«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный.
Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую.
Воспитывает личностью своей,
своими знаниями и любовью,
своим отношением к миру.
Д.С. Лихачев
Нам кажется, что профессия учителя существовала вечно, но это далеко не так.
Само слово «школа» в первый раз появилось в Древней Греции и означало «отдых» или даже «досуг». Однако досуг не был праздным и означал беседы на темы философии и веры. С течением времени у философов начали появляться ученики, и термин «школа» стал означать именно учебный процесс.
Таким образом, древнегреческая философская школа дала миру первых учителей.
Трансформация учителя из древности в современность
Леонтий Филиппович Магницкий
Русский математик, педагог. Преподаватель математики в школе математических и навигацких наук в Москве, автор первого в России учебного пособия по математике, «Арифметика, сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведённая, и воедино собрана, и на две части разделённая».
Леонтий Филиппович был очень умный и образованный человек. Он так поразил Петра I своей ученостью, что царь дал ему фамилию Магницкий(от слова магнит). До этого Леонтий Филиппович фамилии не имел, потому что был из крестьян, а имел только прозвище по отцу-Теляшин.
Взаимодействие библиотекаря и читателя школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль.
Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника.
Игорь Павлович Волков (1927–1999).
Учитель-новатор, создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса ввел «Творческую книжку школьника». В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Интересные факты Волков организовал в школе «комнату творчества» и ввел в начальных классах «уроки творчества». Его ученики на уроках занимались созданием макетов, моделей, скульптур из дерева и пластилина, что стимулировало интерес детей к творчеству.
Педагоги XX–XXI веков
Главная новаторская идея Волкова — создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника.
Игорь Павлович Волков
ИЗВЕСТНЫЕ ПЕДАГОГИ XVI–XIX ВЕКОВ
Константин Дмитриевич Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский. Родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в Туле – умер 22 декабря 1870 (3 января 1871) года в Одессе. Русский педагог, писатель. Основоположник научной педагогики в России. Преподавал русскую словесность, географию и юридические предметы, редактировал «Журнал Министерства народного просвещения», написал четыре «Письма о воспитании наследника российского престола», адресованные императрице Марии Александровне, или лицу, близкому к ней, где обрисовал программу воспитания наследника Николая Александровича. В заграничной командировке (в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии, Великобритании) занимался изучением проблем организации школ и женского образования, социально-философских и психологических методов обучения и воспитания. В последние годы жизни занимался общественной деятельностью, работал над изданием главного труда – незавершённого трёхтомника «Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии». Интересные факты. В середине XIX века Константин Ушинский поспособствовал ряду реформ в сфере образования. Во-первых, благодаря ему исчезло разделение на «благородных» и «неблагородных» учащихся, все стали учиться вместе. А во-вторых, преподавать многие предметы стали на русском языке, а не на французском и немецком, как раньше. Написанные Ушинским книги «Детский мир» и «Родное слово» стали первыми общедоступными учебниками на русском языке. Книги эти предназначались для начального обучения детей и до Октябрьской революции они выдержали 146 переизданий, оказав огромное влияние на педагогику в целом.
Педагоги XX–XXI веков
Андрей Викторович Хуторской
Андрей Викторович Хуторской (1959). Доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования. Ввёл в педагогику принцип человекосообразности образования, понятия «миссия ученика», «образовательный продукт», «образовательные компетенции». Разработал дидактическую эвристику – теорию и технологию обучения через открытия; педагогическую инноватику; основы педагогики русского космизма, систему дистанционного (распределённого) обучения. Обосновал, что целью и смыслом образования является самореализация человека по отношению к себе и окружающему миру – микро- и макрокосму. Автор Доктрины образования человека в Российской Федерации. Интересные факты Самый цитируемый педагог России по версии РИНЦ. Автор и редактор более 700 работ в области педагогики, дидактики, современных методик и технологий обучения.
Педагоги XX–XXI веков
Евгений Николаевич Ильин
Евгений Николаевич Ильин (1929).
Педагог новатор, учитель литературы из Санкт-Петербурга, автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности. Литература у него не просто учебный предмет, а «постижение жизни», а анализ произведения сопровождается «трудом души». Список программных произведений содержит перечень важнейших нравственных проблем, не решив которых, невозможно воспитать Человека. Интересные факты Евгений Николаевич считает, что хороший словесник обязательно должен быть знатоком предмета, врачом, артистом.
Педагоги XX-XXI веков
Виктор Фёдорович Шаталов
Виктор Фёдорович Шаталов (1927–2020). Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов – взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Автор около 200 педагогических открытий, самые важные из которых: авторские учебные пособия с материалом в вербально-графических формах, упрощающих процесс изложения, восприятия и запоминания; принцип открытых перспектив, ориентированный на развитие творческого мышления школьников; принцип систематической обратной связи на базе разнообразных нестандартных форм учёта и контроля знаний каждого учащегося на каждом уроке. Интересные факты Воспитанники Шаталова овладевали полным школьным курсом за девять, восемь, а иногда и вовсе за семь лет. Все без исключения поступали в вузы. Метод Шаталова родился из практики репетиторства, а не из обычных школьных уроков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.