Преподавание литературы в условиях интеграции с ИКТ.
Интегрированный урок по литературе и ИКТ
«Путь исканий Пьера Безухова».
В нашем учебном учреждении методическая работа ведется не совсем традиционным способом. Все педагоги входят в различные модули методической работы, вне зависимости от профиля преподаваемого предмета. Таких модулей у нас четыре. В этом учебном году я вошла в модуль методической работы: «Корректировка содержания обучения в условиях профильного обучения». Моя методическая тема: «Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях интеграции с ИКТ».
Почему же я пришла к этой теме? Во-первых, желание познать возможности компьютера и применения его на уроках, во-вторых, использовать интерес к нему детей и их умения в учебных целях, в-третьих, привлечь учащихся к книге, возродить утерянный к ней интерес, в-четвертых, попытаться повысить грамотность и подготовить детей к электронному тестированию, в-пятых, повысить долю самостоятельности учащихся в образовательном процессе, ну и, наконец, желание использовать новые формы и методы в изучении предмета.
К сожалению, должна констатировать, что методических разработок, курсов, какой-то другой методической помощи по данной теме практически найти невозможно, их просто нет. С другой стороны, работа над этой темой оказалась почти полностью самостоятельной, методом проб и ошибок. В результате своей работой над темой я пришла к следующим выводам.
Роль компьютера в развитии личности:
- компьютер не заменяет учителя, но дает школьнику эффективный инструмент для самообучения и самоконтроля, обеспечивает максимальную свободу выбора, активизацию творчества;
- происходит соединение достоинств ученика с возможностями компьютера (наглядность, сочетание текстовой, графической, звуковой информации, обратная связь);
- способствует индивидуализации учебного процесса;
- дает возможность выбора уровня сложности;
- развивает навыки и умения научного исследования или профессиональной деятельности;
- помогает учащимся перерабатывать данные, представления о предмете в суть, в понятия, переводя их в практическую деятельность;
- повысить мотивацию, добиться высоких результатов обученности, решить вопрос готовности к востребованности выпускников на современном рынке труда.
Учитель может использовать ИКТ:
- при планировании;
- при подготовке уроков;
- в дополнительном образовании;
- в проектной деятельности;
- на уроке.
В дополнительном образовании каждый из нас пользуется ИКТ, составляя презентации к спектаклям, к различным внеклассным мероприятиям. Я использую интеграцию с ИКТ, занимаясь выпуском, версткой газеты «Мы», собирая статьи, творческие работы на конкурс «Дебют» в электронном варианте, в проектной деятельности учащихся: поиск информации в Интернете, сбор и отбор информации, подготовка презентации (текстовой, графической, звуковой).
На уроке ИКТ можно использовать и при объяснении нового, и при закреплении, и при контроле полученных знаний. Итак, что же можно делать на уроке литературы при интеграции с ИКТ?
- Создание, таблиц, схем, диаграмм. Например, таблица-сравнение: «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова» (9 класс), карта-схема «Путешествие Чичикова» (10 класс), диаграмма «Жизненный путь Андрея Болконского» (10 класс), «Жизненный путь Григория Мелехова» (11 класс), составление схемы-характеристики Обломова (10 класс), опираясь на текст учебника, компьютерное обеспечение (статья Островского, картины, видеофрагменты) составление схемы «Темное царство в пьесе Островского «Гроза».
- Создание иллюстраций: гербы помещиков в «Мертвых душах» (10 класс).
- Мастерские: «Раннее творчество Маяковского», «12» Блока»» (11 класс)
- Создание модулей (опираясь на учебник, компьютерные программы): «Раннее творчество Блока», «Отцы и дети» в русской критике».
- Работа с тренажерами (заранее сделанными дома учащимися).
- Работа с видеотрывками в компьютерных программах: просмотр, поиск ключевых слов, фраз, создание схем и т.д.
-Проведение интерактивных диктантов.
Во внеурочной деятельности учащиеся могут:
- поиск информаций, иллюстраций, музыки к произведениям в Интернете: биографические сведения о писателях, в словарях – значения каких-то слов, понятий, отрывки из статей о творчестве писателей, информация о музеях и т.д.; портретов писателей, памятников, иллюстраций к произведениям и т.д.; картин к стихотворениям, например, Серебряного века, музыки, соответствующей какому-нибудь стихотворению, герою, произведении и т.д.
- создание минипроектов: о поэтах Серебряного века (11 класс), детство Лермонтова (9 класс), «Толстой и Ясная Поляна»(10 класс).
- создание иллюстраций, мультфильмов, сказок: своя сказка по аналогии со сказками Щедрина (10 класс), иллюстраций к поэме Блока «12» (11 класс).
- создание различных пособий для урока: схем, диаграмм, тестов, тренажеров и т.д.
- создание баз данных: сведения о всех музеях нашей страны какого-либо писателя, перечень его книг с годами написания, первого издания и т.д.
Я разработала программу по литературе в интеграции с ИКТ в 10 и 11 классах и продолжаю совершенствовать эту работу.
Хочу предоставить один из уроков по литературе в интеграции с ИКТ.
План-конспект интегрированного урока по литературе и ИКТ по теме: «Путь исканий Пьера Безухова» (10 класс)
Цель урока: учебная – формирование у учащихся умения применять знания, полученные на уроках информатики, на уроках литературы (работа в Exсel); развитие умений работать с информацией, полученной на уроке, подобранной дома и найденной в Интернете; развитие умений планировать свою работу в группе и самостоятельно, самоконтролировать и оценивать свою работу и работу других; развитие умений защищать и обосновывать свою точку зрения.
развивающая – развитие творческого мышления через решение творческих задач, использование элементов проектной деятельности; развитие речи, интереса, памяти и воображения через использование методики создания и защиты своих работ, проверки имеющихся знаний и выполнения других задач; развитие презентативных умений и навыков; развитие общеучебных умений и навыков через интеграцию умений ИКТ и знаний по литературе.
воспитательная – воспитание умений применять изученный учебный материал в практических ситуациях (создание схемы в Excel), умение защищать свою точку зрения, умение делать корректную оценку деятельности другого человека, воспитание творческого отношения к делу, эстетического восприятия действительности; воспитание чувства уважения к жизни другого человека, понимания, что же такое настоящая жизнь (по Толстому), выработка своего отношение к позиции автора.
Оснащение урока: доска с названием темы, целью, стоящей перед учащимися, опорными фразами, высказывание Толстого (слайд из «Школы Кирилла и Мефодия», выведенный на экран; см. Приложение 1), экран, проектор, оснащенные рабочие места (индивидуальные компьютеры)
Ход урока |
|
1.Повторение пройденного материала.
|
Беседа по вопросам. 1. Что такое «диалектика души» по Толстому? ( Ребята отмечают, что «диалектика» - это развитие, и говорят о том, что любимые герои Толстого проходят свой путь развития, душа их ищет, развивается, идет к совершенствованию через взлеты и падения, ошибки и победы). 2. Что обозначает фраза Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою». (Учащиеся должны увидеть соответствие содержания этой фразы с понятием «диалектика души» и пояснить образные выражения).
|
2.Сообщение темы и цели урока. |
Мы должны, следуя за героем по страницам романа, понять, какой путь исканий прошел Пьер Безухов, для того чтобы воспитать чувство уважения к жизни другого человека, понять, что же такое настоящая жизнь (по Толстому), выработать свое отношение к позиции автора. А для удобства разговора вычертить этот путь при помощи возможностей Excel.
|
3.Изложение программного материала.
|
Любимые герои Толстого, подобно другим, совершают ошибки, но живут в постоянном борении с собой, пытаются найти свое место в жизни, стремятся к нравственному совершенству. Мы уже с вами анализировали путь исканий князя Андрея, а сегодня попробуем проанализировать духовные искания Пьера Безухова. |
4.Работа с текстом романа. |
Но начнем мы, как всегда, с описания внешности героя. Найдите в тексте 1 тома портрет Пьера и объясните, чем герой отличается от других. (Учащиеся говорят о его внешней неповоротливости, громоздкости, неуклюжести и в то же время о его искренности, непосредственности, душевности, открытости, наивности. Этим герой разительно отличается от всего света (за исключением князя Андрея). |
5.Использование для работы домашнего задания (поиск в Интернете портретов Пьера Безухова) |
Кроме этого, вы дома искали портреты героя. Сейчас ваша задача определить, какой из портретов больше подходит под описание Толстого и почему. (По мере выступления детей на экране появляется портрет, о котором идет речь). (См. Приложение 2). |
6.Основная часть (работа на компьютере по двое) |
В Exсel создать по домашним заготовкам (составление таблицы: соответствие этапам жизненного пути глав романа) путь исканий Пьера (схема) (См. Приложение 3.) |
7.Защита проектов (проект выводится на экран) |
Во время защиты учащиеся объясняют, почему они расположили точки именно так, что происходило с героем в это моменты. Остальные слушатели вносят свои коррективы, задают вопросы. |
8. Показ отрывка из к/ф «Война и мир» (Пьер в Москве) |
Какие качества Пьера наиболее ярко проявляются в этом отрывке? (Учащиеся отмечают его любовь к людям, желание им помочь, патриотизм, близость к простому народу, способность Пьера чужую боль почувствовать как свою). |
9. Итог урока |
Для вывода давайте соотнесем фразы, написанные на доске, с основными этапами жизни Пьера. 1.«…вы видите, какой я добрый и славный малый…» (начало пути) 2 . «С этой жизнью я ничего не могу ни решить, ни обдумать» (женитьба Пьера, его жизнь в свете, разрыв с женой) 3. «…самого себя довести до высшей степени совершенства» (Пьер в масонском обществе) 4. «Жизнь есть все. Жизнь есть бог» (Пьер на Бородинском сражении, в Москве, в плену, в декабристском обществе).
|
10. Вывод. |
Жизненный путь любимых героев Толстого – это путь духовных исканий, ведущих к простоте, добру и правде». Каждый из них «всеми силами души» ищет одного: «быть вполне хорошими». Это обычные люди, и им не удается избежать ошибок. Однако, по мнению Толстого, лучше двигаться вперед и ошибаться, чем остановиться в духовном развитии: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие – душевная пустота».
|
11. Домашнее задание |
В Школе информатизации задание (ответ на вопрос: «Докажите, что Пьер Безухов – воплощение милосердия, добра и любви ко всем людям») |
Приложение 1.
Приложение 2.
|
|
|
|
|
|
Приложение 3.
Варианты работ учащихся
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.