Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Виды мотивов, типичных для дошкольного возраста
Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых - стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого руководит ребенком в ролевой игре.
Игровые мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый. Любое дело ребенок может превратить в игру.
Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов его поведения. Многие действия детей объясняются именно этим желанием. Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнениями и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения.
Мотивы самолюбия, самоутверждения. Исходный пункт — возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведения.
Ребенок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания.
Одно из проявлений стремления к самоутверждению — притязания детей на исполнение главных ролей в играх: дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей (привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом).
У детей 3-5 лет самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т. п. На вопрос, сильный ли он, ребенок отвечает, что, конечно, он сильный, ведь может поднять «даже слона».
Познавательные и соревновательные мотивы
3-4 года - вопросы: «Что это?»; «А как?»; «Зачем?», «Почему?». Часто дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент» (дети любят «потрошить» игрушки, стараясь узнать, «что у них внутри»).
детские вопросы не всегда выражают их познавательный интерес, стремление получить новые сведения об окружающем мире.
Большая часть вопросов, которые задают младшие и средние дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним возникшим переживанием. Дети часто не ждут и не дослушивают ответов на свои вопросы, перебивают взрослого и перескакивают к новым вопросам.
к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребенка, начинает направлять его поведение.
Ребенок трех-четырех лет не сравнивает своих достижений с достижениями сверстников.
у детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов — стремление выиграть, быть первым, сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи
Нравственные мотивы выражают отношения ребенка к другим людям.
Младшие дошкольники поступают в соответствии с нравственными нормами только по отношению к тем взрослым или детям, к которым испытывают симпатию.
В старшем дошкольном возрасте нравственное поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи (осознание детьми нравственных норм и правил, понимание их общеобязательности, их действительного значения).
Общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.
младшие дошкольники могут выполнить несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям (нужно, чтобы дети ярко представляли себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию, сочувствие).
Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной линии, стержня.
Доронова Т.Н. подчеркивает, что в основе отбора и использования игровых методов и приемов должен быть заложен принцип: игровые методы и приемы должны соответствовать способам построения сюжетно- ролевой игры детей данного возраста
в младшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра характеризуется осуществлением игровых действий (покатать машину, разгрузить или загрузить ее, покормить куклу, уложить ее спать и т.п.)
В среднем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра детей характеризуется принятием роли и ролевым поведением (в роли зайчика ребенок строит для себя дом, готовит обед и т.п.)
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра находится в фазе сюжетосложения: дети могут придумывать, комбинировать и развивать сюжет игры на основе личного опыта, художественных произведений, различных событий, фантазирования и т.п.
Правила использования игровых приёмов
Во-первых – ребенок должен знать, что результат его труда необходим какому-нибудь игровому персонажу.
Во-вторых – для того, чтобы привлечь внимание детей к нуждам или заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы
В-третьих – чтобы дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать (слепить, или выполнить способом аппликации).
В-четвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они в мире игры.
Требования к игрушкам или игровым персонажам
должны соответствовать возрасту детей;
должны быть эстетичными,
должны быть безопасными для здоровья ребёнка,
должны иметь обучающую ценность,
должны быть реалистичными;
не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявления жестокости
игровых персонажей не должно быть много.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Практическая работа
Проанализировать видеозанятие по следующим
критериям:
1. Использование приемов мотивации во вводной части ННОД: их соответствие возрасту, задачам этапа ННОД, содержанию ННОД, особенностям группы.
2. Поддержка мотивации детской деятельности на протяжении всей ННОД: использование видов мотивации, типичных для дошкольного возраста, их уместность, целесообразность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.