МО способствует развитию педколлектива, повышает его ориентацию на достижение высоких результатов. Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности дает самые убедительные результаты. Американская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму». Действительно, чтобы понять, как надо действовать, нужно это сделать своими руками. Данная документация поможет в ведении МО любых циклов.
Система работы со
Система работы со
способными и
способными и
одаренными детьми в
одаренными детьми в
Большеполянской
Большеполянской
средней
средней
школе.
школе.
2009 год
«Если дети –
национальное достояние
любой страны, то
одаренные дети – её
интеллектуальный и
творческий потенциал».
Р.Н. Бунеев.
Американский психолог
Дж. Рензулли
предложил такое
определение
одаренности:
«Одаренность –
результат сочетания
трех характеристик:
интеллектуальных
способностей,
превышающих средний
уровень; творческого
подхода и
настойчивости».
Н.С. Лейтес выделяет три категории
1. Дети с ускоренным умственным
одаренных детей:
развитием, опережающие на несколько
лет физический возраст. Для них
характерна поразительная умственная
активность, ненасытность познавательной
потребности.
специализацией – у них при обычном
общем уровне интеллекта
обнаруживается особая расположенность
к какой-нибудь отдельной области науки
или техники, в которой они значительно
превосходят своих сверстников по
успешности обучения, тогда как другие
разделы программы могут вызывать у них
затруднения.
способностями.
2. Дети с ранней умственной
3. Дети с отдельными незаурядными
ОДАРЕННОСТЬ
• ОБЩАЯ - уровень
развития общих
способностей,
определяющий
диапазон
деятельностей, в
которых человек
может достичь
больших успехов:
• интеллектуальная
• творческая
• СПЕЦИАЛЬНАЯ
- одаренность
в отдельных
видах
деятельности:
• музыкальная
• артистическая
• математическ
ая
• лингвистическ
ая
• спортивная
Одаренным детям, независимо от
области проявления
одаренности, свойственны:
• уровень развития способностей;
• высокая степень обучаемости;
• творческие проявления
(креативность);
• мотивация – огромный интерес,
активность, увлеченность
деятельностью в области
одаренности ребенка.
Модель одаренного ребенка
Личность,
• здоровая физически, духовно-нравственно и
социально;
•
• способная самостоятельно находить выход
из проблемной ситуации, осуществить
поисковую и проектную деятельность,
проводить исследования, рефлексию
деятельности, владеющая средствами и
способами исследовательского труда;
• обладающая разносторонним интеллектом,
вы-соким уровнем культуры;
толерантная, руководствующаяся обще-
человеческими ценностями и нормами,
• готовая к осознанному выбору и освоению
про-фессиональных образовательных
программ с учетом склонностей, интересов
и возможностей;
способная реализовать «Я-концепцию»;
Цель: создать условия для выявления,
поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации, профессионального
самоопределения в соответствии со
способностями.
задачи
Создание системы работы с
одаренными детьми
Осуществление социальной защиты
одаренных детей
Развитие спектра образовательных услуг,
удовлетворяющих потребности , интересам детей
Подготовка и повышение квалификации кадров
по работе с одаренными детьми
Научное, методическое и информационное
сопровождение процесса развития одаренных
Создание механизма межпредметного
взаимодействия в работе с одаренными детьми
Этапы выявления «ОД»
Дошкольное учреждение- детский сад
Начальная школа (1-4классы)
Среднее звено общеобразовательного учреждения МОУ Бпсош
(гуманитарное, естественно-математическое, изо, музыка, физическое)
9 класс – предпрофильное образование
Профильное обучение (10-11кл)
Направления работы с
одаренными детьми:
• Вовлечение детей в деятельность по интересам;
• Организация олимпиад, соревнований, конкурсов;
• Междисциплинарный подход, интеграция
программ в процессе обучения;
• Самостоятельное углубленное изучение
выбранной проблемы;
• Развитие умений самостоятельно работать;
• Развитие абстрактного мышления и высших
умственных процессов;
• Обучение творческим методам работы;
• Обучение пониманию самих себя, сходства и
различия с другими, признание своих
способностей;
• Поощрение высоких, нестандартных и
содержащих новые идеи результатов.
Основные каналы воспитания и развития ОД
в школе
Уроки с применением
инновационных технологий
Интеграция предметов
ы
т
у
р
е
р
ш
ы
а
н
ь
е м
л
ы
а
у
н
ь
д
л
и
е
в
т
и
а
д
в
н
о
И
з
а
Предпрофильное и
профильное обучение
б
о
р
е
в
о
т
в
с
б щ е
е о
т
с
е
ч
и
н
в
о
а
н
т
ч
с
у
а
Н
а
Н
а щ и
ч
о у
я
с
р
х
П
е Н
ы
н
т
е
м
д
е
и
л
е
д
р
о
с п
и
к ц и
и и
у ж к
е
с
н ы е
в
К р
и
т
Драматический
кружок «Прометей»
Деятельность в рамках
детской организации «Луч»
Особенности методической системы учителей-
предметников школы.
* использование разнообразных форм и методов
организации учебной деятельности, позволяющих
раскрыть субъектный опыт одаренных детей;
* использование в ходе урока дидактического
материала, позволяющего ученику выбирать наиболее
значимые для него вид и форму учебного содержания;
* поощрение стремления ученика находить свой
способ работы (решения задачи);
* анализировать способы работы других учеников в
ходе урока, выбирать и осваивать наиболее
рациональные;
* акцентирование внимания учащихся на содержании
применяемых логических операций;
* акцентирование личностных перспектив развития
целостной системы знаний;
* включение учащихся с первых уроков в
исследовательскую и проектную деятельность.
Научное общество учащихся
Председатель –Казаева Екатерина
Руководитель:Логинова Р.Н.
Секция математики
и информатики
Руководитель:Насыбуллина С.Ф.
Юный
математик
пользователей ЭВМ
Президент:Чичирова Юлия
Клуб
Секция естественных
наук
Научный руководитель:
Билалова С.Х
Руководитель :Гульназ
Обороно-спортивная
секция
Руководитель:Фомин В.И.
ЮИДД,ЮДРА
Юный спасатель
Юный пожарник
Спортивные секции
Секция
гуманитарных наук
Научный руководитель:
Павлова Л.В.
Руководитель :Галина Павлова
• Положение, структура, устав разработаны на
совместном собрании членов общества и дирекции
школы 24 октября 2008года. Руководство
осуществляется завучем.
• Количество занятых учащихся - до 25 человек
• Цель – создание ученического научного общества,
способного эффективно осуществлять развитие
познавательного интереса к наукам, углубленное
изучение наук по выбору, профессиональная
ориентация, подготовка учащихся к участию в
олимпиадах, поступлению в вузы, а также решать
проблему занятости и организации досуга в общении
со сверстниками и единомышленниками .
• Задачи –
• Развитие познавательного, расширение кругозора
учащихся в области достижений науки, овладение
знаниями, выходящими за пределы учебной
программы.
поисково-исследовательской деятельности.
• Приобщить детей к интеллектуальным чтениям, к
• Выявление наиболее одаренных детей.
• Знакомство с методами и приемами научного
• Развитие самостоятельности и творчества учащихся,
исследования.
включение их в процесс саморазвития и
самообразования.
• Положение о научном обществе
• НОУ - самостоятельное формирование , которое
объединяет учащихся школы ,способных к
научному поиску, заинтересованных в повышении
своего интеллектуального и культурного уровня,
стремящихся к углублению знаний по
выбранному предмету и в области современных
научных знаний.
• Формы и методы организации деятельности:
• Занятия могут проходить планово ( элективные
курсы, занятия по выбору, кружки), ситуационно
и даже спонтанно.
• Метод проведения – эвристическая беседа,
диспут, конференция, лабораторная работа
,консультация ,практикум по решению задач,
проекты и др.
индивидуальная, бригадная.
• Формы организации: групповая,
руководителя;
руководителя;
задачи» и т.п.)
Устав НОУ
1.Членом научного общества могут быть получить консультацию у
-иметь индивидуальный график работы по созданию научной работы;
-получить рецензию на выполненную работу у научного
-участвовать ученики 7-11класса.
2. Для поступления необходимо написать заявление, в котором
указать секцию, и иметь рекомендацию классного руководителя.
3. Ученик -член НОУ имеет право:
-выбирать тему и форму научной работы( реферат, доклад , «защита
-в различных конкурсах , олимпиадах и т.п.
-получить дополнительный балл по физике при успешной научной
-получить дополнительный каникулярный день при успешной
деятельности, и результативном выступлении на олимпиадах;
Ученик -член НОУ обязан:
-регулярно и активно участвовать в работе научного общества;
-регулярно сообщать о промежуточных результатах своей работы;
- строго соблюдать сроки выполнения научных работ;
- выступить с докладом ни конференции;
-участвовать в различных конкурсах , олимпиадах и т.п.
-соблюдать требования к оформлению работы.
деятельности, и результативном выступлении на олимпиадах;
научной
Интеллектуальный марафон
циклам:
Учащимся предлагаются задания по четырем
(Всего 400 б)
Математика (содержит задания по математике 50
баллов и информатике 50 баллов)
Языки (задания по русскому языку 33, 3 баллов,
английский язык 33, 3 баллов, татарский язык
33, 3 баллов)
Естествознание (химия 25 баллов, физика 25
баллов, география 25 баллов, биология 25
баллов)
баллов)
Культурология (литература 50 баллов, история 50
4 – 5 кл отводится 3 часа
6 – 7 кл – 3,5 часа
8 – 9 кл – 4 часа
10 – 11 кл – 5 часов
ИТОГИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МАРАФОНА В
_______ КЛАССЕ
Классный руководитель: _________________________
№
мес
то
Фамилия, имя
Сумм
а
Из
400
бал
лов
сред.
балл
Математика
100баллов
Естествознание100баллов
Культорология
100баллов
Общее Мате
м.
Из 70
баллов
Инфо
из 30
баллов
обще
е
Фи
Зик
25
Хим
25
Биол
25
Геог
25
обще
е
Лит.
50
обще
е
Ист,
общ
50.
Языки
100баллов
Тат
Рус
34б
33б
Ин
33
б
Бренд интеллектуального марафона-2009
Итоги интеллектуального марафона 2009
№
Ф.и ученика
Класс
средний бал
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
11
11
11
10
9
9
9
8
8
8
7
7
7
7
7
62
59,7
59,1
48,7
51
49
44
70,4
47, 5
39,6
68,9
66
65,3
58,9
57,1
наилучший цикл
этого участника
языки
культурология
языки
культурология
языки
языки
языки
языки
языки
языки
культурология
языки
культурология
языки
языки
мах по циклу
86,5
66
83
61
82,2
79,9
75,1
87,1
65,1
78,5
92
86,1
78
85,7
70,3
Итоги интеллектуального марафона 2009
№ Ф.и ученика
класс
средний бал
наилучший цикл мах по циклу
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
4
4
5
5
8
7
7
4
7
11
11
11
7
7
92,0
83,0
71,6
71,1
70,4
68,9
66,0
66,0
65,3
62,0
59,7
59,1
58,9
57,1
естествознание
естествознание
культурология
культурология
языки
культурология
языки
естествознание
культурология
языки
культурология
языки
языки
языки
100
100
93
93
87,1
92
86,1
83
78
86,5
66
83
85,7
70,3
Результаты по циклам предметов
циклы
математика
Естествознание
Культурология
место
ф.и.ученика
1
2
3
4
1
1
2
3
4
5
1
2
2
3
4
4
4
4
4
4
7
11
Класс баллы
77
74
69
58
100
100
83
69
64
63
99
93
93
92
82
5
5
7
8
4
7
8
5
Дети на дистанции «Интеллектуального марафона»
• Говорить о том, что школа
(образовательная среда)
воспитала и развила одаренного
человека, можно тогда, когда мы
не только демонстрируем
интеллектуальные и творческие
достижения наших детей, а имеет
целеустремленную личность, с
высокой гражданской и
лидерской позицией, способную
создать такие продукты (труда,
общения, учения, познания ),
которые принесут равные благо
другим людям, обществу, своей
республике.
• Первое место в конкурсе драма
тических театров «Театр
Здоровья».
• Активное участие в конкурсах ЦДТ
• Победы в спортивных
соревнованиях: «Кросс наций»6 призовых
мест,»Рождественская лыжня»6м., 11 чел. Участвовали в
республиканских соревнованиях и т.д.
• Дипломы за школьный сайт
• Успешное участие в интернет
олимпиадах и творческих конкурсах
Активные участники
художественной
самодеятельности
Литература и др.источники:
•
•
Под ред. Лейтеса Н.С. «Психология одаренности детей и
подростков» М.,AcademiA,1996.
• Альминдеров В.В., Альминдерова А.В. Дистанционные
школы для одаренных детей и детей инвалидов. Тезисы
доклада на конференции Relarn, 2004.
http://www.relarn.ru:8082/conf/conf2004/section4/4_01.html
Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных
школьников./Вопросы психологиии. № 3. с. 132145.
• Meeting the challenge. A guidebook for teaching gifted
students. California association for the gifted. 1996.
• Бабаева Ю.Д. Одаренные дети и компьютеры. 2ая
Российская конференция по экологической психологии.
Тезисы. М.: Экопсицентр РОССб 2000. С. 246248.
• Никитин А.А. Об организации региональной системы
профильного обучения в сельских школах на базе ведущих
заочных школ РФ.
http://tm.ifmo.ru/tm2004/db/doc/get_thes.php?id=261
• Матюшкин А.М.,Яковлева Е.Л. «Учитель для
одаренных»,м.,1991.
• Юркевич В.С. Два подхода в понимании и идентификации
одаренности. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/40026
•
Антипова Л., Корнеева Н.. Проекты как способ
организации детской жизни. Ханты – Мансийск. ГУИПП
«Полиграфист». 2002.
Аргинская И.И. Изучение развития учащихся учителем
(методические рекомендации для учителей начальных
классов), Москва, 1999.
•
• Брюно Ж. Одаренные дети: психологопедагогические
исследования и практика. Психологический журнал. 1995.
№ 4.
Ландау Э. Одаренность требует мужества. Москва.
Академия». 2002.
• Завуч (научнопрактический журнал для администрации
•
школ). 2000. №1.
Начальное образование (научно – методический журнал).
ЗАО «Русский журнал». 2004. №3.
• Одаренный ребенок. Москва. ООО «Связь – Принт».2003.
•
•
•
№3, №4, №6. 2004. №1, №4.
Савенков А.И. У колыбели гения. «Москва».
Педагогическое общество России. 2000.
• Психологопедагогическое сотрудничество в работе с
одаренными учащимися и молодежью.МОиН РТ.
Казань,2007г