Презентации для педагогов

  • ppt
  • 09.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПП употребления ПАВ.ppt

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ. ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ

Личностные особенности, провоцирующие употребление психоактивных веществ

невротический склад личности
эгоистический склад личности
импульсивность
нереалистичная самооценка
завышенный уровень притязаний

Факторы риска употребления ПАВ

Акцентуации характера
Направленность личности
Искаженные ценности

Опросник «Акцентуация и выбор профессии»

позволяет молодым людям в возрасте от 14 лет уточнить свои характерологические особенности
выявляет выраженность каждого из восьми диагностируемых типов (демонстративный, тревожный, эмотивный, целеустремленный, педантичный, импульсивный, оригинальный), соответствующих истероидному, тревожно-мнительному, эмотивному, паранойяльному, педантичному, эпилептоидному и шизоидному типу акцентуации по К. Леонгарду и А.Е. Личко.

Инструкция. С помощью этой методики вы можете узнать особенности своего характера. Прочитайте утверждения и продолжите их, выбрав один из четырех вариантов – А, Б, В или Г – и отметив его в бланке.

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1

А

Б

В

Г

2

А

Б

В

3

А

Б

В

Г

4

В

Г

5

А

Б

В

Г

6

А

Б

В

В опроснике приводятся 24 группы утверждений, затрагивающие сферы, в которых наиболее ярко проявляется характер человека: отношение к себе, другим, работе, вещам.

Публичные выступления для меня – это
А) возможность показать себя и свои способности
Б) большой стресс
В) донести до слушателей свои идеи
Г) форма общения

Мне ближе высказывание
А) «Лучшее – враг хорошего»
Б) «Цель оправдывает средства»
В) «Доверяй, но проверяй»
Г) «Хочешь жить – умей вертеться»

Существует множество отечественных и зарубежных методик, цель которых – выявление ценностных ориентаций, мотивов и потребностей человека, в том числе:

Диллемы Колберга
Тест локус-контроля Дж. Роттера
Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича,
Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина
Методика изучения ценностей личности Ш. Шварца,
Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева,
Диагностика направленности личности В.М. Басса,
Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной и другие.

Однако насколько достоверны результаты, основанные на самооценке тестируемого, "пропущенной" через представления авторов методик о смыслах и ценностях?
Уязвимость подобных методов в том, что они восходят (или нисходят?) к идеям древнегреческих софистов, которые наиболее полно выразил Протагор: "Я — мера всех вещей" (в другой версии «человек есть мера всех вещей», имея в виду относительность всякого знания).

Смысловыми носителями морали являются топы (общезначимые утверждения, «общее место») – ценностные суждения, прошедшие культурный отбор и определяющие основные нравственные понятия, которые понимаются всеми людьми одинаково и без доказательств.
Хотя моральные нормы фактически однородны во всех религиях, семантическое пространство содержит прямо противоположные утверждения, касающиеся фундаментальных понятий (отношение к людям, богатству, труду, болезни, смерти и т.д.)


I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

10а

10б

13а

13б

16а

16б

19а

19б

22а

22б

25а

25б

11а

11б

14а

14б

17а

17б

20а

20б

23а

23б

26а

26б

12а

12б

15а

15б

18а

18б

21а

21б

24а

24б

27б

Методика представляет собой двадцать семь пар различных по смыслу топов, сгруппированных по девяти темам. Выбор высказывания фиксируется в бланке.

I. Умеренность – Излишества

1. а) Умеренность — здоровье души
2. а) Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело
3. а) Сытое брюхо к ученью глухо

б) Бери от жизни все
б) Сладострастие: это величайшее блаженство, символ высшего счастья и высшей надежды
б) Ешь больше, проживешь дольше

III. Кротость – Гнев

7. а) Ничего не делайте под воздействием гнева, раздражения или зависти
8. а) На добро отвечать добром — дело каждого, на зло добром — дело отважного
9. а) Блаженны подавляющие свой гнев и прощающие людей

б) Гнев слаще меда

б) Месть – это блюдо, которое подают холодным

б) Бойтесь первого движения души, потому что оно, обыкновенно, самое благородное

IV. Жизнелюбие – Уныние

10. а) Оптимист видит возможность в каждой опасности, пессимист видит опасность в каждой возможности
11. а) Пессимист – человек, который, вдыхая аромат цветов, озирается, ища гроб с мертвецом
12. а) Нет ничего утомительнее невеселого ума

б) Пессимист – это хорошо информированный оптимист
б) Оптимизм — религия революций
б) Нередко оптимизм — всего лишь еще одно проявление лености мысли

V. Скромность – Тщеславие

13. а) Не стремись быть первым во Вселенной
14. а) Кто много начинает, очень мало осуществляет
15. а) Тот, кто не разбирается ни в чем, может взяться за что угодно

б) Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе
б) Только большие проблемы дают большие возможности
б) Всё великое совершили великие люди двух типов: гениальные, которые знали, что это выполнимо, и абсолютно тупые, которые не знали, что это невыполнимо.

VIII. Трудолюбие – Безделье

22. а) Кто не работает – не ест
23. а) Если я работаю по четырнадцать часов в день и семь дней в неделю, то мне определенно начинает везти
24. а) Если бы каждый подмел возле своего порога, вся улица была бы чистой

б) Кто не работает, тот ест
б) Работа не волк, в лес не убежит
б) Работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет.

Методика «Иерархия жизненных ценностей»

Здоровье (I)
Материальная обеспеченность (II)
Творчество (III)
Семья (IV)
Карьера (V)
Служение (VI)
Слава (VII)
Отдых (VIII)

Психолог и богослов о. Андрей Лоргус дает такое определение:
«Страсти – это автономные психические комплексы, включающие в себя ментальные, эмоциональные, мотивационные, волевые и предметные структуры, способные доминировать в душе, определяя поведение человека и влияя на различные стороны душевной жизни, психическую структуру поведения человека».

Притча о двух волках Старый индеец открыл своему внуку важную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, жадность, лживость… Другой волк символизирует добро – любовь, щедрость, великодушие, верность. Мальчик задумался, а потом спросил: «А какой волк побеждает?» «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь», – ответил старик.

metodkabi.net.ru, proftime.edu.ru 5233942@mail.ru