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или
недоступный для изучения).
Синтез. Объединение частей в целое на основе смысловых связей
предметов/явлений между собой.
А
н
а
5 Конкретизация. Наполнение какойто обобщенной схемы частным
смыслом (признаками, свойствами).
Анализ. Разложение целого на части, выделение отдельных признаков,
свойств, качеств предметов/явлений.
6 Обобщение. Объединение различных предметов/явлений в одну группу
на основе общих признаков (на основе схожести).
Классификация. Распределение предметов по группам на основании
какихто существенных признаков.
Аналогия. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой
(менее изученный или недоступный для изучения).
7
Межпредметная связь . Нахождение связей в литературе и
математике. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой.
Организация учебной деятельности для решения поставленных задач
была реализована с помощью методов развивающего обучения и разных форм
работы (фронтальной, в парах, самостоятельной работе). Причем, подбор
задач на уроке был построен он самой лёгкой задачи (№1 – по картинке),
решаемой устно, к задаче, олимпиадного уровня (задача №5). Большой объем
и темп работы был реализован благодаря использованию форм и методов
работы, привычных учащимся, благодаря учителям начальной школы. Таким
образом, на уроках математики в 5х классах используется преемственность,
которая позволяет ученикам почувствовать успешность и применить,
полученные ранее знания в новых условиях.
8 Одним из важных направлений преемственности в обучении является
педагогический мониторинг и диагностика качества обучения.
Снижение качества знаний обусловлено стрессогенностью ситуации
адаптации в 5 классе. Перечислю некоторые причины, возникающие при
переходе из начальной школы в основную:
Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода,
связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности,
повышением уровня тревожности.
Обучающиеся перешли от одного учителя, который строил с каждым
ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим
предметникам, отношения которых с учеником и его родителями
становятся ситуативными и касаются в основном вопросов
успеваемости и поведения на уроках.
Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в
которой 5тиклассник чувствует себя “беспризорником”.
Каждый учитель посвоему преподает свой предмет. Преподавание
индивидуально, хотя программы и учебники одни для всех.
В связи с реформированием и модернизацией современного образования в
последние годы появилось большое количество учебных комплектов.
Имеющиеся комплекты учебников по математике в начальной школе и в 56
9 классах всетаки не достаточно хорошо соответствуют друг другу в
содержательном плане.
10 Проанализировав “Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5
классе”, можно выделить ряд распространённых проблем, влияющих на
успешность усвоения пятиклассниками курса математики в основной школе:
Недостаточная техника чтения (в особенности – математических
текстов, условий задач), большие проблемы в понимании текста
учащимися, неумение делить текст на смысловые части и анализировать
его.
Недостаточная скорость письма (в основной школе темп урока
увеличивается, и дети просто не успевают делать записи в тетрадях).
Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у
многих детей (порой дочитывая текст задачи до конца, ученик не
помнит что в начале), а так же недостаточная тренированность
долговременной памяти (отсюда “забывчивость”, которая требует
постоянного вкрапления элементов повторения на уроках).
Недостаточные умения устных вычислений (особенно слабое знание
таблицы умножения).
11 Недостаточные умения решать текстовые задачи (дети не могут
представить себе ситуации, описанные в задачах, изобразить их на
рисунке или схеме).
Недостаточное развитие графических умений.
Недостаточно грамотная математическая речь.
Также, надо учитывать, что на положительные результаты 1й четверти
повлияло, то, что по традиционной программе 5го класса практически весь
материал 1й четверти являлся повторением материала, изучаемого в 4м
классе. Поэтому, большинство детей, учитывая проблемы адаптации, в 1й
четверти, применяли ранее полученные знания в новых условиях и с новыми
требованиями. Большое спасибо учителям начальной школы, которые в
прошлом году выпустили 4е классы и дали этим детям необходимую базу
знаний, умений и навыков! При этом результаты обучения и качества знаний
дальше будут снижаться по причинам усложнения материала, увеличения
объема новых знаний и темпа овладения ими. Как показывает практика,
именно в основной школе у многих детей начинает портится почерк,
ухудшается аккуратность оформления работ, забывается таблица умножения
и навыки устного счета.
Поэтому на этапе 5го класса крайне важно не упустить преемственность и в
обучении, и в системе требований. А самое главное, не растерять в наших
детях, то, что было огромным трудом вложено в них учителями начальной
школы!
12
«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»
«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»
«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»
«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»
«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»
«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»
«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»
«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»
«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»
«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»
«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»
«Преемственность в обучении математике между начальной школой и 5 классом»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.