Презентации для педагогов

  • pptx
  • 15.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.Формы и методы.pptx

Совокупность методов и форм, используемых в проектной деятельности

исследовательские

научный метод

поисковые

дискуссии,
эвристические беседы

мозговые атаки

ролевые игры

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

исследовательские

Совокупность методов и форм, используемых в проектной деятельности

ВИДЫ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

НАБЛЮДЕНИЕ

ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ АКТИВНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ОПИРАЮЩИЙСЯ,ПРЕЖДЕ ВСЕГО НА РАБОТУ ОРГАНОВ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРЕДМЕТНУЮ МАТЕРИАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

СОБЕСЕДОВАНИЕ

СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННАЯ БЕСЕДА, ОРГАНИЗОВАННАЯ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ МОТИВОВ, ПОЗИЦИИ.

БЕСЕДА

ПРИМЕНЯЕТСЯ НА СТАДИИ ПОДГОТОВКИ МАССОВЫХ АНКЕТНЫХ ОПРОСОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ И УТОЧНЕНИЯ ДАННЫХ МАССОВОЙ СТАТИСТИКИ И КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ.

ИЗМЕРЕНИЕ

ПРОЦЕДУРА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧИСЛЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ НЕКОТОРОЙ ВЕЛИЧИНЫ ПОСРЕДСТВОМ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ… ДАЕТ ТОЧНЫЕ, КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

СРАВНЕНИЕ

ПОЗВОЛЯЕТ УСТАНОВИТЬ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. В РЕЗУЛЬТАТЕ СРАВНЕНИЯ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ТО ОБЩЕЕ,ЧТО ПРИСУЩЕ ДВУМ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ОБЪЕКТАМ.

ВИДЫ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ


ХАРАКТЕРИСТИКА

ИНТЕРВЬЮ

ПРИ ИНТЕРВЬЮРИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПИДЕРЖИВАЕТСЯ ЗАРАНЕЕ НАМЕЧЕННЫХ ВОПРОСОВ, ЗАДАВАЕМЫХ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ. ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ ОТВЕТЫ ЗАПИСЫВАЮТСЯ ОТКРЫТО.

АНКЕТИРОВАНИЕ

МЕТОД МАССОВОГО СБОРА МАТЕРИАЛА С ПОМОЩЬЮ АНКЕТЫ.ТЕ, КОМУ АДРЕСОВАНЫ АНКЕТЫ, ДАЮТ ПИСЬМЕННЫЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.

ОПРОС

МЕТОД СБОРА СЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (БЕСЕДА, ИНЕРВЬЮ, АНКЕТИРОВАНИЕ).

ТЕСТИРОВАНИЕ

ЦЕЛЬЮ ТЕСТОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ИСПЫТАНИЕ, ДИАГНОСТИКА ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, А ЕГО РЕЗУЛЬТАТОМ - КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, СООТНОСИМЫЙ С РАНЕЕ УСТАНОВЛЕННЫМИ СООТВЕТСТВУЩИМИ НОРМАМИ И СТАНДАРТАМИ.

ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

ИНТЕРПРЕТИРУЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ВИЗУАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ.

С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЯ ИЗУЧАЮТСЯ КОНКРЕТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ ФОРМИРУЮТСЯ ГИПОТЕЗЫ.

 

МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ


ХАРАКТЕРИСТИКА

ЭКСПЕРИМЕНТ

ПРЕДПОЛАГАЕТ ВМЕШАТЕЛЬСТВО В ЕСТЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ИЛИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СТОРОН ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ В СПЕЦИАЛЬНО СОЗДАННЫХ УСЛОВИЯХ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ИХ БЕЗ ОСЛОЖНЯЮЩИХ ПРОЦЕСС СОПУТСТВУЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ.

АНАЛИЗ

ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОГО ЭЛЕМЕНТА ИЛИ СТОРОНЫ ЯВЛЕНИЯ КАК ЧАСТИ ЦЕЛОГО, РАСЧЛЕНЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ НА СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ВЫДЕЛЕНИЕ В НЕМ ОТДЕЛЬНЫХ СТОРОН.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ НА ИХ МОДЕЛЯ- АНАЛОГАХ ОПРЕДЕЛЕННОГО ФРАГМЕНТА ПРИРОДНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. ПО ХАРАКТЕРУ МОДЕЛЕЙ ВЫДЕЛЯЮТ ПРЕДМЕТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (В ХОДЕ КОТОРОГО ИССЛЕДОВАНИЕ ВЕДЕТСЯ НА МОДЕЛИ, ВОСПРОИЗВОДЯЩЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ, ФИЗИЧЕСКИЕ, ДИНАМИЧЕСКИЕ, ЛИБО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА-ОРИГИНАЛА) И ЗНАКОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (МОДЕЛЯМИ СЛУЖАТ СХЕМЫ, ЧЕРТЕЖИ, ФОРМУЛЫ И Т.П.).

СИНТЕЗ

СОЕДИНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ, СВОЙСТВ (СТОРОН) ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (СИСТЕМУ), ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ КАК В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТАК И В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ.

ИНДУКЦИЯ

ОСНОВОЙ ИНДУКЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПУТЕМ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТА.

ВИДЫ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ


ХАРАКТЕРИСТИКА

ЛАБОРАТОРНЫЙ ОПЫТ

ЭТО ИССЛЕДОВАНИЕ, ПРОВЕДЕННОЕ В ИСКУССТВЕННО СОЗДАННЫХ УСЛОВИЯХ (В ЛАБОРАТОРИИ).

ИСТОРИЧЕСКИЙ

МЕТОД, В ОСНОВЕ КОТОРОГО ЛЕЖИТ ИЗУЧЕНИЕ РЕАЛЬНОЙ ИСТОРИИ В ЕЕ КОНКРЕТНОМ МНОГООБРАЗИИ ,ВЫЯВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ФАКТОВ И, НА ЭТОЙ ОСНОВЕ, ТАКОЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЕ ВОССОЗДАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ПРИ КОТОРОМ РАСКРЫВАЕТСЯ ЛОГИКА, ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ЕГО РАЗВИТИЯ.

ЛОГИЧЕСКИЙ

МЕТОД НАУЧНОГО УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ДОСТИГАЕТСЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ В МЫШЛЕНИИ СЛОЖНОГО ДИНАМИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ В ФОРМЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ С ОТВЛЕЧЕНИЕМ ОТ СЛУЧАЙНОСТЕЙ И ОТДЕЛЬНЫХ НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ФАКТОВ.

ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ

ОСНОВАН НА НАУЧНОМ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ, ВЫДВИГАЕМОМ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ КАКОГО-ЛИБО ЯВЛЕНИЯ, И ТРЕБУЮЩИМ ПРОВЕРКИ НА ОПЫТЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ, ЧТОБЫ СТАТЬ ДОСТОВЕРНО НАУЧНОЙ ТЕОРИЕЙ.

ДЕДУКЦИЯ

ПЕРЕХОД ОТ ОБЩЕГО ЗНАНИЯ О ПРЕДМЕТАХ К ЕДИНИЧНОМУ ЗНАНИЮ ОБ ОТДЕЛЬНОМ ПРЕДМЕТЕ.

МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОМОГАЮТ НЕ ТОЛЬКО СОБРАТЬ ФАКТЫ, НО ПРОВЕРИТЬ ИХ, СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ, ВЫЯВИТЬ НЕСЛУЧАЙНЫЕ ЗАВИСИМОСТИ И ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ.

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ


ХАРАКТЕРИСТИКА

АБСТРАГИРОВАНИЕ

СУЩНОСТЬ ЭТОГО МЕТОДА СОСТОИТ В МЫСЛЕННОМ ОТВЛЕЧЕНИИ ОТ НЕСУЩЕСТВЕННЫХ ВЫДЕЛЕНИЙ, ФИКСИРОВАНИИ ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ИНТЕРЕСУЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ СТОРОН ЭТИХ ПРЕДМЕТОВ. ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ОПЕРАЦИИ, ВЕДУЩИХ К ПОЛУЧЕНИЮ ТАКОГО РЕЗУЛЬТАТА (АБСТРАКЦИИ). ПРИМЕРАМИ АБСТРАКЦИИ МОГУТ СЛУЖИТЬ БЕСЧИСЛЕННЫЕ ПОНЯТИЯ, КОТОРЫМИ ОПЕРИРУЕТ ЧЕЛОВЕК НЕ ТОЛЬКО В НАУКЕ, НО И ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ: ДЕРЕВО, ДОМ, ДОРОГА, ЖИДКОСТЬ И Т.П.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

ПРЕДПОЛАГАЕТ ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТА ИЛИ КОМПОНЕНТА СИСТЕМЫ, НАДЕЛЕННОГО НЕКИМИ ГИПОТЕТИЧЕСКИМИ ИДЕАЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ. ЭТО МЫСЛЕННОЕ СОЗДАНИЕ ОБЪЕКТОВ, НЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕОСУЩЕСТВИМЫХ.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ

ОСНОВАН НА ИЗУЧЕНИИ ИССЛЕДУЕМЫХ ОБЪЕКТОВ ПУТЕМ ОТОБРАЖЕНИЯ ИХ ЗНАКОВОЙ ФОРМЫ ПРИ ПОМОЩИ ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ, НАПРМЕР МАТИМАТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИКО- МАТЕМАТИЧЕСКОГО И Т.П.

АКСИОМАТИКА

БАЗИРУЕТСЯ НА АНАЛИЗЕ ОБЪЕКТОВ – ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРИ КОТОРОМ ВЫДЕЛЯЮТ НЕКОТОРЫЕ ИСХОДНЫЕ ОСНОВНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ, НЕ ТРЕБУЮЩИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ, И НА ИХ БАЗЕ ОБРАЗУЮТ ПРОИЗВОДНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВЫВОДЯТ ДРУГИЕ АКСИОМЫ. ПРИ ЭТОМ ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ ВСЕ УТВЕРЖДЕНИЯ НЕ ВХОДИЛИ В ПРОТИВОРЕЧИЕ ДРУГ С ДРУГОМ.

ВИДЫ МЕТОДОВ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ
(комплексные)


ХАРАКТЕРИСТИКА

АНАЛИЗ
И

ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОГО ЭЛЕМЕНТА ИЛИ СТОРОНЫ ЯВЛЕНИЯ КАК ЧАСТИ ЦЕЛОГО, РАСЧЛЕНЕНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА ИЛИ ЯВЛЕНИЯ НА СОСТАВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ВЫДЕЛЕНИЕ В НЕМ ОТДЕЛЬНЫХ СТОРОН.

СИНТЕЗ

СОЕДИНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ, СВОЙСТВ (СТОРОН) ИЗУЧАЕМОГО ОБЪЕКТА В ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ (СИСТЕМУ), ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ КАК В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТАК И В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ.

ДЕДУКЦИЯ
И

ПЕРЕХОД ОТ ОБЩЕГО ЗНАНИЯ О ПРЕДМЕТАХ К ЕДИНИЧНОМУ ЗНАНИЮ ОБ ОТДЕЛЬНОМ ПРЕДМЕТЕ.

ИНДУКЦИЯ

ОСНОВОЙ ИНДУКЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПУТЕМ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТА


ОБОБЩЕНИЕ

ОДНО ИЗ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. ПРИСУТСТВУЕТ В ЛЮБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЗВОЛЯЯ ЧЕЛОВЕКУ ОБНАРУЖИВАТЬ В МНОГООБРАЗИИ ПРЕДМЕТОВ НЕЧТО ОБЩЕЕ, НЕОБХОДИМОЕ ЕМУ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ОКРУЖАЮЩЕИ МИРЕ. ЭМПИИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ СРАВНЕНИЯ ГРУППЫ ПРЕДМЕТОВ (ИЛИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НИХ) И ВЫЯВЛЕНИЯ ИХ ОДИНАКОВОГО, ПОВТОРЯЮЩЕГОСЯ СВОЙСТВА. ТЕОРЕТИЧЕСКО ОБОБЩЕНИЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПУТЕМ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ, КОТОРЫЙ СОСТОИТ В ЕЕ ПРЕОБРАЗОВАНИИ С ЦЕЛЬЮ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕКОТОРОГО АБСТРАКТНОГО ИСХОДНОГО ОТНОШЕНИЯ КАК ГЕНЕТИЧЕСКИ ОБЩЕЙ ОСНОВЫ ЭТОЙ СИСТЕМЫ.