Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
По-определению «контроль» - это соотношение достигнутых результатов с
запланированными целями обучения.
От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.Виды, формы, методы и функции контроля учебной деятельности младших школьников.
Виды, формы, методы и
Виды, формы, методы и
функции контроля учебной
функции контроля учебной
деятельности младших
деятельности младших
школьников
школьников
Содержание
Содержание
Диагностика качества обучения
.
Целеполагание и т
ребования к педагогическому
контролю
Виды, формы, методы и функции
контроля
Оценка и учет результатов уче
бной деятельности
Список используемой литерату
НАЧАЛО
В
Диагностика качества
Диагностика качества
обучения
обучения
Неотъемлемым компонентом образовательного
процесса является диагностика, с помощью
которой проверяется достижение поставленных
целей. Без диагностики невозможно эффективное
управление образовательным процессом.
Диагностика – точное определение результатов
образовательного процесса.
Диагностика качества
Диагностика качества
обучения
обучения
Диагностика включает в себя:
•педагогический
•накопление
данных, их анализ;
•прогнозирование,
проверку, оценивание;
контроль,
статистических
выявление
образовательного
динамики
процесса.
Введение
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
Поопределению «контроль» это соотношение достигнутых результатов с
запланированными целями обучения.
От его правильной организации во многом зависят эффективность
управления учебновоспитательным процессом и качество подготовки
специалиста. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только
о правильности или неправильности конечного результата выполненной
деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному
этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности
учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания,
умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться
поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает
благоприятные условия для развития познавательных способностей
учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Хорошо
поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно
оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть
свои собственные удачи и промахи.
Понятие «контроль»:
Понятие «контроль»:
Педагогический контроль – это функция руководства
учащихся,
управления
и
реализующая принцип обратной связи в процессе обучения.
учебной
деятельностью
Контроль это соотношение
достигнутых результатов
с запланированными целями
обучения.
Цель контроля состоит в обнаружении
достижений, успехов учащихся, в указании путей
совершенствования, углубления знаний, умений, с
тем, чтобы создавались условия для последующего
включения младших школьников в активную
творческую деятельность.
Эта цель связана:
с определением качества усвоения учащимися
учебного материала – уровня овладения знаниями,
умениями и навыками, предусмотренных программой
по предмету;
с обучением школьников приемам взаимоконтроля и
самоконтроля, формированием потребности в
самоконтроле и взаимоконтроле;
предполагает воспитание у учащихся таких качеств
личности, как ответственность за выполненную
работу, проявление инициативы.
Требования к педагогическому
Требования к педагогическому
контролю
контролю
Систематичность и регулярность
Всесторонность
Объективность
Разнообразие форм проведения
Дифференцированный подход
Индивидуальный характер контроля
Контроль в целях обучения и воспитания
всех учеников
Педагогический такт
Виды, формы и методы
Виды, формы и методы
контроля
контроля
Контроль бывает разных видов и форм, а
с помощью
также может осуществляться
разнообразных методов.
Виды педагогического
Виды педагогического
контроля:
контроля:
Предварительный контроль – проводится
перед изучением дисциплины
с целью
определения уровня знаний, умений и навыков
к началу обучения.
Текущий контроль – осуществляется по ходу
обучения и позволяет определить степень
сформированности знаний, умений и навыков,
а также их глубину и прочность.
Виды педагогического
Виды педагогического
контроля:
контроля:
Периодический контроль – подводит итоги
работы за определённый период времени.
Осуществляется в конце четверти, полугодия.
Итоговый контроль – призван определить
конечные результаты обучения. Охватывает
всю систему знаний, умений и навыков по
предмету.
Отсроченный контроль
контроль
остаточных знаний и умений спустя какое-то
время после изучения темы, раздела, курса.
–
Формы педагогического
Формы педагогического
контроля:
контроля:
По форме контроль подразделяется на:
Контроль осуществляется в различных формах.
• индивидуальный (применяется
для
основательного знакомства учителя со знаниями,
умениями и навыками отдельных учащихся);
• групповой (используется в тех случаях,
когда возникает необходимость проверить итоги
учебной работы или ход ее выполнения части
учащихся класса, получившей определенное
коллективное задание на уроке или в процессе
внеурочных занятий)
Формы педагогического
Формы педагогического
контроля
контроля
• фронтальный
(форма
контроля, при которой краткие
ответы на вопросы учителя по
сравнительно
небольшому
объему материала, дают
многие учащиеся класса,
обычно с места. Эта форма
контроля позволяет удачно
сочетать проверку с задачами
повторения и закрепления
пройденного
материала,
повышенную
вызывая
активность класса.)
Методы педагогического
Методы педагогического
контроля
контроля
Методы контроля – способы, с помощью которых
учебно-
и
определяется
познавательной
педагогической работы обучающих.
результативность
деятельности
обучаемых
В педагогической практике используются методы
устного (опрос), письменного (упражнения,
контрольные работы, сочинения, отчёты),
практического (опыты, практические задания),
машинного (с использованием информационных
технологий), тестового (тесты, задания на
соответствия,
правильной
самоконтроля и
последовательности)
взаимоконтроля.
установление
,
Примеры методов
Примеры методов
контроля
контроля
Машинный контроль Тестовый контроль
Функции педагогического контроля:
1. Контролирующая
2. Обучающая
3. Диагностическая
4. Прогностическая
5. Развивающая
6. Ориентирующая
7. Воспитывающая
Функции контроля:
Контролирующая функция состоит в
выявлении состояния знаний и умений учащихся,
уровня их умственного развития, в изучении
степени усвоения приемов познавательной
деятельности, навыков рационального учебного
труда.
При помощи контроля определяется исходный
уровень для дальнейшего овладения знаниями,
умениями и навыками, изучается глубина и
объем их усвоения. Сравнивается планируемое с
действительными результатами, усваивается
эффективность используемых учителем методов,
форм и средств обучения.
Функции контроля:
Обучающая функция контроля заключается в
совершенствовании знаний и умений, их
систематизации.
В процессе проверки учащиеся проверяют и
закрепляют изученный материал. Они не только
воспроизводят ранее изученное, но и применяют
знания и умения в новой ситуации.
Проверка помогает учащимся выделить главное,
основное в изученном материале, сделать проверяемые
знания и умения более ясными и точными.
Контроль способствует также обобщению и
систематизации знаний.
Функции контроля:
Диагностическая функция заключается в
получении информации об ошибках,
недочетах и пробелах в знаниях и умениях
учащихся в овладении учебным материалом,
о числе, характере ошибок.
Результаты диагностических проверок
помогают выбрать наиболее интенсивную
методику обучения, а также уточнить
направление дальнейшего совершенствования
содержания методов и средств обучения.
Функции контроля:
Прогностическая функция служит получению
опережающей информации в образовательном процессе.
В результате проверки получают основания для
прогноза о ходе определенного отрезка учебного
процесса: достаточно ли сформированы конкретные
знания, умения и навыки для усвоения последующей
порции учебного материала ( раздела, темы ).
Результаты прогноза используют для создания модели
дальнейшего поведения учащегося, допускающего
сегодня ошибки данного типа или имеющего
определенные проблемы в системе приемов
познавательной деятельности. Прогноз помогает
получить верные выводы для дальнейшего планирования
и осуществления учебного процесса.
Функции контроля:
Развивающая функция состоит в стимулировании
познавательной активности учащихся, в развитии их
творческих способностей.
Контроль обладает исключительными возможностями в
развитии учащихся. В процессе контроля развиваются
речь, память, внимание, воображение, воля и мышление
учащихся. Контроль оказывает большое влияние на
развитие и проявление таких качеств личности, как
способности, склонности, интересы, потребности.
Функции контроля:
Ориентирующая функция заключается в получении
информации о степени достижения цели обучения
отдельным учащимся и группой в целом – насколько
усвоен и как глубоко изучен учебный материал.
Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях
и достижениях.
Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он
указывает им направления приложения сил по
совершенствованию знаний и умений. Контроль
помогает учащемуся лучше узнать самого себя,
оценить свои знания и возможности.
Функции контроля:
Воспитывающая функция состоит в
воспитании у учащихся ответственного
отношения к учению, дисциплины,
аккуратности.
Проверка побуждает более серьезно и
регулярно контролировать себя при
выполнении заданий. Она является условием
воспитания твердой воли, настойчивости,
привычки к регулярному труду.
деятельности
деятельности
контроля
в
виде
Оценка и учёт результатов учебной
Оценка и учёт результатов учебной
Результаты
учебно-познавательной
деятельности учащихся выражаются в её оценке.
Оценка - это определение степени полученных
знаний,
устного
высказывания.
умений и навыков
Количественным выражением оценки является
отметка. Отметка – это условное выражение
количественной оценки знаний, умений и навыков
обучаемых в цифрах или баллах.
Термины оценка и отметка не
являются
синонимами, так как отметка это такое же средство
оценки результатов как грамота, благодарность,
похвала
Оценка и учёт результатов учебной
Оценка и учёт результатов учебной
деятельности
деятельности
Основываясь на данных контроля, оценка
должна учитывать результативность всех
видов учебно-познавательной деятельности
ученика, характеризовать полноту и качество
усвоения знаний, сознательность их усвоения,
наличие общеучебных и специфических для
данного
навыков.
Оценка должна быть гласной и
достаточно мотивированной.
и
учебной деятельности
контроль,
учащихся имеет большое образовательное и
воспитательное значение.
предмета
умений
оценка
и
Как
Оценка и учёт результатов учебной
Оценка и учёт результатов учебной
деятельности
деятельности
Образовательная роль
в
оценки
объективной
информации
о
результатах учебной
работы.
состоит
Воспитательная роль
заключается в осознании
учениками
способов
совершенствования
видов
различных
учебной деятельности и
путей
повышения
эффективности учения.
Оценка и учёт результатов учебной
Оценка и учёт результатов учебной
деятельности
деятельности
Правильно установленная и выраженная
оценка учебной деятельности учащихся служит
важным стимулом формирования и развития
познавательных интересов, положительных
качеств личности: трудолюбия, активности,
самостоятельности,
за
выполнение
умения
преодолевать трудности. И наоборот, ошибка в
оценке вызывает обычно серьезные
осложнения в обучении, воспитании и развитии
учащихся,
на
результативность
учебно-воспитательного
процесса.
ответственности
обязанностей,
своих
отрицательно
влияя
Оценка и учёт результатов учебной
Оценка и учёт результатов учебной
деятельности
деятельности
Критерии оценки:
понятий, не умеет применять на практике
В России оценка знаний, формально, осуществляется по
пятибалльной шкале, а в реальности по четырёхбалльной.
•«2» - бессистемные, разрозненные знания, не знает
•«3» - неполное, непоследовательное изложение,
неточные определения понятий, применяет знания только
с помощью
•«4» - полно освоил учебный материал, владеет
понятиями, умеет применять на практике, но в ответе
отдельные неточности
•«5» - полно освоил учебный материал, владеет
понятиями, умеет применять на практике, качественное
внешнее оформление
Это интересно…
В школах Украины, Молдавии введена 12балльная система оценивания.
Отличником считается школьник, который учится на «10», «11» и «12».
Во Франции учатся по 20балльной шкале. При этом высшая оценка, как
правило – 18 баллов.
В финской школе к традиционным числовым методам оценивания (7ми
балльная шкала оценок – от 4х до 10).
Большинство колледжей и средних школ в США используют буквенную
систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B
"хорошо", C "удовлетворительно", D "плохо" и F "провал". Каждая
оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом, означающими
"промежуточный" уровень. Например, B+ это очень хорошо, но не отлично.
В Великобритании, например, вообще принята не отметочная, а словесная
оценка работы ученика, что позволяет дать более полную и развернутую
характеристику школьника. Именно это в последующем помогает не
совершать ребенку ошибок.
Список используемой
Список используемой
литературы
литературы
1.
2.
3.
4.
Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П. И.
Пидкасистого. М., 2002.
Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов: В 2х кн. Кн. 1: Общие
основы. Процесс обучения. М., 2002.
Педагогика: Учеб. пособие для вузов / А. В. Сластенин и др. 4е изд. М., 2012.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие
для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина: М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2012.
Вопросы для
самопроверки:
В чем сущность диагностики
обучения?
Перечислите виды контроля
Перечислите методы контроля
Перечислите формы контроля
Перечислите функции контроля
Чем отличается оценка от отметки?