Правописание существительных на –ия, –ие, –ий.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2
Урок № 105. © ООО «Баласс», 2012.
Определяем проблему урока
Прочитайте предложение.
Учебники по истории, географии, литературе и математике мне понравились больше всего.
Определите падеж и склонение имен существительных, называющих разные учебные предметы. Выделите окончания.
Какое противоречие вы заметили?
Сформулируйте основной вопрос урока.
«Почему, в каких случаях нужно писать
букву и (а не е – по правилу)
в окончании существительного?»
В дательном падеже существительные одного и того же склонения (1-го) имеют разные окончания – И и Е.
Учебники по истории, географии, литературе
и математике мне понравились больше всего.
Какое написание соответствует правилу?
Открываем новые знания
Прочитайте слова.
математика
литература
информатика
физика
география
история
геометрия
химия
Сравните концовки слов в каждом столбике.
Что вы заметили в словах второго столбика.
география
история
геометрия
химия
Продолжим наблюдения.
Прочитайте слова.
география
история
геометрия
химия
географиИ
историИ
геометриИ
химиИ
В каком падеже употреблены существительные второго столбика? Можно ли ответить на этот вопрос однозначно?
Нет, это может быть форма родительного, дательного или предложного падежей.
Сделайте вывод: в каких случаях
окончание И пишется у существительных
в Р., Д. и П.п.?
В родительном, дательном и предложном падежах имена существительные первого склонения на –ия имеют окончание –И.
Рассмотрите таблицу (упражнение 428).
Какие еще группы слов-исключений вы обнаружили?
Имена существительные на -ий, -ие.
Разработайте алгоритм применения правила написания букв Е-И в безударных падежных окончаниях существительных.
1. Выясните, есть ли перед безударным падежным окончанием существительного буква И.
2. Определите склонение данного существительного и падеж.
3. Вместо данного существительного подставьте существительное того же склонения с ударным падежным окончанием.
Вывод:
на окнЕ – на небЕ
Вывод:
в окончании буква И
в коллекциИ
Проверьте себя
нет
да, есть
Подумайте, если вы не используете метод подстановки, каким должен быть 3-ий шаг?
Проверьте себя
3. Определите склонение и падеж
данного существительного.
Сущ. 1-го скл., Р.п.;
3-го скл., Р., Д., П.п.
Сущ. 1-го скл., П.п.;
2-го скл., П.п.
Вывод: пиши – И
Вывод: пиши – Е
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.