Совокупность методов и форм, используемых в проектной деятельности
исследовательские
научный метод
поисковые
дискуссии,
эвристические беседы
мозговые атаки
ролевые игры
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
исследовательские
Совокупность методов и форм, используемых в проектной деятельности
ВИДЫ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
НАБЛЮДЕНИЕ | ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ АКТИВНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ОПИРАЮЩИЙСЯ,ПРЕЖДЕ ВСЕГО НА РАБОТУ ОРГАНОВ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРЕДМЕТНУЮ МАТЕРИАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. |
СОБЕСЕДОВАНИЕ | СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ БЕСЕДА, ОРГАНИЗОВАННАЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ МОТИВОВ, ПОЗИЦИИ. |
БЕСЕДА | ПРИМЕНЯЕТСЯ НА СТАДИИ ПОДГОТОВКИ МАССОВЫХ АНКЕТНЫХ ОПРОСОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ ДАННЫХ МАССОВОЙ СТАТИСТИКИ И КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ. |
ИЗМЕРЕНИЕ | ПРОЦЕДУРА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ НЕКОТОРОЙ ВЕЛИЧИНЫ ПОСРЕДСТВОМ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ… ДАЕТ ТОЧНЫЕ, КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. |
СРАВНЕНИЕ | ПОЗВОЛЯЕТ УСТАНОВИТЬ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ СРАВНЕНИЯ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ТО ОБЩЕЕ,ЧТО ПРИСУЩЕ ДВУМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ОБЪЕКТАМ. |
|
ВИДЫ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ |
|
ИНТЕРВЬЮ | ПРИ ИНТЕРВЬЮРИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПИДЕРЖИВАЕТСЯ ЗАРАНЕЕ НАМЕЧЕННЫХ ВОПРОСОВ, ЗАДАВАЕМЫХ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ ОТВЕТЫ ЗАПИСЫВАЮТСЯ ОТКРЫТО. |
АНКЕТИРОВАНИЕ | МЕТОД МАССОВОГО СБОРА МАТЕРИАЛА С ПОМОЩЬЮ АНКЕТЫ.ТЕ, КОМУ АДРЕСОВАНЫ АНКЕТЫ, ДАЮТ ПИСЬМЕННЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ. |
ОПРОС | МЕТОД СБОРА СЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (БЕСЕДА, ИНЕРВЬЮ, АНКЕТИРОВАНИЕ). |
ТЕСТИРОВАНИЕ | ЦЕЛЬЮ ТЕСТОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ИСПЫТАНИЕ, ДИАГНОСТИКА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, А ЕГО РЕЗУЛЬТАТОМ - КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, СООТНОСИМЫЙ С РАНЕЕ УСТАНОВЛЕННЫМИ СООТВЕТСТВУЩИМИ НОРМАМИ И СТАНДАРТАМИ. |
ФОТОГРАФИРОВАНИЕ | ИНТЕРПРЕТИРУЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ВИЗУАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. |
С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИЗУЧАЮТСЯ КОНКРЕТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ ГИПОТЕЗЫ. |
МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ |
|
ЭКСПЕРИМЕНТ | ПРЕДПОЛАГАЕТ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЕСТЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ИЛИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТОРОН ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ В СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННЫХ УСЛОВИЯХ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ИХ БЕЗ ОСЛОЖНЯЮЩИХ ПРОЦЕСС СОПУТСТВУЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ. |
АНАЛИЗ | ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОГО ЭЛЕМЕНТА ИЛИ СТОРОНЫ ЯВЛЕНИЯ КАК ЧАСТИ ЦЕЛОГО, РАСЧЛЕНЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ НА СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ВЫДЕЛЕНИЕ В НЕМ ОТДЕЛЬНЫХ СТОРОН. |
МОДЕЛИРОВАНИЕ | МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ НА ИХ МОДЕЛЯ- АНАЛОГАХ ОПРЕДЕЛЕННОГО ФРАГМЕНТА ПРИРОДНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. ПО ХАРАКТЕРУ МОДЕЛЕЙ ВЫДЕЛЯЮТ ПРЕДМЕТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (В ХОДЕ КОТОРОГО ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДЕТСЯ НА МОДЕЛИ, ВОСПРОИЗВОДЯЩЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ, ДИНАМИЧЕСКИЕ, ЛИБО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА-ОРИГИНАЛА) И ЗНАКОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (МОДЕЛЯМИ СЛУЖАТ СХЕМЫ, ЧЕРТЕЖИ, ФОРМУЛЫ И Т.П.). |
СИНТЕЗ | СОЕДИНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ, СВОЙСТВ (СТОРОН) ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (СИСТЕМУ), ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ КАК В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТАК И В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ. |
ИНДУКЦИЯ | ОСНОВОЙ ИНДУКЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПУТЕМ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТА. |
ВИДЫ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ | |
ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ | ЭТО ИССЛЕДОВАНИЕ, ПРОВЕДЕННОЕ В ИСКУССТВЕННО СОЗДАННЫХ УСЛОВИЯХ (В ЛАБОРАТОРИИ). |
ИСТОРИЧЕСКИЙ | МЕТОД, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖИТ ИЗУЧЕНИЕ РЕАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В ЕЕ КОНКРЕТНОМ МНОГООБРАЗИИ ,ВЫЯВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ И, НА ЭТОЙ ОСНОВЕ, ТАКОЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЕ ВОССОЗДАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ПРИ КОТОРОМ РАСКРЫВАЕТСЯ ЛОГИКА, ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЕГО РАЗВИТИЯ. |
ЛОГИЧЕСКИЙ | МЕТОД НАУЧНОГО УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ДОСТИГАЕТСЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ В МЫШЛЕНИИ СЛОЖНОГО ДИНАМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ В ФОРМЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ С ОТВЛЕЧЕНИЕМ ОТ СЛУЧАЙНОСТЕЙ И ОТДЕЛЬНЫХ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ФАКТОВ. |
ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ | ОСНОВАН НА НАУЧНОМ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ, ВЫДВИГАЕМОМ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ КАКОГО-ЛИБО ЯВЛЕНИЯ, И ТРЕБУЮЩИМ ПРОВЕРКИ НА ОПЫТЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ, ЧТОБЫ СТАТЬ ДОСТОВЕРНО НАУЧНОЙ ТЕОРИЕЙ. |
ДЕДУКЦИЯ | ПЕРЕХОД ОТ ОБЩЕГО ЗНАНИЯ О ПРЕДМЕТАХ К ЕДИНИЧНОМУ ЗНАНИЮ ОБ ОТДЕЛЬНОМ ПРЕДМЕТЕ. |
МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОМОГАЮТ НЕ ТОЛЬКО СОБРАТЬ ФАКТЫ, НО ПРОВЕРИТЬ ИХ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ, ВЫЯВИТЬ НЕСЛУЧАЙНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ И ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ. |
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ |
|
АБСТРАГИРОВАНИЕ | СУЩНОСТЬ ЭТОГО МЕТОДА СОСТОИТ В МЫСЛЕННОМ ОТВЛЕЧЕНИИ ОТ НЕСУЩЕСТВЕННЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ, ФИКСИРОВАНИИ ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ИНТЕРЕСУЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ СТОРОН ЭТИХ ПРЕДМЕТОВ. ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ОПЕРАЦИИ, ВЕДУЩИХ К ПОЛУЧЕНИЮ ТАКОГО РЕЗУЛЬТАТА (АБСТРАКЦИИ). ПРИМЕРАМИ АБСТРАКЦИИ МОГУТ СЛУЖИТЬ БЕСЧИСЛЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, КОТОРЫМИ ОПЕРИРУЕТ ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО В НАУКЕ, НО И ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ: ДЕРЕВО, ДОМ, ДОРОГА, ЖИДКОСТЬ И Т.П. |
ИДЕАЛИЗАЦИЯ | ПРЕДПОЛАГАЕТ ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА ИЛИ КОМПОНЕНТА СИСТЕМЫ, НАДЕЛЕННОГО НЕКИМИ ГИПОТЕТИЧЕСКИМИ ИДЕАЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ. ЭТО МЫСЛЕННОЕ СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТОВ, НЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕОСУЩЕСТВИМЫХ. |
ФОРМАЛИЗАЦИЯ | ОСНОВАН НА ИЗУЧЕНИИ ИССЛЕДУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ ПУТЕМ ОТОБРАЖЕНИЯ ИХ ЗНАКОВОЙ ФОРМЫ ПРИ ПОМОЩИ ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ, НАПРМЕР МАТИМАТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИКО- МАТЕМАТИЧЕСКОГО И Т.П. |
АКСИОМАТИКА | БАЗИРУЕТСЯ НА АНАЛИЗЕ ОБЪЕКТОВ – ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИ КОТОРОМ ВЫДЕЛЯЮТ НЕКОТОРЫЕ ИСХОДНЫЕ ОСНОВНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, НЕ ТРЕБУЮЩИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, И НА ИХ БАЗЕ ОБРАЗУЮТ ПРОИЗВОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВЫВОДЯТ ДРУГИЕ АКСИОМЫ. ПРИ ЭТОМ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ВСЕ УТВЕРЖДЕНИЯ НЕ ВХОДИЛИ В ПРОТИВОРЕЧИЕ ДРУГ С ДРУГОМ. |
ВИДЫ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ |
|
АНАЛИЗ | ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОГО ЭЛЕМЕНТА ИЛИ СТОРОНЫ ЯВЛЕНИЯ КАК ЧАСТИ ЦЕЛОГО, РАСЧЛЕНЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ НА СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ВЫДЕЛЕНИЕ В НЕМ ОТДЕЛЬНЫХ СТОРОН. |
СИНТЕЗ | СОЕДИНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ, СВОЙСТВ (СТОРОН) ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (СИСТЕМУ), ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ КАК В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТАК И В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ. |
ДЕДУКЦИЯ | ПЕРЕХОД ОТ ОБЩЕГО ЗНАНИЯ О ПРЕДМЕТАХ К ЕДИНИЧНОМУ ЗНАНИЮ ОБ ОТДЕЛЬНОМ ПРЕДМЕТЕ. |
ИНДУКЦИЯ | ОСНОВОЙ ИНДУКЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПУТЕМ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТА |
| ОДНО ИЗ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. ПРИСУТСТВУЕТ В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЗВОЛЯЯ ЧЕЛОВЕКУ ОБНАРУЖИВАТЬ В МНОГООБРАЗИИ ПРЕДМЕТОВ НЕЧТО ОБЩЕЕ, НЕОБХОДИМОЕ ЕМУ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ОКРУЖАЮЩЕИ МИРЕ. ЭМПИИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ СРАВНЕНИЯ ГРУППЫ ПРЕДМЕТОВ (ИЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НИХ) И ВЫЯВЛЕНИЯ ИХ ОДИНАКОВОГО, ПОВТОРЯЮЩЕГОСЯ СВОЙСТВА. ТЕОРЕТИЧЕСКО ОБОБЩЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ, КОТОРЫЙ СОСТОИТ В ЕЕ ПРЕОБРАЗОВАНИИ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕКОТОРОГО АБСТРАКТНОГО ИСХОДНОГО ОТНОШЕНИЯ КАК ГЕНЕТИЧЕСКИ ОБЩЕЙ ОСНОВЫ ЭТОЙ СИСТЕМЫ. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.