Преобразование информации. Как традиционное задание сделать продуктивным?
Репродуктивные задания позволяют усвоить предметное содержание. В жизни мы часто сталкиваемся со случаями, которые не описаны в учебнике. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты
Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие. Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки. Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.
Как традиционные задания сделать продуктивными?
1) Вместо авторской оценки предложить ученику оценить ситуацию самому
2) Связать задание с повседневным опытом ученика через жизненную ситуацию
3) Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций
4) Перенести акцент с воспроизведения на анализ информации
5) Дать задание паре, группе, распределив роли участников
Традиционные задания
Определите площадь прямоугольника
Продуктивное задание
Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.
Что делает ученик, чтобы выполнить продуктивное задание?
1) Выделяет ключевые слова в тексте.
2) Находит в тексте объяснение этих понятий
3) Делает умозаключение по аналогии
Отрабатывать учебные алгоритмы на материале жизненных ситуаций
Алгоритм выполнения продуктивного задания
УУД |
Цель задания |
Действия |
Регулятивные |
Осмысли цель задания
|
Что надо сделать?
|
Познавательные |
Найди нужную информацию Преобразуй информацию в соответствии с заданием
|
Создать текст, рисунок, схему Найди причину, выдели главное, дай оценку
|
Коммуникативные |
Запиши свое решение, дай полный ответ
|
В виде таблицы, текста, списка. Используй слова: «Я считаю, что.....», «Потому, что…», «Во-первых, …»
|
Порядок выполнения продуктивного задания
1) Осмыслить задание (Что надо сделать?)
2) Найти нужную информацию (текст, рисунок)
3) Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, дать оценку)
4) Сформулировать мысленно ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что во –первых…, во –вторых… и т.д.»
5) Дать полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя
Формулировки при составлении продуктивного задания могут начинаться со слов:
Проанализируйте…
Докажите…
Исследуйте…
Оцените…
Объясните…
Составьте алгоритм…
Составьте схему (модель)…
Представьте в виде…
Придумайте на основе…
Этапы урока |
Примеры продуктивного задания |
Начало формулировки (слова – помощники) |
Мотивация |
Выявление главного
Постановка учебной задачи |
Найдите… Подтвердите… Сгруппируйте…
|
Открытие нового знания |
Группировка Сравнение по критериям Классификация Формулирование определения
|
Изобразите графически… Найдите общее – разное Сформулируйте ответ…
|
Применение полученных знаний |
Поиск и отбор информации Обобщение. Выводы Доказательство
|
Найди причину… Предложи способ… Назовите алгоритм… Подберите…
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.