Павлов Александр Константинович, -
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»,
президент КАО МАНЭБ г. Петрозаводск
(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,
Республика Карелия, г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ
Преподавание основ безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности человека в дошкольных учреждениях, в общеобразовательных организациях и учреждениях, в вузах.
В данной научной статье проанализированы и рассмотрены основные аспекты преподавания ОБЖ/БЖД и культуры безопасности жизнедеятельности человека в дошкольных учреждениях, в общеобразовательных организациях и учреждениях, в вузах. Представлены наработки и результаты научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в названных направлениях.
I. Преподавание основ безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности человека в дошкольных учреждениях.
Дошкольное детство, в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка, остается недооценённым в становлении основ и культуры безопасности жизнедеятельности человека, его здоровья. Анализ состояния исследуемого процесса позволил установить отсутствие в педагогике целостного знания о сущности основ и культуры безопасности детей дошкольного возраста как педагогической проблемы и соответствующем методико-технологическом обеспечении данного процесса.
Существенным для понимания данного феномена являются исследования таких учёных, как В.В.Гафнер, В.Н. Мошкин, С.Н. Пидручная, А.И. Садретдинова и др., полагающих, что основа и культура безопасности - это сложное интегральное качество личности, включающее в себя совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека, умений и навыков оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях. Формирование основ и культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт человека, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье [5].
У ребёнка, обладающего основой и культурой безопасности жизнедеятельности, сформированы представления о безопасности жизнедеятельности человека, он мотивирован к охране своей жизни и здоровья, а также окружающих его людей, общества в целом. Это ребёнок, который знает свои возможности и верит в собственные силы, знает правила и имеет опыт безопасного поведения в быту, на улице, в природе, общении с другими людьми. Умеет пользоваться с осторожностью бытовыми приборами, обращаться к взрослым в использовании пожароопасных предметов, оказать себе при необходимости первую помощь при порезах, ссадинах, ожогах, а также обращаться за помощью, проявлять осторожность в дорожно-транспортной ситуации, при общении с незнакомыми животными, элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице.
Рассматривая психолого-педагогические предпосылки формирования основ и культуры безопасности у дошкольников, мы ввели некоторые ограничения в исследовании проблемы. Оно проводилось на примере опасностей в общении с незнакомыми людьми детей старшего дошкольного возраста.
Во время исследования были определены общие критерии и показатели оценки сформированности основ и культуры безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста в общении с незнакомыми людьми: когнитивный (элементарные знания об опасностях, которые могут подстерегать ребенка на улице, дома; способах защитного поведения; понимание ценности бытия, человеческой жизни; знание идентифицирующей информации); эмоционально-мотивационный (осознанность мотивов безопасного поведения, оценочное отношение к себе и людям); поведенческий (умение распознавать опасные ситуации в общении с чужими людьми и прогнозировать их развитие; в ходе моделирующих игр, тренингов демонстрировать умения соблюдать правила безопасности в общении с незнакомыми людьми; умение соблюдать правила безопасного поведения на улице и дома).
На основе изложенного, нами была разработана диагностическая программа и определены три уровня сформированности у старших дошкольников основ и культуры безопасности в общении с незнакомыми людьми: высокий (идеальная модель поведения и деятельности, которая приближается к норме), средний (наличие половины и более критериальных показателей), низкий (наличие незначительного количества показателей).
При разработке исследовательских методик мы столкнулись с трудностями, вызванными тем, что до настоящего времени не создана целостная социологическая и педагогическая концепция изучаемого феномена, которая бы учитывала последние достижения теоретического анализа. Поэтому нам пришлось разработать её и апробировать в дошкольных учреждениях. Нами были использованы следующие методы диагностики: беседы с детьми, прогнозирование и анализ ситуаций, моделирование жизненно важных ситуаций. При этом мы использовали дидактические пособия по ознакомлению дошкольников с основами личной безопасности.
Исследование проводилось в дошкольных учреждениях № 3 и № 22 г. Петрозаводска республики Карелия. В опросе участвовало 38 детей старшего дошкольного возраста. Беседы с детьми свидетельствовали о том, что ценностные убеждения в отношении жизни и здоровья у детей практически отсутствуют. Дети полагают, что быть осторожными нужно для того, «чтобы мама не ругала», «чтобы не наказывали», «чтобы голову не разбить».
Ценностные отношения формируются именно в дошкольном возрасте вместе с привитием навыков и привычек здорового образа жизни. Однако зачастую эти навыки и привычки складываются без осознания ребёнком их значимости для собственной жизни и здоровья.
Около половины опрошенных не дифференцируют понятия «чужие» люди, «знакомые», «близкие» или «свои». На этапе дошкольного детства ребенку важно передать знания о том, «кто есть кто» в его детском мире и научить наблюдательности по отношению к окружающим людям. 31% из опрошенных полагают, что опасным можно считать не только «бомжа», «пьяного», но и молодых людей и даже детей. Обращает на себя внимание факт, что дошкольники склонны каждого незнакомого человека воспринимать как опасного. В этой связи важно настроить детей на мысль, что нет людей плохих и хороших, есть люди с плохими намерениями. Таким образом, мы убережем ранимую в детском возрасте психику от таких негативных моментов, как недоверие ко всем, враждебность по отношению к посторонним людям. Дети в большинстве случаев хорошо осведомлены о правилах общения с незнакомыми людьми, верно оценивают поведение персонажей, изображенных на дидактических карточках. Они знают, что не следует называть чужим людям своего домашнего адреса (79%) («нельзя говорить, вдруг это преступник», «не надо говорить, потом он может все забрать из дома»); брать что-либо у чужого человека (89%) («У чужих ничего брать нельзя, это опасно», «У чужого игрушек брать нельзя. А вдруг он пошутит и игрушка будет с ядовитой гадостью», «Это может быть ловушка. Мама сама мне может купить конфеты и машинку», «Я сначала спрошу разрешения у мамы»); садиться в машину к незнакомому человеку (79%) («Не надо в машину садиться, он может увезти далеко», «А вдруг он хочет заточить в тюрьму или плохо обращаться будет», «А вдруг он меня украдет», «Нельзя, родители заругают»), заходить с ним в лифт, подъезд (79%) («Нужно убегать», «Нужно его не пускать в лифт», «Сказать соседям: отвлеките чужого, а самой пробраться домой»). Однако 42% опрошенных детей не могли мотивировать свой правильный ответ, а 8 человек (21 %) готовы пойти с незнакомым человеком, если тот пообещает подарить им маленького щенка («Пойду с ним, скажу: спасибо», «Скажу: хорошо и поеду»). Около 16% детей старшего дошкольного возраста не могут правильно назвать свой адрес (называют, например, номер дома, квартиры или только улицу). Хотя к старшему дошкольному возрасту эту информацию ребенок должен выучить наизусть, что поможет ему в случае, когда он попал в беду.
Как свидетельствует опрос дошкольников, 35% из них не знают, как поступить, если они потерялись на улице. Остальные дети дают такие ответы: «Буду кричать «Ау!», «Нужно бежать, искать маму», «Буду потихонечку искать свой дом», «Обращусь к полицейскому», «Найду полицейского, скажу адрес, а он по компьютеру найдет папу с мамой». Можно сделать вывод, что стратегия поведения в данной ситуации большинством детей не усвоена.
В ходе бесед и наблюдений за детьми мы отметили, что они любят правила и с легкостью их усваивают. Фактически они полагаются на правила. И если правила личной безопасности наряду с другими правилами излагаются ясно, просто и спокойно, без тревожных слов, дети обязательно следуют этим правилам. В этом начало личной безопасности.
Вместе с тем, знание правил поведения не всегда означает сформированность у детей убеждений как психических образований. Так, практически, все дети знают основные правила безопасного поведения с незнакомыми людьми, но экспериментатору они с легкостью сообщают свой домашний адрес, а при использовании небольших уловок (незнакомый человек пообещает подарить маленького щенка, котёнка, или незнакомый человек говорит, что его прислала мама и пр.), дети готовы пойти к чужому человеку в гости или открыть дверь своего дома.
В случае моделирования ситуации насильственного действия со стороны взрослого на улице выяснилось, что 85% опрошенных не знакомы с правилами защитного поведения. В ситуации, когда незнакомый человек хватает ребенка за руку и требует с ним куда-то пойти, дети, как правило, смущенно улыбаются, не знают, что сказать. Только 7 детей старшего дошкольного возраста (18%) реагировали таким образом: «Не трогайте меня!», «Нет!», «Помогите!». При этом детям явно не хватает уверенности. Особенность развития детей дошкольного возраста состоит в том, что они слишком доверяют взрослым, им с раннего возраста прививают правила уважительного отношения к старшим и вследствие этого они не всегда осознают, что взрослые могут вести себя как враги. Вместе с тем эти базовые человеческие знания могут уберечь детей от несчастий.
Анализ исследований по проблеме и наши собственные наблюдения свидетельствуют, что:
- педагоги не имеют специальной подготовки по проблеме ОБЖ детей дошкольного возраста;
- большинство из педагогов не всегда ориентированы на формирование у детей позитивного отношения к личному здоровью и безопасному поведению;
- в дошкольных учреждениях отсутствуют разработанные программы по данной проблеме, отмечается недостаток методических пособий и дидактических материалов;
- в работе с детьми используется знаниево-ориентированный подход, при котором в центре внимания педагога находятся знания, но не возникают внутренние мотивы, не формируется опыт деятельности.
Следовательно, мы считаем необходимым продолжать совершенствование образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» в направлении: «Преподавание основ безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности человека в дошкольных учреждениях».
II. Преподавание основ безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности человека в общеобразовательных организациях и учреждениях.
Сегодняшнее развитие преподавания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» в общеобразовательных организациях и учреждениях связано с переносом главной цели предмета с изучения опасностей и методов защиты от них на воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности жизнедеятельности человека как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развития личности и общества в этой сфере. Другими словами, процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности представляет собой формирование убеждения человека в соблюдении норм и правил безопасности своей деятельности на личном, общественном и государственном уровнях.
Формируя мировоззрение обучающихся, общее образование должно способствовать осознанию каждым из них непосредственной личной заинтересованности не только в индивидуальной, но и в национальной и в глобальной безопасности, подготовить новое поколение граждан России к безопасной жизнедеятельности. Обучение вопросам культуры безопасности жизнедеятельности человека мы рекомендуем организовать на основе межпредметной интеграции знаний основных общеобразовательных дисциплин в процессе формирования навыков коммуникативной деятельности, критического мышления обучающихся, воспитания мотивации к здоровому и безопасному образу жизни.
Рассмотрим процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности согласно требованиям Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) и Федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования.
Нами разработана и представлена структура формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях общего образования (уровни готовности к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях) – см. рис. 1.
Рис. 1. Структура формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях общего образования (уровни готовности к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях).
Формирование знаний об окружающей среде, личной безопасности.
В результате изучения образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» на уровнях начального общего образования обучающиеся научатся:
- понимать ценность здоровья и здорового образа жизни;
- чередовать труд и отдых в режиме дня;
- укреплять своей здоровье занятиями физической культурой, закаливанием, играми на воздухе;
- понимать личную ответственность за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья;
- оказывать первую помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожениях, перегреве;
- соблюдать правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года;
- соблюдать правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газовой плитой, электричеством, водой;
- формировать модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование знаний, умений, навыков по обеспечению личной безопасности и профилактике опасных ситуаций.
В результате изучения образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» на уровне основного общего образования обучающиеся научатся:
- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
- использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде, почве;
- использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
- безопасно использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
- безопасно использовать бытовые приборы;
- безопасно использовать средства бытовой химии;
- безопасно использовать средства коммуникации;
- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице, в подъезде, в квартире, при попытке мошенничества;
- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;
- адекватно оценивать и безопасно действовать при пожаре;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре, безопасно применять первичные средства пожаротушения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения, правила безопасности дорожного движения велосипедиста;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства, правила поведения на транспорте (наземном, в т.ч. железнодорожном, воздушном и водном);
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде. Адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде; использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;
- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах, готовиться к ним, безопасно вести в туристических походах;
- адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности; добывать и поддерживать огонь, добывать и очищать воду, добывать и готовить пищу в
автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;
- подавать сигналы бедствия и отвечать на них;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
- предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества, государства;
- безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
- безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
- классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
- характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства, планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья, адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учётом нагрузок;
- анализировать состояние своего здоровья;
- оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;
- извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
- оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, ожогах, обморожениях и общем переохлаждении, отравлениях, тепловом (солнечном) ударе, при укусе насекомых и змей;
- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Формирование желания, интереса, потребностей к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих
В результате изучения образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» на уровне полного среднего общего образования и среднего специального (профессионального) образования знания обучающихся должны отражать:
- сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищённость личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
- знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
- сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
- сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
- знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
- знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
- знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
- умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
- знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
В содержание полного среднего общего образования в условиях реализации ФГОС введена особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект может выполняться самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности, в том числе и по основам безопасности жизнедеятельности. Проект должен носить познавательный, практический, учебно-исследовательский, социальный, иной характер. Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Немаловажное значение в вопросах обучения образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» в общеобразовательных организациях и учреждениях принадлежит внеучебной деятельности. Внеучебная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей), а также с учетом имеющихся кадровых, материально-технических и иных условий. Это могут быть клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, экспедиции и т. д.
Формированию положительного отношения обучающихся к культуре безопасности жизнедеятельности способствуют следующие характеристики содержательного аспекта педагогических задач:
1. Организация деятельности обучающихся по присвоению культуры безопасности авторитетным для обучающихся педагогом.
2. Демонстрация образцов культуры безопасности человеком (учителем, приглашенным специалистом, героем кинофильма и т. д.), у которого такая культура сформирована на высоком уровне, который имеет необычно высокие результаты в данной области, изобретения, открытия, рекорды и т. д.
3. Предъявление обучающимся фрагмента культуры безопасности в виде популярных для молодежи жанров искусства (песни, стихи, танцы, картины и т. д.).
4. Предъявление культуры безопасности в виде информации об опыте безопасной жизнедеятельности в условиях, которые характерны для жизни обучающихся.
5. Предъявление информации об опыте безопасности жизнедеятельности на примере местных (региональных) условий.
6. Включение информации о необычайно высоком уровне эффективности использования изучаемых средств безопасности.
7. Применение современных средств наглядности (видеофильмов, компьютерной графики и т. д.) в предъявлении фрагмента культуры безопасности.
8. Наличие в задаче информации о возможностях использования фрагмента культуры безопасности в реализации актуальных потребностей обучающихся (в общении со сверстниками, самопознании, самоутверждении и т. д.).
9. Участие в организации деятельности по использованию фрагментов культуры безопасности обучающихся (положительно оценивающих и воспринимающих их как личные ценности и смыслы), имеющих высокий авторитет у одноклассников.
10. Предъявление фрагмента культуры в виде результата деятельности популярного для обучающихся человека (ученого, писателя, певца, поэта
и т. д.).
11. Включение в образовательный процесс фрагмента культуры в форме информации об опыте безопасной жизнедеятельности конкретного человека, обладающего привлекательными для обучающихся чертами (путешественника, спортсмена, военного, актера и т. д.).
12. Предъявление культуры безопасности в виде настоящих материальных предметов, которые малодоступны в обычной жизни обучающихся (бронежилет, газовый пистолет, огнетушитель, дозиметр
и т.д.).
13. Организация деятельности обучающихся по использованию знаний и умений безопасности в реальных условиях жизнедеятельности (в лесу, в горах, подземном убежище, у реки и т. д.).
14. Предъявление фрагмента культуры безопасности привлекательным (в каком-то отношении) для обучающихся сверстником (в том числе отснятым на видеопленку, изображенным в учебнике, на плакате и т. д.).
Указанные особенности следует учитывать при планировании и проведении учебной деятельности в образовательных организациях на всех уровнях обучения.
В результате анализа накопленного опыта, теоретической и методической базы обучения образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» в России, республике Карелия (г. Петрозаводск), г. Санкт-Петербург были выявлены и обобщены основные особенности содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и методики его преподавания.
1. Формирование современного миропонимания на основе личной, национальной и глобальной составляющих безопасности совместно с другими естественнонаучными предметами.
2. Учёт психологии безопасной деятельности и поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Незнание особенностей мышления и поведения людей в опасных для жизни и здоровья ситуациях, неверная оценка обстановки, выбор неправильного способа действия по её разрешению может привести к ослаблению противодействия внешним угрозам, возникновению психоэмоционального напряжения и уменьшению шансов на выживание.
3. Практическая направленность. Реализация данной особенности осложняется спецификой практических занятий и отсутствием возможности находиться в условиях, когда обучающиеся могли бы почувствовать значение получаемых знаний, так как это сопряжено с определенной степенью риска для жизни и здоровья.
4. Большое количество взаимосвязей с другими учебными дисциплинами и внутри предмета. Имея самостоятельное содержание и свои неотъемлемые компоненты во всех других без исключения предметах, предмет ОБЖ опирается на систему межпредметных знаний об источниках опасностей и средствах их предупреждения и преодоления.
5. Специфичность знаний предмета, общий характер и простота правил безопасности, не учитывающих уникальность каждой чрезвычайной ситуации. Любая чрезвычайная ситуация по-своему уникальна, и решение о возможном варианте действий скорее всего придется человеку принимать индивидуально. Поэтому одной из главных задач для преподавателей будет являться следующая – научить учеников мыслить самостоятельно, проявлять творческую инициативу к решению возникающих проблем, сформировать готовность к творческой эвристической деятельности и навыки эвристического мышления.
6. Приоритет принципа «предвидеть и предупреждать».
7. Правила поведения, начинающиеся с частицы «не», являются толчком к совершению запрещенного поступка. Правила такого типа, безусловно, ограничивают вероятность совершения действий, способных ухудшить сложившуюся ситуацию, но в чрезвычайных ситуациях не менее важно быстро и грамотно действовать. Для этого нужна сформулированная в позитивной форме цель. Безопасное поведение нельзя сформировать методом запугивания.
8. Традиционная организация учебного процесса и сильное рассредоточение учебных занятий во времени (один учебный час в неделю) препятствуют восприятию и запоминанию учебной информации, что требует учета в планировании учебных занятий.
Вопросы безопасности жизнедеятельности должны рассматриваться системно для трёх уровней – индивидуального, национального и глобального, из которых ведущим является национальная безопасность.
Как показывает практика, несчастных случаев больше не там, где опасность действительно велика, а там, где она уменьшена, но недооценивается. В первую очередь, это относится к повседневной деятельности людей. Культура безопасности человека проявляется не в героических действиях на месте какой-либо аварии, а в ежедневных делах. Задача общего (не специального) образования в области безопасности жизнедеятельности в том, чтобы человек своими действиями создавал вокруг себя пространство безопасности.
Безопасное поведение нельзя сформировать методом запугивания, это вызывает чувство страха (что уже неконструктивно) и общее негативное отношение к воспитательному воздействию. Нужно формировать представление о том, как создается безопасное поведение. Основные усилия в процессе обучения безопасной жизнедеятельности следует сосредоточить на формировании у обучающихся опыта прогнозирования, предупреждения опасных ситуаций.
Взаимоотношение в социуме между личностью, коллективом и обществом должны строиться не на запретах, а на указаниях того, как правильно действовать. Воплощая в жизни принцип «безопасность обеспечивается культурой поведения, а не страхом перед наказанием», необходимо задавать позитивное направление мышлению обучающихся, которое далее будет проявляться в действиях.
Недостаточно уделяется внимания психологии безопасной деятельности и поведения человека в повседневной деятельности в чрезвычайных ситуациях. Постоянное взаимодействие в быту с различными приборами приводит к ситуации, когда человек перестает бояться того, что на самом деле является опасным. Постепенно происходит адаптация человека не только к опасности, но и к нарушениям правил безопасности. Нужно учесть и то, что увеличение объёма правил ведет к растворению и потере в общем содержании действительно важных, ключевых пунктов.
Незнание особенностей мышления и поведения людей в опасных для жизни и здоровья ситуациях, неверная оценка обстановки, выбор неправильного способа действия по её разрешению может привести к ослаблению противодействия внешним угрозам, возникновению психоэмоционального напряжения и уменьшению шансов на выживание.
Человек накапливает опыт в течение всей жизни, в том числе, и опыт в области безопасности жизнедеятельности. Формирование опыта человека в области безопасности жизнедеятельности происходит постоянно, как в филогенезе, так и онтогенезе человека. Без накопления этого опыта и его передачи из поколения в поколение человечество бы просто не выжило.
Принимая во внимание требования складывающегося общества риска к человеку, возникает необходимость выделения в педагогике нового научного направления – «Педагогика безопасности жизнедеятельности человека».
Педагогика безопасности жизнедеятельности человека должна изучать эти закономерности, начиная с момента зарождения эмбриона человека.
III. Преподавание основ безопасности и культуры безопасности жизнедеятельности человека в вузах.
Цель изучения образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» в высших учебных заведениях - подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих теорией и методикой обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учебных заведениях и на предприятиях.
Обучение образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» должно осуществляться с учётом специфики преподаваемого предмета; способствовать формированию общей культуры личности; использовать разнообразные приёмы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся студентов, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.
Основные задачи изучения образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» в высшем учебном заведении:
1. Осветить научные и организационно-педагогические основы обучения учащихся безопасности жизнедеятельности.
2. Интегрировать теоретические знания по дисциплинам предметной подготовки и перевести их в практическую сферу применения.
3. Научить студентов методически верно планировать и проводить занятия по обеспечению безопасности и поведению учащихся в повседневной жизни, в школе, при организации массовых мероприятий; по защите от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне, проведению учебных сборов.
4. Познакомить студентов с передовым педагогическим опытом.
5. Развить у студентов профессионально важные качества: профессиональную эрудицию, целеполагание, профессиональное мышление, интуицию, импровизацию, наблюдательность, оптимизм, находчивость, профессиональное предвидение, рефлексию.
6. Повысить мотивацию студентов к пропаганде безопасности жизнедеятельности.
Требования к знаниям и умениям студентов при изучении образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека»:
По окончании изучения студенты должны:
знать:
1. концепцию образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека»;
2. научные и организационно-педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности;
3. цели и задачи образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека;
4. обобщенную модель теории безопасности жизнедеятельности;
5. государственные образовательные стандарты, программы, учебники, методические пособия в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека»;
6. нормативно–правовые документы, регламентирующие работу образовательных учреждений, организаций, предприятий;
7. требования, предъявляемые к преподаванию образовательной области «Безопасность жизнедеятельности»;
8. передовые, активные формы и методы организации занятий по всем разделам программы образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» в учебных заведениях, организациях, предприятиях;
9. требования к оснащению и оборудованию учебных и подсобных кабинетов и помещений, тира и военных полигонов;
10. технологию внедрения передового педагогического опыта на занятиях образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека»;
11. методы пропаганды знаний по безопасности жизнедеятельности человека;
12. методы работы по обучению основам безопасности жизнедеятельности с различными возрастными и профессиональными категориями людей.
уметь:
1. определять цели и задачи обучения на занятиях по образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека»;
2. планировать учебно-воспитательную работу в рамках учебных учреждений, организаций, предприятий, согласовывая её с администрацией;
3. использовать активные методы обучения и педагогические технологии;
4. осуществлять межпредметные связи;
5. методически верно планировать и проводить занятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности человека в повседневной жизни;
6. организовывать и проводить занятия по подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера, природного и техногенного происхождения;
7. методически грамотно проводить занятия по гражданской обороне;
8. вести пропаганду безопасности жизнедеятельности человека;
9. организовывать и проводить учебные сборы на базе воинских частей;
10. анализировать проведенные занятия и мероприятия по образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека».
Программа образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» предусматривает изучение учебного материала студентами 3-4 курсов. В течение двух лет студенты сначала аудиторно – на лекциях и практических занятиях - знакомятся с основными положениями теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности человека. Затем получают практические навыки, выходя на практики: учебно-воспитательную и стажерскую, где опытным путем получают подтверждение в своем правильном профессиональном становлении. Наконец, интегрируя теоретические и практические знания по образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» и «Теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности», студенты осуществляют собственную
научно-исследовательскую деятельность, результатом которой становятся защиты курсовых и дипломных работ. Отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельного изучения.
Освоение образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» заканчивается итоговым экзаменом.
Приведём в качестве примера объём изучения образовательной области «Безопасность жизнедеятельности человека» и виды учебной работы (см. таблицу № 2).
Таблица № 2. Объём дисциплины и виды учебной работы
Шифр и наименование специальности |
Курс |
Семестр |
Виды учебной работы в часах |
Вид итого-вого конт-роля |
||||
Трудоемкость |
Всего ау-дит |
ЛК |
ПР/ СМ |
Сам. рабо-та |
||||
050104 «Безопасность жизнедеятельности со специализацией экологическая безопасность и охрана труда» |
3, 4 |
5,6,7 |
324 |
168 |
80 |
88 |
156 |
Зачет, экзамен |
Шифр и наименование специальности |
Курс |
Семестр |
Виды учебной работы в часах |
Вид итогового контроля |
||||
Трудоемкость |
Всего аудит. |
ЛК |
ПР/ ЛБ |
Сам. работа |
||||
050104 «Безопасность жизнедеятельности со специализацией «Информационная безопасность и охрана труда» |
2,3, 4 |
4,5,6,7 |
336 |
218 |
90 |
98/ 30 |
118 |
Зачет, экзамен |
Таким образом, образовательная область «Безопасность жизнедеятельности человека» рассматривает о вопросы нормированном, комфортном безопасном и взаимодействии человека со средой обитания. В современных условиях обеспечение безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах его деятельности является актуальным. Это обусловлено наличием множества чрезвычайных ситуаций различного характера, которые создают угрозу для здоровья и жизни населения. Безопасность жизнедеятельности, как учебная дисциплина, изучает теорию практику и защиты человека, его социальных сообществ от вредных и опасных факторов во всех сферах деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов В.В. Технологии целостного педагогического процесса/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. //Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. - М.: Просвещение, 2006.
2. Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе /В.В. Анисимов //Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. - М.: Просвещение, 2006.
3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности как наука // «Безопасность жизнедеятельности», 2003. - № 2.
4. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем) [Текст] / В.П.Беспалько. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1997. - 304 с.
5. Власова Л.М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности. - М.: Наука, 2004.
6. Евдокимов В.И. Безопасность жизнедеятельности: библиогр. указ. отеч. автореф. пед. дис. (2010 – 2015 гг.) /Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России. Гос. науч.- исслед. испытат. ин-т воен. медицины Минобороны России. – СПб.: Политехника-Сервис, 2015. – 44 с.
7. Зуев Д.Д. Учебная книга – источник становления личности школьника /Педагогика. —1995. — №1. — С. 3 – 10.
8. Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003 — 256 с.
9. Материалы общественной экспертизы нормативных документов в области образования.
10. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – 140 с.
11. Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса./ Под ред. Т. В. Расташанской. - Томск: ТОИПКРО, 2009. - 116 с.
12. Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Метод. реком. по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5-11 классы/ С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2006. - 92 с.
13. Новиков А.М. Основания педагогики. – М.: Изд-во ЭГВЕС, 2019.
14. Образовательная концепция предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» образовательных организаций общего образования Свердловской области (Разработчики Репин Ю.В., Ширшов В.Д., Гафнер В.В.). Факультет БЖ УрГПУ. – 2014.
15. Останко Л.П. Актуальные проблемы преподавания ОБЖ и оптимизация военно-патриотического воспитания в условиях модернизации российского образования. – М., 2021.
16. Павлов А.К. Анализ сущности компетентностного подхода к процессу обучения в профильной школе / Этнокультурный компонент в подготовке студентов и учащихся. Научно-методические материалы. – Петрозаводск: VERSO, 2007. – C.139 – 142.
17. Павлов А.К. Воспитание социальной ответственности и компетентности // Сайт prosveshhenie.ru Ссылка на опубликованный материал: https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=30350
18. Павлов А.К. Взаимосвязь индивидуальной, коллективной и фронтальной работы как условие развития познавательных возможностей учащихся в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья в международном научном сборнике) / European Science and Technology [Text]: materials of the XV international research and practice conference, Munich, December 14 th – 15 th 2021 /publishing office Velag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2021. – P. 172 – 175.
19. Павлов А.К. Гражданское общество за здоровый образ жизни (Статья в международном сборнике) / Здоровье в школы! Сборник научно-методических статей. – Петрозаводск. Изд-во КГПА. 2010. - С. 21-24.
20. Павлов А.К. Идеи профильного обучения в реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья перечень ВАК) / Мир науки, культуры, образования. - № 6 (37). – Декабрь 2012. – С. 247-249.
21. Павлов А.К. Индивидуальные траектории развития: теоретический анализ (Статья перечень ВАК) / Педагогика в глобализирующемся пространстве науки: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (28-29 марта 2013 г., г. Тобольск) / Отв. ред. Т.А. Яркова. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2013. – С. 32 – 35.
22. Павлов А.К. Индивидуальные траектории социального развития старшеклассников при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб .науч. ст./под общ.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. – С.335-339.
23. Павлов А.К. Инновационные подходы к реализации педагогической технологии проблемно-модульного обучения // http://fond21veka.ru/publication/19/41/2390/ Серия С №2390 2 октября 2017г. 24. Павлов А.К. Инновационный проект «Организация предпрофильной подготовки на ступени основного общего образования» / Педагогический вестник Карелии. - 2007. - №1. – С. 15 – 16.
25. Павлов А.К. Компетентностный подход как теоретико-методологическая основа развития современного образования: Учебное пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2017.–66 с.
26. Павлов А.К. Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС общего образования: Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2015. – 33 с.
27. Павлов А.К. Новые пути структурного анализа урока в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья в международном научном журнале) / Интерактивная наука. Ежемесячный международный научный журнал.- Чебоксары. - № 13. 2021. – С. 61 – 63.
28. Павлов А.К. Общеметодологические принципы реализации концепции компетентностно-ориентированной дидактики средствами инновационной педагогической технологии проблемно-модульного обучения / Педагогический опыт: от теории к практике: материалы II Междунар. науч-практ. конф. (Чебоксары, 5 сент. 2017 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. – 164 с. – С. 76 – 80.
29. Павлов А.К. Описание опыта реализации проекта «Апробация базовой модели предпрофильной подготовки в МОУ «СОШ № 48» г. Петрозаводска Республики Карелия» / Педагогический вестник Карелии. – 2009. - №4. – С.129 – 133.
30. Павлов А.К. Ориентационный компонент в реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования / Настоящее и будущее профессиональной ориентации учащейся молодёжи: теория и практика: сб. науч. Ст. / Под общ. ред. С.Н. Чистяковой. – СПб.:ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. – 404 с. – С. 247 – 254.
31. Павлов А.К. Основные направления развития теории обучения в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования (Статья в международном научном сборнике) / European Science and Technology [Text]: materials of the XV international research and practice conference, Munich, December 14 th – 15 th 2021 /publishing office Velag Waldkraiburg – Munich – Germany, 2021. – P. 176 – 178.
32. Павлов А.К. Основы педагогической технологии процесса обучения в профильной школе / Актуальные проблемы современного образования: Опыт и инновации. Сборник научно-методических статей. – Ульяновск: Изд-во УлГПУ им. И.Н. Ульянова.2012. – С. 196-199.
33. Павлов А.К. Особенности компетентностно-ориентированного подхода в современном российском образовании / Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 июля 2017 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. – 376 с. – С. 80 – 83.
34. Павлов А.К. Педагогика безопасности жизнедеятельности как новое научное направление в современной педагогике (Статья в международном научном сборнике) / International Conference on European Science and Technology. March 14 th – 15 th, 2021. Munich, Germany. – P. 213 – 217.
35. Павлов А.К. Педагогика безопасности жизнедеятельности как новое научное направление в современной педагогике (Статья в периодическом теоретическом и научно-практическом журнале) / Вестник Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности. Т.22. № 1. – СПб., 2017. – С. 124 – 128.
36. Павлов А.К. Педагогические основы реализации компетентностного подхода в подготовке магистров психолого-педагогических специальностей: Учебное пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2020. – 123 с.
37. Павлов А.К. Педагогические условия реализации профильного обучения в общеобразовательной школе: Монография. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2012. – 169 c.
38. Павлов А.К. Педагогические технологии обучения в условиях внедрения и реализации ФГОС: Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 40 с.
39. Павлов А.К. Педагогические технологии реализации компетентностного подхода в современной отечественной дидактике / Приоритетные направления развития образования и науки: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 июля 2017 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. – 264 с. – С. 181 – 185.
40. Павлов А.К. Построение системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе (Статья перечень ВАК) / Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. - Кострома. Издательство КГУ им. Н. А. Некрасова – 2009. - № 3. – С.482 – 486.
41. Павлов А.К. Построение системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе (Статья перечень ВАК) / Вестник костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. - Кострома. Издательство КГУ им. Н. А. Некрасова – 2009. - № 4. – С.398 – 402.
42. Павлов А.К. Проблема показателей и критериев эффективности урока в условиях внедрения и реализации ФГОС среднего (полного) общего образования / Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС общего образования: сб. науч. статей /под общ. ред. О.Б. Даутовой, И.И. Соколовой. – СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2015. – 386 с.–С. 181 – 187.
43. Павлов А.К. Проблематика классификации индивидуальных траекторий социального развития личности учащихся в образовательном процессе школы / Педагогическое образование в государствах – участниках СНГ: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб. науч.ст./под общ.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГБНУ «ИПООВ РАО», 2014. – 476 с. – С.358 – 363.
44. Павлов А.К. Социальная зрелость личности старшеклассников как условие успешной адаптации к современной социокультурной среде (Статья в международном научном журнале) / Интерактивная наука. Ежемесячный международный научный журнал. - Чебоксары. - № 13. 2019. – С. 107 – 109.
45. Павлов А.К. Социальное воспитание в современных условиях / Педагогическое образование: современные проблемы, концепции, теория и практика: сб .науч. ст./под общ.ред. И.И. Соколовой. – СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013. – С.339-344.
46. Павлов А.К. Социальное воспитание как педагогическая проблема (Научная статья Лауреата I Международного конкурса «Мастер-класс педагога») // Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2017. - www.fond21veka.ru
47. Павлов А.К. Социальная педагогика (Курс академических лекций): Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2017. – 551 с.
48. Павлов А.К. Спорт и общество. Здоровье – в школы! (Статья в международном сборнике) /Сборник статей: Изд-во КГПУ. 2008. – С.12 –15.
49. Павлов А.К. Теоретико-методологические положения педагогической технологии проблемно-модульного обучения в условиях реализации компетентностно-ориентированной дидактики / Инновационные технологии в образовании и науке: материалы II Междунар. науч-практ. конф. (Чебоксары, 10 сент. 2020 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – 420 с. – С. 149 – 151.
50. Павлов А.К. Теории, технологии и практика дидактических систем (Краткий курс лекций): Учебно-методическое пособие. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2013. – 82 c.
51. Павлов А.К. Технологии обучения в инновационном образовательном учреждении (Профильная школа) / Ценностно-гуманистическая ориентация образовательного процесса в школе и в вузе: Сборник научных статей. – Петрозаводск: Изд-во КГПУ. 2007. – С.135 – 139.
52. Павлов А.К. Технология проблемно-модульного обучения с позиций компетентностно-ориентированной дидактики // Сетевое издание «Фонд образовательной и научной деятельности XXI века». – 2019. - www.fond21veka.ru
53. Павлов А.К. Управление профильным обучением в гуманистически ориентированном образовании (Статья перечень ВАК) / Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал.- Кострома. Издательство КГУ им. Н. А. Некрасова – 2009. - № 2. – С.321 – 324.
54. Павлов А.К. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД): от мысли к действию: Монография. - LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2015. – 112 с.
55. Педагогика: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И.Пидкасистый, В.А.Мижериков, Т.А.Юзе - Фавичус ; под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 624 с.
56. Педагогика: теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2007. - 512 с.
57. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. Специальностей / Под ред. В.С. Кукушкина. М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/д: издательский центр «МарТ», 2006. - 336 с.
58. Педагогические технологии: Учебное пособие /Автор-составитель Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
59. Петров С. В., Макашёв В. А. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них: Учебное пособие. – М.: ЭНАС, 2008. – 191 с.
60. Подласый И.П. Методы и формы обучения /Подласый И.П. //Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007. - С.287 - 341.
61. Подласый И.П. Современные образовательные технологии /Подласый И.П. //Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2007. - С. 342 – 384.
62. Приходько А. Н. Педагогика здоровья – новый уровень педагогической науки и практики. – М., 2009.
63. Профессиональная педагогика: Учебник. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2019.
64. Репин Ю.В. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Дрофа, 2007.–191 с.
65. Репин Ю.В. ОБЖ – фундамент качественного образования // Педагогическое образование в России. – 2012. – №1. – С. 119–127.
66. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. /Г.К Селевко М.: НИИ школьных технологий, 2006.- 816 с.
67. Сироткин Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. - Издательство Казанского университета, 1992.
68. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Акадамия», 2004. - 368 с.
69. Ситаров В.А. Организационные формы обучения//Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В.А. Ситаров; под ред. В.А. Сластенина. - М.: «Акадамия», 2004.
70. Смирнов С.А. Технологии в сфере образования /Смирнов С.А.//Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2007.
71. Смирнов С.А. Формы организации обучения /С.А. Смирнов //Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. высш. и сред. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2007.
72. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2009.
73. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2010.
74. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. – 2012.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.