Презентация
Оценка 4.7

Презентация

Оценка 4.7
pptx
детская психология
СCУЗ, ВУЗ
02.12.2023
Презентация
Материал для учащихся ОВЗ
1.1 Нормативно -правовые основы обучения детей с ОВЗ.pptx

Нормативно-правовые основы организации образования обучающихся с

Нормативно-правовые основы организации образования обучающихся с

1.1.1.Нормативно-правовые основы организации образования обучающихся с ОВЗ.

Самойлова Елена Николаевна,
Кандидат педагогических наук,
Доцент ГОАУ ДПО
«Региональный институт
профессионального развития»
Великий Новгород

Основные нормативно - правовые регламенты, регулирующие получение образования обучающимися с

Основные нормативно - правовые регламенты, регулирующие получение образования обучающимися с

Основные нормативно - правовые регламенты, регулирующие получение образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Ссылка на документ: http://zakon-ob-obrazovanii.ru

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Ссылка на документ:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
Ссылка на документ: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

Федеральный закон от 29.12.2012

Федеральный закон от 29.12.2012

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации
для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых,
слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), с задержкой психического развития (ЗПР), с расстройствами аутистического спектра (РАС), с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),со сложными дефектами (ТМНР)и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Федеральный закон от 29.12.2012

Федеральный закон от 29.12.2012

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

Педагогические работники обязаны:
учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников.

Основные нормативно - правовые регламенты, регулирующие получение образования обучающимися с

Основные нормативно - правовые регламенты, регулирующие получение образования обучающимися с

Основные нормативно - правовые регламенты, регулирующие получение образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

4.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изменениями и дополнениями) (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования").
Ссылка на документ: http://base.garant.ru/70188902/

5.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ» (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 371-ФЗ) понятием «единые образовательные программы» в Российской Федерации унифицируется процесс обучения и воспитания, в том числе обучающихся с ОВЗ.

Таким образом, Минпросвещения России разработаны и утверждены ФАОП
ДО, ФАОП НОО, ФАОП ООО, ФАООП УО.

Основные нормативно - правовые регламенты, регулирующие получение образования обучающимися с

Основные нормативно - правовые регламенты, регулирующие получение образования обучающимися с

Основные нормативно - правовые регламенты, регулирующие получение образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»).
Ссылка на документ:
https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/download/2377/

7. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»).
Ссылка на документ: https://docs.edu.gov.ru/document/2173be39620e82f3ffdc35693b932846/download/1257

Приказ Министерства просвещения

Приказ Министерства просвещения

Приказ Министерства просвещения РФ
от 24.11.2022 № 1022
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ»


Приказ Министерства РФ
от 24.11.2022 № 1023
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ОВЗ»
(зарегистрирован 21.03.2023 № 72654)


Приказ Министерства РФ
от 24.11.2022 № 1026
«Об утверждении федеральной адаптированной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В школах с 1 сентября 2023 года вводятся федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), предусматривающие одинаковую последовательность изучения предметов

В школах с 1 сентября 2023 года вводятся федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), предусматривающие одинаковую последовательность изучения предметов

В школах с 1 сентября 2023 года вводятся федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), предусматривающие одинаковую последовательность изучения предметов.

Что это означает?
Если раньше школы выбирали разные обучающие программы, то теперь учебный процесс сведется к единому, так называемому «золотому стандарту знаний», ученики будут заниматься по одним и тем же учебникам и изучать одинаковые дисциплины.
Возможность внедрять собственные программы и учиться по ним у школ останется, но только в полном соответствии с «золотым стандартом». Окончательный переход на ФООП планируется в течение двух лет.
Также данные нововведения устанавливают строгое соответствие вопросов ЕГЭ содержанию учебников.
Указанные изменения в образовательном процессе отражены в Федеральном законе РФ от 24 сентября 2022 года №371 «О внесении изменений в Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» и в статье 1 Федерального закона РФ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Одновременно согласно статьям 1, 2

Одновременно согласно статьям 1, 2

Одновременно согласно статьям 1, 2 Федерального закона № 371-ФЗ из законодательной практики исключается понятие «примерные образовательные программы» в части дошкольного, начального, основного и среднего общего образования (31.08.2023АБ-3569/07 О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г.)

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28, статья 2 ФЗ Об образовании в РФ)

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее - АООП) - программа, разрабатываемая и реализуемая на уровнях общего образования. Указанная программа разрабатывается для обучающегося с ОВЗ, получающего общее образование безотносительно формата его организации - в отдельном классе, отдельной общеобразовательной организации (коррекционной школе), инклюзивно или на дому с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей конкретного обучающегося/ группы обучающихся

Адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования (далее АООП НОО)- разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ ( ФГОС НОО ОВЗ), и ФАОП НОО

Адаптированные основные образовательные программы среднего общего образования (далее -

Адаптированные основные образовательные программы среднего общего образования (далее -

Адаптированные основные образовательные программы среднего общего образования (далее - АООП СОО)

разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) и федеральной образовательной программой среднего общего образования .
Отдельной ФАОП для обучающихся с ОВЗ на уровне среднего общего образования не предусмотрено.

Приказ Министерства образования и науки Российской от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России июня 2012 г., регистрационный № 24480).

Адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее -

Адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее -

Адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП УО)

разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС УО) и ФАООП УО.

ФАООП состоят из трех разделов: целевого, который определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации

ФАООП состоят из трех разделов: целевого, который определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации

ФАООП состоят из трех разделов:

целевого, который определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФАООП, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
содержательного, который включает основные программы, ориентированные на достижение образовательных результатов реализации ФАООП;
организационного, который определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации образовательной программы.

Соответствующий раздел АООП, включая финансовые, кадровые, материально-технические, психолого-педагогические и информационно-методические условия реализации, формируется образовательной организацией самостоятельно, исходя из имеющихся у неё условий и возможностей,
а также с учетом ФГОС и санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и СП 2.4.3648-20 «Санитарно­эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрирован Минюстом России декабря 2020 г., регистрационный № 61573).

Особенности ФАОП НОО: Зачисление на обучение по

Особенности ФАОП НОО: Зачисление на обучение по

Особенности ФАОП НОО:

Зачисление на обучение по АООП НОО осуществляется только с согласия (по заявлению) родителей (законных представителей) обучающегося и на основании рекомендаций ПМПК.
ФАОП НОО включает дифференцированные варианты для разных групп обучающихся с ОВЗ.
Каждый вариант ФАОП НОО разработан с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся конкретной категории, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Структура каждого варианта ФАОП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный:

Содержательный раздел ФАОП НОО включает следующие программы ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение»,…

Содержательный раздел ФАОП НОО включает следующие программы ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов: федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение»,…

Содержательный раздел ФАОП НОО включает следующие программы

ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир», которые образовательные
организации используют в обязательном порядке ;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в вариантах 1.1 - 8.1 и 1.2 - 8.2 ФАОП НОО);
программу коррекционной работы;
федеральную рабочую программу воспитания.

В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и вариантами

В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и вариантами

В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и вариантами ФАОП НОО образовательная организация может разрабатывать один или несколько вариантов:

АООП НОО для глухих обучающихся (варианты 1.1 - 1.4);
АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (варианты 2.1 - 2.3);
АООП НОО для слепых обучающихся (варианты 3.1 - 3.4);
АООП НОО для слабовидящих обучающихся (варианты 4.1 - 4.3);
АООП НОО для обучающихся с ТНР (варианты 5.1, 5.2);
АООП НОО для обучающихся с НОДА (варианты 6.1 - 6.4);
АООП НОО для обучающихся с ЗПР (варианты 7.1, 7.2);
АООП НОО для обучающихся с РАС (варианты 8.1 - 8.4).
Особенности реализации вариантов АООП НОО, сроки и условия пролонгации обучения, адресные группы обучающихся соответствуют требованиям ФГОС НОО ОВЗ и отражают практику, сложившуюся в период действия примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ.

При реализации АООП НОО - образовательные организации вправе непосредственно применять

При реализации АООП НОО - образовательные организации вправе непосредственно применять

При реализации АООП НОО -

образовательные организации вправе непосредственно применять ФАОП НОО,
или предусмотреть непосредственное применение
федерального учебного плана,
и (или) федерального календарного учебного графика,
и (или) других компонентов.
В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.

Содержательный раздел.
При разработке АООП НОО в обязательном порядке образовательные организации используют федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир».
При разработке разделов АООП НОО, отсутствующих в ФАОП НОО (рабочих программ учебных предметов и коррекционных курсов, программы формирования базовых учебных действия для вариантов АООП НОО 1.3 - 8.3 и 1.4 - 8.4 и др.) образовательными организациями могут использоваться программно-методические материалы, размещенные по ссылкам: https://fgosreestr.ru/;
https://ikp-rao.ru/frc-ovz/.

Организационный раздел При разработке

Организационный раздел При разработке

Организационный раздел

При разработке АООП НОО образовательной организации необходимо обратить внимание на изменение названий отдельных образовательных областей и учебных предметов и учесть данные изменения при составлении учебного плана.
Изменения внесены в целях унификации данных наименований с ФГОС НОО и федеральной образовательной программой начального общего образования

В целях удовлетворения особых образовательных потребностей и интересов обучающихся с ОВЗ ФАОП НОО предусматривают возможность разработки индивидуальных учебных планов.

Индивидуальный учебный план разрабатывается на основе ФАОП НОО в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации с сохранением всех требований ФГОС НОО ОВЗ к учебным планам.

При реализации АООП ООО … Содержательный раздел

При реализации АООП ООО … Содержательный раздел

При реализации АООП ООО … Содержательный раздел.

В обязательном порядке образовательные организации используют федеральные рабочие программы по учебным предметам Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности».
При разработке разделов АООП ООО, отсутствующих в ФАОП ООО (рабочих программ учебных предметов, коррекционных курсов) образовательными организациями могут использоваться программно-методические материалы, размещенные по ссылке: https://fgosreestr.ru/.
Рабочие программы учебных предметов, коррекционных курсов, курсов внеурочной деятельности должны включать:
содержание учебного предмета,
коррекционного курса,
курса внеурочной деятельности;
планируемые результаты его освоения и тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, курса.
В соответствии с Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 479 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2024 г. взамен наименования «Основы безопасности жизнедеятельности» вводится наименование предмета «Основы безопасности и защиты Родины».

Консультирование по вопросам, связанным с содержанием разъяснений, осуществляет :

Консультирование по вопросам, связанным с содержанием разъяснений, осуществляет :

Консультирование по вопросам, связанным с содержанием разъяснений, осуществляет:

Федеральный ресурсный центр психолого-медико-педагогических комиссий ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», [email protected] (вопросы в части заключений психолого-медико-педагогических комиссий в соответствии с формулировками разрабатываемых образовательными организациями адаптированных основных общеобразовательных программ);
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», адрес электронной почты [email protected] (вопросы в части содержания адаптированных основных общеобразовательных программ).
С учетом поступивших вопросов Минпросвещения России предусматривает проведение Всероссийского совещания

Распределение областей ответственности (педагог, специалисты) в соответствии рекомендациями

Распределение областей ответственности (педагог, специалисты) в соответствии рекомендациями

Распределение областей ответственности (педагог, специалисты) в соответствии рекомендациями ПМПК

Педагог-психолог

адаптация ребенка с РАС в классе (группе)
коррекция дезадаптивного (нежелательного) поведения
формирование навыков социального взаимодействия в групп

Учитель-логопед

формирование коммуникативных навыков
развитие речи

Социальный педагог

формирование жизненных компетенций (СБО, трудовые навыки)
организация внеурочных мероприятий (социализация)

Координатор по инклюзии

координация деятельности специалистов, работающих с ребенком (ОО и партнерские организации)

Учитель/учитель –дефектолог

освоение ребенком АОП
формирование стереотипа учебного поведения
организация режима дня (работа по расписанию)
формирование дефицитарных учебных навыков

Тьютор

индивидуальное сопровождение ребенка с РАС в классе (в группе)

Категория учащихся с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от «19» декабря 2014 г

Категория учащихся с ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от «19» декабря 2014 г

Категория
учащихся с ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
от «19» декабря 2014 г. № 1598

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
от «19» декабря 2014 г. № 1599

Категория учащихся с ОВЗ Варианты АООП ФГОС НОО

Глухие дети 1.1, 1.2, 1.3, 1.4
Слабослышащие дети 2.1, 2.2, 2.3
Слепые дети 3.1, 3.2, 3.3, 3.4
Слабовидящие дети 4.1, 4.2, 4.3
Дети с речевыми нарушениями 5.1, 5.2
Дети с двигательными нарушениями 6.1, 6.2, 6.3, 6.4
Дети с задержкой психического развития 7.1, 7.2
Дети с расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4

Категория учащихся с ОВЗ






Учащиеся с умственной отсталостью

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Варианты 1, 2

Варианты АООП НОО обучающихся с

Варианты АООП НОО обучающихся с

Варианты АООП НОО обучающихся с ОВЗ

образование обучающихся с ОВЗ
=
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения;

обучающийся с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование по АООП, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с ОВЗ, не имеющих дополнительные ограничения.

образование обучающихся с ОВЗ

образованию нормативно развивающихся сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения;

образование обучающихся с ОВЗ
=
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения;

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Федеральный закон от 29.12.2012

Федеральный закон от 29.12.2012

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

4.Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования (ФГОС ООО – дети с ОВЗ +1 год)
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования
6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования – ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.

Федеральный закон от 29.12.2012

Федеральный закон от 29.12.2012

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»




государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым с соответствии с ФГОС.


В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС для указанной категории лиц и включаются в специальные требования.

Адаптированные образовательные программы (АОП) являются предметом государственной аккредитации.

С 01.09.2016 г - адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) подлежат аккредитации.

Статья 92 часть1

Статья 11 часть 6

Федеральный закон от 29.12.2012

Федеральный закон от 29.12.2012

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»




Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц
.

Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.

Статья 2 часть 28

Статья 12 часть 5

Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации

Заголовок основная общеобразовательная программа

Заголовок основная общеобразовательная программа

Заголовок

основная общеобразовательная программа

ООП

адаптированная основная общеобразовательная программа (для группы детей)

АООП

адаптированная образовательная программа (для конкретного ребенка с ОВЗ), требует обязательного согласования с родителями ребенка с ОВЗ

АОП

ТЬЮТОР – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации адаптированной образовательной программы

ТЬЮТОР – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации адаптированной образовательной программы

ТЬЮТОР – это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации адаптированной образовательной программы
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.01.2023 № 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрирован 03.03.2023 № 72520)

Если обучающемуся с ОВЗ в заключении ПМПК прописан -
ТЬЮТОР?

Что предполагает -тьюторское сопровождение?

Тьюторское
сопровождение
Обучающихся – обобщенная трудовая функция

Приказ Министерства труда и социальной защиты

Приказ Министерства труда и социальной защиты

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.01.2023 № 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрирован 03.03.2023 № 72520)

Трудовые функции тьютора

Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ (далее - ОВЗ)и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
Выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;
Участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающегося;
Подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
Организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
Участие в реализации АОП;
Организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию их познавательных интересов; составлению, корректировке индивидуальных учебных планов, АОП и анализу;
обсуждение с родителями хода и результатов реализации этих планов, программ;

Организация образовательной среды для реализации обучающимися с

Организация образовательной среды для реализации обучающимися с

Организация образовательной среды для реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов:
Проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;
Организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
Разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающихся с различными субъектами образовательной среды;
Организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
Оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.01.2023 № 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрирован 03.03.2023 № 72520)

Трудовые функции тьютора

Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с

Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с

Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
Разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;
Разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
Контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), АОП;
Консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся;


Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.01.2023 № 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (Зарегистрирован 03.03.2023 № 72520)

Трудовые функции тьютора

В 2022 году на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №…открылся ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

В 2022 году на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №…открылся ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра (РАС)

«В 2022 году на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №…открылся ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Инициаторами создания такого класса стали родители детей с РАС и Министерство образования Новгородской области.
Ресурсный класс для обучающихся с РАС является вариативной организационно-образовательной моделью.
Главная цель создания такого класса в нашей школе: обеспечение специальных образовательных условий для обучения и коррекции коммуникативных, социальных и поведенческих трудностей детей с РАС.
В нашем ресурсном классе на постоянной основе работают: учитель, логопед, дефектолог, тьюторы и ассистент.
В нашем варианте один тьютор - несколько учеников. В течение недели с с обучающимися работают специалисты: логопед, дефектолог, учителя предметники (Музыка, Физкультура и др.)
Тьютор – это специалист, который осуществляет сопровождение реализации обучающимся индивидуального образовательного маршрута. Это специалист, который работает в тесном контакте с учителем. Это, тот, кто оказывает помощь ребенку. Ребенок должен полностью доверять тьютору, обращаться к нему за помощью и получать от тьютора подсказки, чтобы быть успешным и не бояться учиться и общаться со взрослыми и сверстниками.


Из практики. Ресурсный класс. Работа тьютора.

В функции тьютора входит: - анализ интересов и проблем ребёнка; - оценка способностей и возможностей ребёнка; - определение особых образовательных потребностей обучающегося; - создание необходимых…

В функции тьютора входит: - анализ интересов и проблем ребёнка; - оценка способностей и возможностей ребёнка; - определение особых образовательных потребностей обучающегося; - создание необходимых…

В функции тьютора входит:
- анализ интересов и проблем ребёнка;
- оценка способностей и возможностей ребёнка;
- определение особых образовательных потребностей обучающегося;
- создание необходимых индивидуализированных образовательных условий;
- отслеживание трудности в освоении учеником адаптированной образовательной программы;
-подбор доступных для обучающегося средств общения с целью развития его коммуникации с окружающим миром и др.
Мы глубоко убеждены, что Тьютор должен быть всегда готов сопровождать ребенка. Для нас это значит, не просто находится с ним рядом, а
воспроизводить вместе с ним любые действия: ходить, бегать, прыгать,
танцевать, петь, драматизировать, читать, решать примеры и задачи.

Необходимо особо отметить значение работы тьютора с родителями».


Из практики. Ресурсный класс. Работа тьютора.

Рассмотрим наш опыт на примере работы тьютора с одним из наших учеников

Рассмотрим наш опыт на примере работы тьютора с одним из наших учеников

«Рассмотрим наш опыт на примере работы тьютора с одним из наших учеников.
По рекомендациям ПМПК, обучающемуся В. при обучении необходима постоянная направленная помощь тьютора.
Тьюторское сопровождение осуществляется в нашем классе в различные временные периоды образовательного процесса: на уроках, на переменах и при передвижении ребёнка в помещении школы (в связи с особенностями в поведении).
С целью коррекции поведения – агрессий и самоагрессий, - с учащимся В. ведётся работа по формированию адекватного учебного поведения, развитию навыков коммуникации, навыков взаимодействия с учителем и организацией обучения по программе.
Мальчик подвержен агрессии, которая препятствует освоению учебного материала на уроках и является отвлекающим фактором для других детей в классе. Ребёнок раскидывает вещи, кусает себя.
Работа тьютора в данном случае заключается в подборе возможных предметов - мотиваторов, а также в контроле поведенческих реакций ребёнка в ответ на внешние раздражители. Кроме того, тьютор помогает учащемуся В. в освоении учебного материала: оказывает помощь в выполнении заданий, в написании букв, слов в тетрадке, ориентировании на листе и др., в зависимости от учебной задачи, поставленной учителем на уроке…»




Из практики. Ресурсный класс. Работа тьютора.

Пояснительная записка, раскрывающая содержание особых образовательных потребностей ученика, определяемых на основе заключений и рекомендаций

Пояснительная записка, раскрывающая содержание особых образовательных потребностей ученика, определяемых на основе заключений и рекомендаций

1

3

4

2

5

Пояснительная записка, раскрывающая содержание особых образовательных потребностей ученика, определяемых на основе заключений и рекомендаций ПМПК.

Структура адаптированной образовательной программы:

Индивидуальный учебный план, включающий объём и формы организации обучения.

Адаптированные программы изучаемых предметов, включающие компоненты коррекционно-развивающей направленности в соответствии с особенностями нарушений у ребенка, требования к формируемым компетенциям, а также критерии и условия определения результатов обучения.

Индивидуально ориентированные программы психолого-педагогической поддержки ребенка в соответствии с рекомендациями ПМПК (программа логопедической работы, программа коррекционной работы психолога, программа работы дефектолога – индивидуальные и групповые занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями данного ребенка.

Разделы адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план образовательного учреждения; программа формирования академической…

Разделы адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) пояснительная записка планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план образовательного учреждения; программа формирования академической…

Разделы адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП)

пояснительная записка

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

учебный план образовательного учреждения;

программа формирования академической и жизненной компетенции

рабочие программы отдельных учебных предметов

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

2

3

4

5

6

Заголовок Адаптированная основная общеобразовательная программа

Заголовок Адаптированная основная общеобразовательная программа

Заголовок

Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1, 7.2)

изменение образовательной программы в зависимости от актуального состояния здоровья, индивидуальных психофизических возможностей и особенностей ребенка с ЗПР, создание условий для коррекции нарушений и социальной адаптации.

Цель написания программы:

предметные (или «академический» компонент ФГОС НОО ли ФГОС НОО ОВЗ)
метапредметные
личностные
жизненные (компонент «жизненной» компетенции)
Предметные, метапредметные и личностные результаты обучения детей с ЗПР (вариант 7.1) по объему и содержанию сопоставимы для нормативно развивающихся сверстников

Планируемые результаты обучения детей с ЗПР:

Программа коррекционной работы направлена на оказание обучающимся с

Программа коррекционной работы направлена на оказание обучающимся с

Программа коррекционной работы
направлена на оказание обучающимся с ОВЗ помощи в освоении АООП и формировании жизненной компетенции, устанавливаются
ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у/о

Что должна обеспечить Программа коррекционной работы?

выявление и учет особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
осуществление индивидуально-ориентированной медико-психолого-педагогической помощи;
возможность освоения детьми с ОВЗ образовательной программы.

Направления работы

диагностическая
коррекционно-развивающая
консультативная
информационно-просветительская

Принципы программы

Принцип приоритетности интересов ребёнка
Системность
Непрерывность
Вариативность
Рекомендательный характер оказания помощи

Этапы реализации программы

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Программа коррекционной работы направлена на оказание обучающимся с

Программа коррекционной работы направлена на оказание обучающимся с

Программа коррекционной работы
направлена на оказание обучающимся с ОВЗ помощи в освоении АООП и формировании жизненной компетенции, устанавливаются
ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у/о

Механизм реализации программы

взаимодействие специалистов образовательного учреждения:
комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ОВЗ

Программа коррекционной работы должна содержать:

Программа коррекционной работы должна содержать:

Программа коррекционной работы должна содержать:

Цель и задачи коррекционной работы.

Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования

Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Программа коррекционной работы должна содержать:

Программа коррекционной работы должна содержать:

Программа коррекционной работы должна содержать:

Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и др. организаций специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий

Планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы разрабатывается педагогами

Программа коррекционной работы разрабатывается педагогами

Программа коррекционной работы разрабатывается педагогами ОО для обучающихся с ОВЗ (на основании заключения ПМПК)
Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с РАС, осложненных умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с РАС целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с учетом их особых образовательных потребностей на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Задачи коррекционной работы:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС обусловленных структурой и глубиной нарушений;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий
возможность освоения основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с РАС
оказание родителям обучающимся с РАС консультативной, методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.



Пример: АООП обучающихся с РАС

Механизм реализации программы коррекционной работы социальное партнёрство: сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с

Механизм реализации программы коррекционной работы социальное партнёрство: сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с

Механизм реализации программы коррекционной работы социальное партнёрство:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ОВЗ;
сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ОВЗ;
сотрудничество с родительской общественностью («Ничего для нас без нас»);



Пример: АООП обучающихся с РАС

Алехина, С.В. Инклюзивное образование

Алехина, С.В. Инклюзивное образование

1. Алехина, С.В. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга»,2010. – 272 с.
2. Баринова, Е.Б. Теория и практика инклюзивного обучения в образовательных организациях: учебное пособие для вузов / Е.Б. Баринова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 97 с. (Высшее образование).
3. Годовникова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов / Л.В. Годовникова. - 2- е изд. Москва: Издательство Юрайт,2020. 218 с. (Высшее образование).
4. Дмитриева, Т.П., Сабельникова, С.И., Хотылева Т.Ю. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в начальной школе. Методические рекомендации. Серия «Инклюзивное образование». – М.: МГППУ, 2016. 98 с.
5. Левченко, И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2018. 201 с.
6. Подольская, О.А., Яковлева, И.В. Теория и практика инклюзивного образования. – М.: Директ-Медиа, 2019. 79 с.
7. Селигман, М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети: (пер. с англ.) /Изд. 4-е – М.: Теревинф, 2018. 368 с. (Серия «Особый ребенок»).
8. Семаго, Н.Я. Инклюзивное образование. Вып. 2. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. – М. : МИРОС, 2018. 168 с.

Литература

Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях

Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях

9. Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. Серия «Инклюзивное образование». – М.: МГППУ, 2012. 65 с.
10. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях. Серия «Инклюзивное образование». – М.: МГППУ, 2012. 102 с.
11. Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы : коллектив. моногр. / Н.М. Назаров, Т.Г. Богданов. – М.: МГПУ, 2013. 387 с.
12. Специальная психология в 2 т. Том 1: учебник для бакалавриата и магистратуры/ В.И. Лубовский [и др.]; ответственный редактор В.И. Лубовский. — 7-е изд., перераб. И доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. 428 с. (Бакалавр и магистр. Академический курс).
13. Богорад П.Л., Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с.
14. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина
Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.

Литература

Электронные учебные материалы Реестр примерных основных общеобразовательных программ

Электронные учебные материалы Реестр примерных основных общеобразовательных программ

Электронные учебные материалы
Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
ссылка: http://fgosreestr.ru

2. Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР).
ссылка: http://умксипр.рф

Интернет-ресурсы
Институт коррекционной педагогики РАО.
ссылка: https://ikp-rao.ru/

2. Институт проблем инклюзивного образования.
ссылка: http://www.inclusive-edu.ru/
3. /Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
ссылка https://autism-frc.ru/


Электронные ресурсы

Категория учащихся с ОВЗ Контрольные вопросы

Категория учащихся с ОВЗ Контрольные вопросы

Категория
учащихся с ОВЗ

Контрольные вопросы

Самойлова Елена Николаевна

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2023