Понятие среды и ее уровни
Среда организации – это совокупность элементов, находящихся как вне, так и внутри предприятия, и оказывающих влияние на его производственную и коммерческую деятельность.
Среду организации принято подразделять на внешнюю и внутреннюю.
Среда организации
Внешняя (по Элбингу)
Внутренняя среда организации
Совокупность взаимосвязанных переменных, которые представляют собой части организационной системы, отличные от внешнего окружения, характеризующие ситуацию внутри организации и влияющие на ее управляемость.
Обычно внутренние переменные называют социотехническими подсистемами.
Внутренняя среда организации
Миссия;
Цели;
Задачи;
Материально-технические ресурсы;
Структура организации;
Технология;
Организационная культура;
Персонал.
Эти переменные являются результатом управленческих решений
Миссия организации -
То, во имя чего люди объединяются и осуществляют свою деятельность.
Основная цель существования, раскрывающая предназначение и философию организации.
Значение определения миссии организации состоит в том, что она:
Цели организации
конкретное состояние или желаемый результат, которого стремиться добиться группа работающих вместе людей.
Цели могут быть:
Краткосрочными;
Среднесрочными;
Долгосрочными.
Например…
Цель - наиболее эффективное использование материалов при производстве, и, как следствие, продажа функциональных, красивых и качественных товаров по более доступным ценам.
Задачи организации
Предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленное время.
Формулируются на основе разделения труда и предписываются не работнику, а должности.
Три категории задач:
Работа с людьми;
Работа с предметами (машинами, инструментами, сырьем);
Работа с информацией.
Материально-технические ресурсы
Материалы и детали (сырье, п/ф, детали);
Капитальное имущество (стационарные сооружения, стационарное и вспомогательное оборудование);
Вспомогательные материалы.
Технология организации
Чарльз Перроу: «Технология – средство преобразования сырья (люди, информация, физические материалы) в искомые продукты и услуги»
Льюис Дейвис: «Технология – сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соотв. технических знаний для осуществления необходимых преобразований в материалах информации или людях».
Технология – совокупность производственных методов и процессов в определенной сфере деятельности, а также научное описание способов производства.
Сущность организационной технологии
инструменты, различные виды техники, а также — деятельность по превращению организационных затрат в результаты (inputs → outputs);
производственный процесс организации, включающий в себя как использование техники, так и живого труда;
Важно помнить…
В современных организациях много подразделений, каждое из них может применять свою технологию для реализации своих производственных функций.
Важно!
Задачи и технология тесно связаны между собой!
Классификация технологий по работам Джоан Вудворд и Джеймса Томпсона
Производственные фирмы (выпуск продуктов)
Исследования Джоан Вудвард (1950-е годы)
Систематизация данных по компаниям в зависимости от технической сложности процесса производства (уровень механизации (автоматизации) производственного процесса; она бывает высокой и низкой).
Всего в шкале Вудвард 10 категорий технической сложности, которые затем были объединены по 3-м базовым группам технологий.
Базовые группы технологий:
Результат исследования Вудвард:
Связь между уровнем технической сложности организации и ее структурными характеристиками
Структурные характеристики | Технология | ||
Единичное производство | Массовое производство | Непрерывное производство | |
Количество уровней управления | 3 | 4 | 6 |
Размах контроля | 23 | 48 | 15 |
Отношение управленческого ко всему персоналу | низкое | Среднее | высокое |
Уровень квалификации рабочих | высокий | низкий | высокий |
Уровень формализации | низкий | Высокий | низкий |
централизация | низкая | высокая | низкая |
Уровень вербальных коммуникаций | высокий | низкий | высокий |
Уровень письменных коммуникаций | низкий | высокий | низкий |
Общая организационная структура | органическая | механистическая | органическая |
Классификация технологий по Д. Томпсону:
Многозвенные технологии (серия взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно);
Посреднические технологии (характеризуются встречами групп людей, которые являются или хотят быть взаимозависимыми);
Интенсивные технологии (характеризуется применением специальных приемом, навыков или услуг, для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем в производство.)
В качестве вывода…
Различия в терминологии объясняются в основном областью специализации авторов:
Д. Вудворд – промышленные предприятия
Д. Томпсон – все виды организаций.
Ни один из типов технологий не может считаться наиболее эффективным.
Зарядка для ума
Существуют ли компании, которые располагаются между производственными компаниями и компаниями по оказанию услуг?
Структура организации
это фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации.
Структуры организаций характеризуются:
Сложностью (степенью разделения деятельности на различные функции)
Формализацией (степенью использования заранее установленных правил и процедур)
Соотношением централизации и децентрализации (уровнями, на которых принимаются управленческие решения)
На эффективность деятельности организации влияют:
реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностях;
2) политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала;
3) полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем и высшем).
Рациональная структура организации предполагает комбинацию указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень эффективности производства.
Персонал (люди в организации)
Главный внутренний фактор
Организационная культура -
это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации
Организационная культура
представляет собой набор ценностных установок и правил — целевых убеждений, договоренности и соглашений, а также образа мышления, которые разделяются всеми членами организации и которым обучаются все ее новые члены.
Организационная культура позволяет:
отличать одну организацию от другой,
создает атмосферу идентифицированности для членов организации,
генерирует приверженность целям организации;
укрепляет социальную стабильность;
служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников
Интерпретация организационной культуры(способы передачи культуры)
обряды и церемонии;
истории;
символы;
язык .
Обряды и церемонии
представляет собой тщательно разработанную целенаправленную деятельность по подготовке мероприятия, которое проводится в интересах аудитории для усиления специфических ценностных установок компании, а также создания связей между сотрудниками;
могут быть использованы для чествования своих «героев» , которые символизируют собой важнейшие реализованные ценностные установки в деятельности организации.
В качестве примера…
Проведение ежегодного национального конкурса в США на определение лучшей команды страны по приготовлению гамбургеров в компании «McDonald’s».
Истории
представляют собой повествование о подлинных событиях, о которых сотрудники говорят между собой и которые пересказывают новым работникам для того, чтобы информировать их о данной организации.
Часто подобные истории касаются своих героев — тех, кого следует брать в качестве образца поведения, идеально демонстрирующего соблюдение норм и ценностных установок организационной культуры.
Некоторые из историй становятся легендами .
Такие истории помогают вдохнуть жизнь в изначальные ценности и установки организации и обеспечивают их должное понимание персоналом.
Например…
«Это не тот путь, который раз и навсегда определил для себя “Х-П”. Дэйв»
«Никогда впредь не запирайте эту дверь! Спасибо, Билл».
Символы
Отображают все глубинные ценности организации.
Дизайн и планировка территории и зданий, мебели, одежда являются материальными символами, которые передаются работникам.
Язык
Компания использует особые выражения, лозунги, метафоры и прочие языковые формы, чтобы донести до всех своих сотрудников особый смысл своих посылок.
Лозунги хорошо запоминаются и сотрудники быстро начинают их повторять, так что вскоре они повторяются и потребителями.
Например…
Ти-Джей Уотсон, мл., сын основателя IBM:
К истории вопроса…
История Harley-Davidson началась в 1903 году, когда Уильям Харли (William S. Harley) и 20-летний Артур Дэвидсон (Arthur Davidson) представляют публике первый изготовленный Harley-Davidson мотоцикл, предназначенный для гонок.
В 1983 году поклонники Harley-Davidson начинают искать людей со схожими идеалами и философией, так начинает свою деятельность крупнейшее объединение поклонников мотоциклов - Harley Owners Group®(HOG).
1989 г. - количество членов HOG превышает 90000 человек, а спустя еще 20 лет клуб любителей Harley-Davidson составляет больше полумиллиона участников.
На сегодняшний день Harley-Davidson Motor Company – современная и успешная компания с развитой дилерской сетью, охватывающей весь мир.
Основные ценности в HD являются:
Говорить правду
Быть справедливым
Держать слово
Уважать личность человека
Поощрять интеллектуальную любознательность.
Итак…
креативность со стороны персонала;
открытость коммуникаций;
гибкость контроля ;
системное мышление со стороны руководства на всех уровнях;
отношения с потребителями (как часть организации);
внутренняя культура компании держится на свободе, независимости, посвящению себя продукту;
саморазвитию каждого своего сотрудника (продвижение кадров изнутри);
аккумулирование знаний и опыта со стороны всех сотрудников, чтобы любой и в любое время смог ими воспользоваться по мере необходимости для решения проблем потребителя.
Организация
Доминирующая культура
Субкультура (ы)
Субкультура может развиваться
географически или по отдельным подразделениям;
вертикально или горизонтально.
Любая группа в организации может создать субкультуру,
однако большей частью субкультуры определяются департаментской (отдельческой) структурной схемой или географическим разделением (включает основные ценности доминирующей культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этого отдела).
Сильная культура
Слабая культура
Сильная культура определяет:
последовательность поведения работников (четко знают, какому поведению они должны следовать);
предсказуемость, упорядоченность и последовательность деятельности в организации (без ведения какой-либо документации и распределений);
Как итог:
Чем сильнее культура организации, тем меньше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. Это все будет в подсознании работника, принимающего культуру организации.
Зарядка для ума…
Каким образом культура влияет на эффективность организации?
Факт: компания в 2011 году занимала третье место в списке крупнейших публичных компаний Forbes
В качестве вывода:
Эффективность требует, чтобы культура организации, ее стратегия, окружение (внешняя среда) и технология (внутренняя среда) были приведены в соответствие.
Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и более подходящая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной инициативе, риске, высокой интеграции, нормальном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении.
Культуру организации как производная двух составляющих
допущений и предпочтений тех, кто ее создал;
опыта, привнесенного их последователями
Её поддержание на необходимом уровне непосредственно зависит от подбора работников, действий высших руководителей и методов социализации.
Цель подбора работников
– выявить и принять в организацию людей со знаниями и навыками успешного выполнения соответствующей работы.
Окончательный выбор кандидата определяется субъективной оценкой того, кто принимает решение, насколько данный кандидат будет отвечать требованиям организации.
Эта субъективная оценка часто
предопределяется культурой,
существующей в организации.
Действия высших руководителей
Их поведение и провозглашаемая ими стратегия организации устанавливают некие нормы, которые затем воспринимаются всей организацией.
Социализация
представляет собой процесс адаптации новых членов в организации, процесс восприятия ее культуры.
наиболее очевидна при поступлении на работу нового сотрудника, когда его информируют о том, как обстоят дела в организации, каковы принятые в ней правила и традиции.
В некоторых случаях предлагается формальная программа обучения с тем, чтобы работники организации изучали ее культуру.
Факторы, влияющие на изменение культуры организации:
организационный кризис,
смена руководства,
стадии жизненного цикла организации,
ее возраст,
размер,
уровень культуры,
наличие субкультур.
Стратегия управления культурой в организации предполагает:
анализ культуры (включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении);
разработку специальных предложений и мер.
Не следует ожидать быстрой адаптации в организации новых культурных ценностей.
Процесс изменения культуры в организации может занять длительное время.
Внешняя среда организации
все элементы, существующие за пределами организации и способные оказывать воздействие как на организацию в целом, так и на ее отдельные части
Главными проблемами изменчивой окружающей среды сегодня становятся:
Внешняя среда организации
Организация должна отражать состояние внешней среды!
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
РЕСУРСНАЯ СИСТЕМА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания
Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и нефти, реализация газа в качестве моторного топлива, а также производство и сбыт тепло- и электроэнергии.
В декабре 2012 года по решению ОАО «Газпром» создана специализированная компания ООО «Газпром газомоторное топливо».
Внешняя среда организации
представляет собой совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних факторов, действующих в окружении организации и влияющих на различные сферы ее деятельности.
Общие характеристики внешней среды
Взаимосвязанность факторов;
Сложность;
Подвижность/изменчивость;
Неопределенность
Факторы прямого воздействия (микросреда):
Поставщики (материалов, энергии, оборудования, капитала, и пр.)
Государственные и муниципальные органы
Общественные организации (профсоюзы)
Потребители продукции/услуг
Конкуренты
Поставщики -
физические и юридические лица, обеспечивающие предприятие материальными ресурсами, необходимыми для осуществления производственной программы. Поставщики могут быть постоянные и эпизодические, а стратегия по отношению к ним массовая и индивидуальная.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.