Презентации для педагогов

  • pptx
  • 09.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала политическая радробленность.pptx

Цель урока: рассмотреть причины и последствия политической раздробленности Древнерусского государства; особенности развития главных политических центров Руси эпохи раздробленности.

1

Тема урока: Русь в эпоху политической раздробленности

1. Причины политической раздробленности на Руси.
2. Последствия политической раздробленности.
3. Особенности развития удельных земель.

План урока

2

Сравните карты: «Древнерусское государство в IX-XI в.в.» и «Русские княжества в XII–XIII в.в». Какие произошли изменения? 

3

Историки советского периода связывали политическую раздробленность в первую очередь с господством натурального хозяйства. Вспомните, что это такое?

4

Была Древняя Русь монолитным крепким государством? Почему вы так считаете?

5

Владимир Мономах  (1113—1125) и Мстислав Великий (1125—1132)

6

7

Причины политической раздробленности

8

Экономические

Политические

Внешнеполитические

Последствия феодальной раздробленности в оценках историков

9

Н. М. Карамзин

В. О. Ключевский

Б. А. Рыбаков

Схема «фиш боун»

10

Таблица: «Основные удельные земли эпохи политической раздробленности».

11

Княжество

Географическое положение и его особенности

Особенности хозяйства

Особенности системы управления

Наиболее известные правители

Галицко-Волынское княжество

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская земля

Игра «Витязь на распутье»

12

Литература и искусство

Определите княжество

О ком, о чём?

Какое типичное явление этапа политической раздробленности изображено на этой миниатюре?

13

В этом произведении средневековой русской литературы содержится призыв к единению русских земель.

14

Поэт Аполон Николаевич Майков писал о смерти этого князя:

15

И шли года… Гулял в степях Лишь буйный ветер на просторе… Но вот – скончался «пропуск», И на Руси – туга и горе.

По признакам назовите княжество, о котором идёт речь:

16

А) Аристократическая республика.
Б) Приглашенные князья.
В) Князь Александр Невский.

О каком княжестве идет речь:

17

А) Князь, при котором формируется как самостоятельное княжество - Юрий Долгорукий.
Б) Единоличная власть князя.
В) Северо-восток Руси.

Определите княжество, о котором идет речь:

18

А) Наибольшее количество крупных вотчинных хозяйств.
Б) Сильное боярство, соперничающее с княжеской властью.
В) Юго-Западный рубеж Руси.

Прочтите отрывок из статьи академика Валентина Лаврентьевича Янина и укажите город, о котором идет речь:

19

«На территории древнего Людина городка была исследована громадная усадьба, имевшая во второй и третьей четверти XII века общественное назначение. Здесь располагался совместный суд князя и посадника, в котором формально князь занимал приоритетное положение, но у него не было права принимать окончательные решения без санкции главы городского боярства – посадника».

Назовите имя князя, о котором рассказывается в отрывке

20

«Большое значение для истории Руси имело правление внука Ярослава Мудрого. Его прозвище возникло за родовым именем матери. Существует также легенда, что византийский император Константин, имевший такое же прозвище, переводящееся с греческого как «единоборец» прислал ему символ царской власти - шапку, которой впоследствии короновались московские великие князья и цари. Хотя на самом деле шапка эта была изготовлена значительно позже»

В каком городе происходило событие о котором рассказывает летопись:

21

«Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василий Ростиславович, и Давид Святославович, и брат его Олег… и говорили друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут роздно и рады, что между нами войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей…».

Тестирование

22

отлично – 7 – 8 правильных ответов
хорошо – 6 правильных ответов
удовлетворительно – 4- 5 правильных ответов

Составление синквейна (синквейн – стихотворение из 5 строк)

23

1 строка – тема (1 – 2 слова)
2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему
3 строка – 2 глагола
4 строка – фраза из 4 значимых слов
5 строка - синоним

Подведение итогов (оценочный лист)

24

Этап

Кто оценивает

Оценка в баллах

Входной контроль, оценка имеющихся знаний, имеющих отношение к теме

Самоконтроль

Классификация причин и выделение последствий политической раздробленности

Учебная пара

Характеристика удельных земель

Учебная группа

Выходной контроль (тестирование)

Ассистент

Итоговая оценка

Преподаватель

Домашнее задание

25

Самыгин, с. 106 - 110

Творческое задание: написать мини-сочинение «Где бы я предпочел жить из удельных земель эпохи политической раздробленности на Руси?»

А) Аристократическая республика.
Б) Приглашенные князья.
В) Князь Александр Невский.

По признакам назовите княжество, о котором идёт речь:

26

А) Наибольшее количество крупных вотчинных хозяйств.
Б) Сильное боярство, соперничающее с княжеской властью.
В) Юго-Западный рубеж Руси.

Определите княжество, о котором идет речь:

27

«Большое значение для истории Руси имело правление внука Ярослава Мудрого. Его прозвище возникло за родовым именем матери. Существует также легенда, что византийский император Константин, имевший такое же прозвище, переводящееся с греческого как «единоборец» прислал ему символ царской власти - шапку, которой впоследствии короновались московские великие князья и цари. Хотя на самом деле шапка эта была изготовлена значительно позже»

Назовите имя князя, о котором рассказывается в отрывке:

28