Преобразование пространства воспитательной среды в общеобразовательной школе.
Оценка 4.8

Преобразование пространства воспитательной среды в общеобразовательной школе.

Оценка 4.8
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
04.03.2018
Преобразование пространства воспитательной среды в общеобразовательной школе.
Не секрет, что школа обладает большим потенциалом воспитательного воздействия на детей. Общество испытывает потребность в активной, творческой, самостоятельной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Потенциал ученика часто зависит от творческого потенциала самого учителя. Только педагог с творческим подходом может раскрыть и помочь развить таланты своих учеников.
Преобразование пространства воспитательной среды в школе.docx

Преобразование пространства воспитательной среды в общеобразовательной школе

Шумакова Ирина Леонидовна, руководитель кафедры воспитания

и творческого развития МБОУ «СШ № 36» г Норильск

 

Современное общество испытывает потребность в самостоятельной,    активной, творческой личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.   Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме всестороннего развития активности учащихся,  которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации  и успешной социализации. 

В соответствии с  общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания  является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями. Потенциал ученика часто зависит от творческого потенциала самого учителя.  Только педагог с творческим подходом может   раскрыть и  помочь развить таланты своих  учеников.

Школа обладает большим потенциалом воспитательного воздействия на детей, однако в образовательной практике возникают сложности при создании педагогически целесообразной социокультурной среды, обеспечивающей развитие гуманистических ценностей на уровне личности.

Поэтому в качестве одной из гипотез исследования нами было выдвинуто предположение о том, что образовательное пространство школы будет способствовать социокультурному определению основных субъектов образования если будут спроектированы событийные действия, в которых не только развиваются, но и проявляются новые  качества личности ученика, педагога, родителей в логике требований современного общества, их сопричастность к организационным ценностям.

В рамках реализации проекта была создана кафедра воспитания и творческого развития, а так же творческая группа педагогов «Развитие творческих способностей учащихся».

Для реализации задач ОЭД в школе создана социокультурная среда, которая предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества. Педагоги кафедры и творческой группы работают в тесном взаимодействии друг с другом, привлекая к реализации задач родителей учащихся и общественность.

Творческая группа педагогов МБОУ «СШ №36»на протяжении 5 лет вели  работу в рамках ОЭП по теме: «Преобразование пространства социального действия субъектов образования»  с целью:  смоделировать образовательные пространства школы для овладения и проявления у каждого школьника чувства уважения человека, его прав и свобод, готовности взаимодействовать в сотрудничестве, противостоять антисоциальным процессам и явлениям.

Перед педагогами стояли задачи:

·         Формирование у школьников полноценной российской идентичности (гражданского самосознания, патриотизма, толерантности), способно­сти к ответственному самоопределению в современной культуре.

·         Развитие у школьников способности к свободному и ответственному со­циальному действию, формирование опыта демократического поведе­ния, ответственной заботы друг о друге, коллективно-творческой дея­тельности.

·         Формирование навыков работы в группе, коллективе на основе знания способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми, владения различными социальными ролями на основе полученной информации, развивать у учащихся стремление к саморазвитию.

·         Стимулирование  и поддержка в социокультурном самоопределении всех субъектов образования (школьников, родителей, педагогов) через ценности практического гуманизма.

·         Разработка системы событийных дел как способа реализации гуманистического подхода в образовании.

·         Социокультурное определение субъектов образовательного пространства через организацию событийных дел.

Для реализации поставленных задач в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности педагогов с учащимися:

·           Игровая деятельность;

·           Познавательная деятельность;

·           Проблемно-ценностное общение;

·           Досугово - развлекательная деятельность;

·            Художественное творчество;

·           Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

·           Трудовая (производственная) деятельность;

·           Спортивно-оздоровительная деятельность.

Повышается роль школы, педагогов в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Для достижения этого необходимо правильно и целенаправленно организовывать творческую деятельность учащихся. Это способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные, творческие усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов.

В нашей школе внеурочная деятельность учащихся планируется педагогами таким образом, чтобы у детей была возможность проявлять свои таланты и способности, развивать, реализовывать свое «Я».

Ребята активно включены в жизнь школы, класса, различных творческих коллективов.  Одним из успешных направлений такой работы можно считать систему проведения событийных мероприятий.

Что же такое событийное мероприятие? Это мероприятия, на которых  практически каждый ученик школы может показать себя и проявить свои творческие способности. Особенность таких мероприятий в том, что для их проведения и участия привлекается не только актив школы и ребята, входящие в состав творческих объединений, но и все желающие принять в этом участие.

Каждое такое мероприятие – это событие, о котором знают все ученики школы. Главная цель таких мероприятий не только качественное его проведение, но и вовлечение в творческий процесс большего количества учащихся, учителей, родителей. При этом, в зависимости от степени участия в событийном деле взрослых их можно поделить на несколько видов:

1.      Событийные мероприятия с привлечением учителей и родителей.

2.      Совместные с родителями, где родители активные участники.

3.      Совместные с родителями, где родители пассивные участники.

4.      Без привлечения родителей с привлечением классных руководителей.

5.      Без привлечения родителей и классных руководителей.

6.      С привлечением организаций города.

Формы проведения мероприятий многообразны – это концерты, выставки, творческие проекты, активные игры, «посиделки» и др.

В нашей школе уже выработана система проведения этих мероприятий. Многие плановые мероприятия превратились в событийные.  

Ребята активно проявляют себя в подготовке и проведении школьных событийных дел:  «Презентация ученических активов», «Мы разные, но все мы вместе», «Каждой маме по улыбке», «Новогодний переполох», «Широкая Масленица»,  «Мисс и Мистер школа №36». Каждое мероприятие, проведенное учащимися в школе, позволяет отметить: чем активнее ребята принимают участие в их разработке, подготовке и проведении, тем больший интерес оно у них вызывает, способствует развитию творческих, индивидуальных способностей, раскрытию таланта. Мы наблюдаем, как школьники овладевают в процессе творческой деятельности опытом организаторской работы. А накопление опыта есть поступательное движение к перспективе. Подведением всех итогов за год является любимое всеми учащимися ежегодное традиционное мероприятие «Путь к Олимпу», где чествуют лучших из лучших различных в номинациях.

Итогом творческого подхода к выполнению  коллективных и индивидуальных работ являются победы наших учеников в  городских конкурсах: «Моя будущая профессия»- Дипломы победителей, фестиваль-конкурс «Едем, едем, мы по свету», выставка-конкурс детского рисунка «Весенняя палитра», «Северная палитра»,  «Правила дорожные знать семье положено»,  конкурс чтецов и поэтов «О спорт, ты-мир!», музейно-краеведческий конкурс «Зеркало времени». Реализован проект «Территория добра», результатом которого стало благоустройство школьной территории. Победы в городском конкурсе социальной рекламы «Я хочу жить именно так»; в конкурсе на лучшее название городской экологической акции с названием «Чистый город – зеленая планета». Ребята активные участники и победители региональных конкурсов: «Я рисую выборы», «Открытка для папы», «Родное Красноярье», «Обелиск», Межрегиональный конкурс работ детского художественного конкурса «Северная палитра» и федеральных творческих конкурсов: «Предания старины далекой», «Олимпийская мечта», «Вам строить звездолёты», «Экология России-молодежный взгляд», «Мой край», «Водопады мира» благотворительная и конкурсная Программа «Наполни сердце добротой», «Здоровая Россия» и «Олимпийская мечта» в рамках социального проекта «Страна талантов», «И снова в сказку», «Моя Вообразилия», «Экология России - молодежный взгляд»; участники VII Международного фестиваля детского изобразительного искусства «Все краски мира». Международной экологической акции «Марш заповедников и национальных парков-2014».

Нашей творческой группой разработана система мониторинга:

-  отслеживание результатов деятельности учащихся

- отслеживание результатов педагогов

- отслеживание результатов классных руководителей

- создан банк данных «Одаренные дети» по творческому направлению

Для реализации выше поставленных задач к воспитательной работе активно привлекаются родители, социум, образовательные и общественные организации город (МБОУ ДОД «ДТДМ», МБОУ ДОД «ЦВР», ММВПОО «СОЮЗ», ДЮСШ №4). Работа ведется в совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие  способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются  наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы  у учащихся формируется готовность к творческой работе в группах, в парах, коллективах, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

Работа в рамках ОЭП по теме: «Преобразование пространства социального действия субъектов образования»  ведется в соответствии с планом работы школы и систематизирована по направлениям и видам деятельности. Работа каждого направления нацелена на результат:

 

Направление

Виды деятельности, (участники)

Результат

 

Реализация определенных направлений деятельности

Участие в конкурсах  городского воспитательного проекта «Содружество»;

конкурсах международного, федерального, регионального, муниципального уровней;

участие в социальных акциях.

Проведение событийных мероприятий.

Работа  школьного актива «Страна Доброград».

(в соответствии с задачами школы, кафедры, ТО и ТГ)

Развитие у школьников способности к свободному и ответственному со­циальному действию, стремление к саморазвитию, формировать опыт демократического поведе­ния, прививать умение быть внимательным и заботливым друг к другу, быть активным в коллективно-творческой дея­тельности

Обобщение  опыта экспериментальной работы

Участие в  ежегодном форуме «Паспорт инновационных проектов», в работе круглого стола (Руководитель МО, все члены творческой группы)

Разработана система мониторинга решения задач:

-карта сопровождения творчески активных детей (Грудогло В.И.);

-мониторинг  участия в конкурсах различного уровня классных руководителей и учащихся (Шумакова И.Л.)

- Мониторинг отслеживания результатов работы классных руководителей (Крутакова О.П., Шумакова И.Л.)

Ежегодные выступления на совещаниях ЗВР по разной тематике

Накопление  дидактического  материала, которым могут воспользоваться все педагоги школы, а так же материал публикации в профессиональных журналах и на интернет -сайтах

Расширение сетевого взаимодействия.

Взаимодействие с организациями города: кинотеатр им В.Высоцкого, Драматическим театром им В. Маяковского, Музеем истории и освоения НПР, Талнахской библиотекой

(Классные руководители, родители)

Формируются жизненно-необходимые умения общаться в окружающем мире, навыки работы в группах, коллективе на основе знания способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми

Исследование специальных познавательных стратегий, связанных с ключевыми образовательными компетентностями

Самообразование педагогов;

Работа с творчески одаренными и перспективными детьми.

(Руководители кафедр, члены ТО и ТГ, учащиеся, родители)

Повышение уровня образования педагогов, развитие индивидуальных способностей учащихся

Расширение материально-технической базы эксперимента

Частично оборудованы кабинеты в соответствии с ФГОС

(Администрация школы, родители, педагоги)

КТД, событийные мероприятия, классные воспитательные часы, внеклассные мероприятия проходят на более высоком техническом уровне

Разработка и осуществление системы повышения квалификации педагогов по вопросам экспериментальной деятельности школы.

Семинары и круглые столы для классных руководителей и педагогов

(Администрация школы, Руководители кафедр, ТО, ТГ, психолог, социальный педагог)

Осуществляется  система повышения квалификации педагогов

Повышение уровня образования родителей

Проведение родительских собраний с участием специалистов школы: психолога, логопеда, социального педагога

(Администрация школы, классные руководители)

Регулярно осуществляется повышение уровня образования родителей, привлечение к взаимодействию, к сотрудничеству

 

 В ходе ОЭД школы рамках ОЭП по теме: «Преобразование пространства социального действия субъектов образования» прослеживаются следующие  результаты:

·         Создание наиболее благоприятных условий развития для всех детей: одаренных, обычных, нуждающихся в коррекции - с учетом различий их склонностей и способностей.

·          Эмоциональное развитие личности,  способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия: чувство жалости, восторга, любви, уважения, преданности, обязательности.

·         Развитие креативности. Творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получение высокого удовлетворения от творческого процесса.

·         Умение оценивать обстановку, осознание и видение своих достоинств и недостатков, отношение окружающих к собственной деятельности.

·         Формирование комфортной экологической среды обитания в школе  и классе.

·         Созданы новые формы взаимодействия с семьей, сформированы с помощью родителей межпоколенческое объединение «Взгляд».

 


 

Преобразование пространства воспитательной среды в общеобразовательной школе

Преобразование пространства воспитательной среды в общеобразовательной школе

Творческая группа педагогов МБОУ «СШ №36»на протяжении 5 лет вели работу в рамках

Творческая группа педагогов МБОУ «СШ №36»на протяжении 5 лет вели работу в рамках

Повышается роль школы, педагогов в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей

Повышается роль школы, педагогов в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей

Мы наблюдаем, как школьники овладевают в процессе творческой деятельности опытом организаторской работы

Мы наблюдаем, как школьники овладевают в процессе творческой деятельности опытом организаторской работы

В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития

В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития

Грудогло В.И.); -мониторинг участия в конкурсах различного уровня классных руководителей и учащихся (Шумакова

Грудогло В.И.); -мониторинг участия в конкурсах различного уровня классных руководителей и учащихся (Шумакова

Разработка и осуществление системы повышения квалификации педагогов по вопросам экспериментальной деятельности школы

Разработка и осуществление системы повышения квалификации педагогов по вопросам экспериментальной деятельности школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018