"Преступление и наказание" в русской критике
Оценка 5

"Преступление и наказание" в русской критике

Оценка 5
docx
14.04.2022
"Преступление и наказание" в русской критике
Статья Преступление и наказание.docx

«Преступление и наказание» в русской критике

Аннотация: В статье рассматривается роман «Преступление и наказание» в зеркале русской критики. В частности, приводятся цитаты литературных критиков и их мнения. Речь идёт о самом произведении, о его глубине, важности, также раскрывается характер героев. Приводятся примеры приёмов, которые использовал Ф.М. Достоевский.

Abstract: The article examines the novel "Crime and Punishment" in the mirror of Russian criticism. In particular, quotes from literary critics and their opinions are given. We are talking about the work itself, about its depth, importance, and the character of the characters is also revealed. Examples of techniques used by F.M. Dostoevsky are given.

Ключевые слова: роман, «Преступление и наказание», Достоевский, русская критика, литературоведы, приёмы, Раскольников.

Keywords: novel, "Crime and Punishment", Dostoevsky, Russian criticism, literary critics, techniques, Raskolnikov.

Произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является одним из самых известных трудов автора. Написание романа приходится на 1865-1866 гг., а первая публикация была в 1866 г. в журнале «Русский вестник». «Преступление и наказание» – настоящий роман-исповедь, где автор задается вопросами человеческого мировоззрения, пороков и раскаяния. Вероятнее всего, каждый человек обращался к произведению, ещё обучаясь в школе. Для кого-то роман показался интересным, для кого-то сложным в восприятии, но смысл и идею, которую хотел донести автор, все раскрывают для себя по-разному. Русские исследователи также склоняются к различным выводам. Некоторые восхваляют произведение автора и не видят в нём никаких изъянов. Другие же наоборот привносят свою критику. Но как говорил Аристотель: «Сколько людей, столько и мнений», поэтому всякое мнение имеет место быть.

Одним из наиболее значимых критиков, современников Достоевского, является литературный критик Н. Н. Страхов (его статья опубликована в 1867 г.). Его аналитика примечательна тем, что в ней он детально разобрал композиционное строение романа, а также образ главного героя и его теорию. Он считает: «Одна из основных особенностей романа - это объективное описание Достоевским своих героев. Нет никакого личного отношения к каждому герою, только передача деталей и полная личностная нейтральность, отсутствие оценок и комментариев по отношению к главному герою. Сила Достоевского – в умелом отображении «движения души» и простоте и выверенности композиции» [4]. Читая роман, мы можем убедиться в том, что автор не даёт оценку своим героям, относится к ним ровно. Достоевский прибегает к такому приёму, как внутренний монолог, в котором мы можем чётко понять, какие эмоции сейчас переживает герой. И уже сам читатель делает выводы, как относится к тем или иным переживаниям. Мы можем сочувствовать или же прибегнуть к осуждению.

Ещё один известный критик Д.И. Писарев даёт следующую оценку герою (его статья опубликована в 1876 г.): «Краеугольный камень драмы - теория, проповедуемая главным героем. Писарев видит её суть в том, что она построена молодым человеком исключительно для оправдания своего желания получения лёгкой наживы» [2]. Возможно, в какой-то степени он прав. Как говорилось раннее, Раскольников не был богатым человеком, но ему всегда хотелось иметь много денег и его можно понять, ведь кто в наше время не хочет быть материально обеспеченным. И прикрываясь своей теорией, действительно мог совершить преступления не для её оправдания или опровержения, а для заработка лёгких денег.

В.Г. Короленко из «Записной тетради» (1889-1891 гг.): "Читали вы Достоевского? И поняли? Так как же вы не видите, что исповедь Мармеладова это именно такая вещь, после которой можно пойти и убить старуху. Когда совершаются такие вещи, когда перед глазами происходит такая несправедливость — Раскольников думает: нет, бог своими совершенными средствами делает не то, что нужно. Дай-ка я попробую достигнуть справедливости своими, несовершенными..."[1]. Мы действительно не можем назвать Раскольникова отрицательным героем, каким-то злодеем. Обычный человек, который не был богатым и не имел состоятельную родню. Терзающая сомнениями его же теория: «Тварь я дрожащая или право имею», толкает героя достичь справедливости своими несовершенными поступками. К сожалению, по ходу романа мы понимаем, что его действие ни к чему хорошему не привело, а уж тем более добиться справедливости Раскольникову не удалось.

В.В. Розанов писал (статья опубликована в 1893 г.): "Преступление и наказание" — самое законченное в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского, в котором он выразил свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинен как личность..." [3]. Автор действительно углубляется в каждую деталь, о которой пишет. Раскрывает образы героев со всех сторон, описывая как лучшие качества героев, так и наоборот. Мы в малейших подробностях узнаём, что происходит на душе действующих лиц, как меняется или не меняется их характер по ходу произведения. Достоевский не просто пишет о простых вещах, он описывает самые жестокие вещи, на которые способен человек, ради спасения себя или своих близких. При этом он не заканчивает роман, как мы привыкли, хорошим концом, а судит по законам, которые и по сей день существуют.

 

Таким образом, мы можем заметить, что все статьи известных критиков выпускались примерно в одно время (некоторые с незначительной разницей в 1-2 года). Но при написании каждый автор вносит свои замечания, наблюдения, указывает на какую проблему особенно нужно обратить своё внимание. Следовательно, какое бы время ни было, люди будут читать, и анализировать роман «Преступление и наказание». И это неудивительно, поскольку Достоевский затронул насущные проблемы, которые существовали в то время и появляются сейчас. Роман оказал высокое влияние не только на русскую литературу, но и на мировую. 

Список литературы:

1.                     «Короленко о Достоевском»
http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/kritika/korolenko-kritik-dostoevskogo/korolenko-i-korolenko-o-dostoevskom.htm

2.                     «Борьба за жизнь» Д.И. Писарев
http://dostoevskiy-lit.ru/dostoevskiy/kritika/pisarev-borba-za-zhizn/pisarev-borba-za-zhizn.htm

3.                     В.В. Розанов «О Достоевском»
http://www.vehi.net/rozanov/dost.html

4.                     Критика Н. Н. Страхова о романе "Преступление и наказание" Достоевского
https://www.literaturus.ru/2020/09/kritika-prestuplenie-i-nakazanie-strahov.html


 

5.                     Скачано с www.znanio.ru

Преступление и наказание» в русской критике

Преступление и наказание» в русской критике

Сила Достоевского – в умелом отображении «движения души» и простоте и выверенности композиции» [4]

Сила Достоевского – в умелом отображении «движения души» и простоте и выверенности композиции» [4]

Мы в малейших подробностях узнаём, что происходит на душе действующих лиц, как меняется или не меняется их характер по ходу произведения

Мы в малейших подробностях узнаём, что происходит на душе действующих лиц, как меняется или не меняется их характер по ходу произведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2022