Модель работы учителя истории с талантливыми детьми в рамках урочной деятельности
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №7
Кузина Елена Николаевна
«Талант – это зерно, чтобы оно проросло,
должны быть благоприятные условия»
Я учусь с удовольствием, умею добывать знания из различных источников | ||
Я умею составлять планы, конспекты, логические цепочки, | Я трудолюбив, развиваю свои способности, участвую в олимпиадах, конкурсах | |
Ситуация успеха в | ||
Я умею высказывать свое мнение и отстоять свою точку зрения по заданной проблеме | Я умею писать рефераты, эссе и разрабатывать проекты | |
Я владею компьютером и Интернетом |
Ситуация успеха в
познавательной
деятельности
(я успешный ученик)
Я учусь с удовольствием,
умею добывать знания
из различных источников
Я умею составлять планы,
конспекты, логические цепочки,
опорные схемы, тесты
Я трудолюбив,
развиваю свои способности,
Я умею высказывать
свое мнение и отстоять
свою точку зрения
по заданной проблеме
Я умею писать рефераты,
эссе и разрабатывать проекты
Я владею компьютером
и Интернетом
Модель работы с одаренными детьми в рамках урочной деятельности
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе
«внутренней» дифференциации
внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения
нетрадиционных форм работы на уроке
Формы организации
деятельности обучающихся
1.Самостоятельная работа
для группы сильных учащихся
Работа групп средних
и слабых уч-ся с учителем
Разноуровневая самостоятельная
работа
2. работа группы с учителем
3. фронтальная работа для обобщения и систематизации знаний
Реализация принципа дифференциации
Деление класса на разноуровневые группы
Каждая группа получает вопрос в рамках темы и пакет источников
Составление конспекта, кластеров
Обмен знаниями
Обмен знаниями
"творческая лаборатория"
Деление класса на равные группы
( как сильные так и слабые ученики)
Каждый ученик в группе получает свой порядковый номер
Все группы работают над одной общей темой по тексту, документу
Отвечают на вопросы в зависимости от сложности соответствующие номера
( на этот вопрос будут отвечать только 2 номера)
пронумерованные номера
«Плохой учитель преподает истину, хороший учит ее находить» А. Дистервег
Деятельный подход в обучении
Развитие познавательной самостоятельности школьников
Формирование познавательных умений
Развитие логического мышления, навыков исследовательской деятельности
Создание условий, при которых ученик чувствует свою успешность
Педагогические технологии
Информационно-коммуникативные
Технология критического мышления
Кейс- технология
Проблемное обучение
Интерактивное обучение
Проектная деятельность
Эффективные технологии обучения.
Урок-презентация
Технология развития критического мышления на уроке обществознания в 10 кл.
Проблемное обучение на уроке обществознания в 11 классе
Метод эвристических вопросов на уроке истории в 8 классе
Организация учебных занятий, при которых систематически создаются проблемные ситуации, ставятся проблемные вопросы. Это обеспечивает сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением ими выводов, позволяет развивать критическое мышление и познавательные способности.
Каковы были причины поражения России в Крымской войне?
Задание на урок.
«Крымская война»
Проблемное обучение
Каковы причины распада Руси?
Процесс государственной раздробленности на Руси был закономерным явлением
Технология интенсификации обучения
на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
проблема
вывод
причины
факты
Фишбоун
Ромашка Блума
Дайте определение понятию
Если я правильно поняла, то
гражданин может реализовать
права и осуществлять
сознательный выбор?
Оцените две позиции гражданина:
Что изменилось бы в мире
и обществе, если бы люди
не принимали участия
в выборах?
Почему гражданин берет
ответственность на
себя?
Как вы будете поступать,
?
Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
Технология критического мышления
Сопоставление различных источников
Метод «шести шляп»
ПОПС-формула
Пятиминутное эссе
Прием «Инсерт»
займи позицию
Каждая группа соответственно своему направлению проводит анализ текста:
Тема «Экологический кризис»
1 - красная: эмоциональное восприятие текста
2 - белая : изложение фактов, описаний, статистики
3 – черная: критическая, негативная
4 – желтая: апологетическая( обращают внимание на то, что есть положительного, хорошего)
5 – синяя: аналитическая, поисковая
6 – зеленая: изобретательская, творческая
Метод «шести шляп»
Служат основой для развития познавательной активности учащихся, расширяют круг социальной информации, осваиваемой учениками.
Предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности.
Учит мыслить, рассуждать, извлекать новую информацию, подмечать черты исторической эпохи, подтвердить отрывком из документа авторские положения.
Способствует формированию навыков исследовательской работы.
Работа с источниками
письма, мемуары, хроники, законы, выступления, программные речи
Интерактивное обучение
Диалоговые формы процесса познания:
работа в группах
учебная дискуссия
игровое моделирование
«мозговой штурм»
«Творческая лаборатория»
«Аквариум»
Защита проектов «Прощай 20 век» - компьютерная презентация
Спич «Мой день рождения –
один из дней 20 столетия»
Мини-проект (коллаж) Метод пресс «Исторические личности 20 века» «Займи позицию»
Технология интерактивного обучения
Деловые сюжетно- - ролевые игры
Урок – дискуссия: «Смутное время в истории
России»
Урок – путешествие: «Прогулка по
средневековому городу»
«Круглый стол»: «СССР в сер. 60- сер.80- х гг.»
Пресс-конференция: «Глобальные проблемы
современности»
Урок – практикум по решению познавательных задач: «Российское общество Петровской эпохи»
Урок –практикум при работе с историческими источниками: «Реформы Столыпина»
Семинар: « Три типа Удельной Руси»
Урок –исторический портрет: «Александр Невский»
Урок –проект «Освободительное движение в Китае и Индии»
Урок –презентация «Внутренняя политика Александра III» с технологией проблемного обучения
Урок –вернисаж «Художники-передвижники»
Игровые технологии
Викторины, загадки, конкурсы, кроссворды, ребусы, анаграммы
Игры познавательные:
«Брейн-ринг» «Самый умный»
«Что? Где Когда?» « Своя игра»
Информационно-коммуникативные технологии в преподавании истории и обществознания
Использование электронных пособий позволяет повысить наглядность изложения материала, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, разнообразить формы и методы урока: подготовка лекций, текстов документов трудов историков, проведение практикумов, лабораторных занятий, активных семинаров, организация виртуальных экскурсий.
«Умники и умницы»
«Рыцарский турнир»
«Колесо истории»
«Мисс Клио»
«Мифы и легенды Древнего мира»
«Сильное звено»
«Морской бой»
«Своя игра»
Внеклассная работа
Реализация принципа «Отсутствие ограничений для познания»
В дополнение к домашнему заданию можно сделать подборку материалов или Интернет – ссылок.
Принцип «Практико-ориентированное обучение»
«То, что можно применить на практике, учить интереснее и запомнить легче»
Принцип «Формирование навыков самоанализа и самооценки»
«Я не стану говорить, поступил ты правильно или нет, потому что ответ ты знаешь сам, просто задумайся…»
Пример
Учащийся выполнил тест, заполнил дополнительный бланк, тест оставил себе, бланк отдал учителю.
Пример
Домашнее задание:
Проверить свой тест, выставить оценку, проанализировать ошибки и причины их появления (результат представить в письменном виде).
Пример
ФИО | Оценка учителя | Самоанализ | Итоговая оценка | ||
Ошибки | Оценка | Ошибки | Оценка | ||
Иванова Н. | 1, 4 | 4 | 1, 4 | 4 | 5 |
Петров А. | 1, 3, 12 | 3 | 1, 3, 12 | 3 | 4 |
Борисов А. | 5 | 4 | - | 5 | |
Арестанов Д. | 1, 4, 7,9 | 3 | 7 | 4 | 3 |
Реализация принципа «Формирование навыков самоанализа и самооценки»
Отчет - презентация работы - наиболее сложная и интересная форма работы.
Отчет – презентация является заключительным этапом выполнения практической работы (данная форма работы рассмотрена выше).
Итоговые оценки:
Самооценка
Средняя оценка класса
Оценка педагога
Реализация принципа «Формирование навыков самоанализа и самооценки»
Принцип «Формирование творческого подхода к решению учебных задач»
«Всегда лучше то, что сделано с душой»
Выбор темы, содержания и формы практической работы (об этом было рассказано выше).
Реализация принципа «Формирование творческого подхода к решению учебных задач»
Применение нестандартных учебных ситуаций, в частности, игровые методики:
уроки в форме игры – соревнования
моделирование жизненных ситуаций (ролевые игры: продавец-консультант и покупатель, соискатель и работодатель, экскурсовод…)
Реализация принципа «Формирование творческого подхода к решению учебных задач»
Участие в конкурсе
педагогического мастерства
«Мое педагогическое кредо»
« Учитель- мастер»
Обобщение педагогического опыта на методическом
совете школы и РМО
Творческая и научная деятельность
Победитель
в муниципальном конкурсе
Профессионального мастерства
«Тайны успеха -2010»
2008/2009 уч.год |
|
|
Победители и призеры
муниципальной олимпиады
2010/2011 уч.год |
|
|
Участие в республиканской олимпиаде
2009г. Кадриев А. 9 кл. олимпиада по
истории
2010г. Кадриев А. 10 кл. олимпиада по праву
2011г. Кадриев А. 11 кл. олимпиада по
истории
2012г. Зарипова Е. 9 кл. олимпиада по
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики. Будем же искать, и примерять те способы обучения, которыми будут довольны ученики».
Л.Н. Толстой
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.