Презентации для педагогов

  • ppt
  • 09.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Нравственный потенциал личности.ppt

НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ. ОПЫТ ДИАГНОСТИКИ

Существует множество отечественных и зарубежных методик, цель которых – выявление ценностных ориентаций, мотивов и потребностей человека, в том числе:

Диллемы Колберга
Тест локус-контроля Дж. Роттера
Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича,
Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина
Методика изучения ценностей личности Ш. Шварца,
Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева,
Диагностика направленности личности В.М. Басса,
Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной и другие.

Однако насколько достоверны результаты, основанные на самооценке тестируемого, "пропущенной" через представления авторов методик о смыслах и ценностях?
Уязвимость подобных методов в том, что они восходят (или нисходят?) к идеям древнегреческих софистов, которые наиболее полно выразил Протагор: "Я — мера всех вещей" (в другой версии «человек есть мера всех вещей», имея в виду относительность всякого знания).

Смысловыми носителями морали являются топы (общезначимые утверждения, «общее место») – ценностные суждения, прошедшие культурный отбор и определяющие основные нравственные понятия, которые понимаются всеми людьми одинаково и без доказательств.
Хотя моральные нормы фактически однородны во всех религиях, семантическое пространство содержит прямо противоположные утверждения, касающиеся фундаментальных понятий (отношение к людям, богатству, труду, болезни, смерти и т.д.)


I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

10а

10б

13а

13б

16а

16б

19а

19б

22а

22б

25а

25б

11а

11б

14а

14б

17а

17б

20а

20б

23а

23б

26а

26б

12а

12б

15а

15б

18а

18б

21а

21б

24а

24б

27б

Методика представляет собой двадцать семь пар различных по смыслу топов, сгруппированных по девяти темам. Выбор высказывания фиксируется в бланке.

I. Умеренность – Излишества

1. а) Умеренность — здоровье души
2. а) Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело
3. а) Сытое брюхо к ученью глухо

б) Бери от жизни все

б) Сладострастие: это величайшее блаженство, символ высшего счастья и высшей надежды
б) Ешь больше, проживешь дольше

II. Нестяжание – Сребролюбие

4. а) Рука дающего не оскудеет
5. а) Счастлив не тот, кто получает подарок, а тот, кто подарок делает
6. а) Научная работа не подходит человеку, который обеими ногами стоит на земле и обеими руками тянется к долларам

б) Деньги отпирают все двери
б) С помощью имущества приобретаешь господнее могущество
б) С деньгами и в аду не пропадешь

III. Кротость – Гнев

7. а) Ничего не делайте под воздействием гнева, раздражения или зависти
8. а) На добро отвечать добром — дело каждого, на зло добром — дело отважного
9. а) Блаженны подавляющие свой гнев и прощающие людей

б) Гнев слаще меда

б) Месть – это блюдо, которое подают холодным

б) Бойтесь первого движения души, потому что оно, обыкновенно, самое благородное

IV. Жизнелюбие – Уныние

10. а) Оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности
11. а) Пессимист – человек, который, вдыхая аромат цветов, озирается, ища гроб с мертвецом
12. а) Нет ничего утомительнее невеселого ума

б) Пессимист – это хорошо информированный оптимист
б) Оптимизм — религия революций
б) Нередко оптимизм — всего лишь еще одно проявление лености мысли

V. Скромность – Тщеславие

13. а) Не стремись быть первым во Вселенной
14. а) Кто много начинает, очень мало осуществляет
15. а) Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно

б) Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе
б) Только большие проблемы дают большие возможности
б) Всё великое совершили великие люди двух типов: гениальные, которые знали, что это выполнимо, и абсолютно тупые, которые не знали, что это невыполнимо.

VI. Великодушие – Зависть

16. а) Зависть – это скорбь по благополучию близких
17. а) Великодушные люди не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий
18. а) Зависть непримиримее ненависти

б) Лучше десять завистников, чем один сострадалец
б) Нам мало добиться успеха – надо ещё, чтобы друзья наши потерпели крах
б) Самая чистая радость — это злорадство, которое мы ощущаем, наблюдая несчастия тех, кому мы завидуем

VII. Доверчивость – Подозрительность

19. а) Просите – и дадут вам, ищите – и найдете, стучите – и откроют вам
20. а) Проверяя без конца того, кому мы дали поручение, мы уподобляемся человеку, выдергивающему росток из земли, чтобы убедиться, растут ли корни
21. а) Доверяй людям, и они будут верны тебе; обращайся с ними как с великими людьми, и они проявят подлинное величие

б) Не верь, не бойся, не проси
б) Пусть меня Бог бережет от того, кто мне внушает доверие, а с тем, кого я остерегаюсь, я и сам справлюсь
б) Каждого незнакомца считай вором

VIII. Трудолюбие – Безделье

22. а) Кто не работает – не ест
23. а) Если я работаю по четырнадцать часов в день и семь дней в неделю, то мне определенно начинает везти
24. а) Если бы каждый подмел возле своего порога, вся улица была бы чистой

б) Кто не работает, тот ест
б) Работа не волк, в лес не убежит

б) Работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет.

IX. Самостоятельность – Зависимость

25. а) Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас
26. а) Когда кто-то идет не в ногу, не спеши осуждать его: возможно, он слышит звук другого марша
27. а) И один в поле воин

б) Плетью обуха не перешибешь

б) Вся рота не в ногу, один он в ногу

б) Один в поле не воин

Утверждения "а" соответствуют добродетелям, общим для всех культур, "б" – порокам, что, конечно, не может свидетельствовать о добродетельности или порочности человека, но говорит о его этической направленности.
Расхождение между выбором модели поведения и реальным поведением человека, которое оппоненты ставили в упрек Колбергу, предсказуемо и почти неизбежно. Но в данной ситуации важно, принимает ли человек то или иное высказывание как созвучное своим убеждениям, или отвергает.
Задачи методики выходят за рамки диагностики, которая бессмысленна и безнравственна, если не ставит своей целью развитие личности.

Спасибо за внимание