презентация (5)

  • pptx
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала презентация (5).pptx

Нелинейные уравнения с двумя переменными и их системы

Цели обучения:

9.4.3.1 составлять математическую модель
по условию задачи

знает алгоритм составления математической модели к текстовым задачам
составляет математической модель
решает задачи на движение
решает задачи на работу
оценивает полученный результат

Критерии оценивания:

Математическая модель - это способ описания реальной жизненной   ситуации (задачи) с помощью математического языка.

При решении задач с помощью системы уравнений используем
следующий алгоритм:
I. Составление математической модели:
Внимательно изучить условие задачи:
Какой процесс описывается в задаче?
Какими величинами характеризуется этот процесс?
Как связаны между собой эти величины?
Значения, каких величин требуется найти?
Обозначить буквами искомые величины;
Выразить искомые величины через данные;
Составить уравнения и из них соответствующую систему;
II. Работа с математической моделью:
Найти решение системы;
III. Ответ на вопрос задачи:
Проверить, какие из решений системы удовлетворяют условиям задачи.

Актуализация знаний

1. Что такое собственная скорость (катера)?
Ответ: скорость в стоячей воде (озере, пруду).
2. Что такое скорость течения?
Ответ: на какое расстояние относит река предмет за единицу времени.
3. Как определяется скорость по течению реки?
Ответ: как сумма скорости собственной и течения.
4. Как определяется скорость против течения?
Ответ: как разность скорости собственной и течения.
5. Как определяется скорость движения плота по реке? 
Ответ: как скорость течения реки.

Задача 1

Расстояние между двумя пристанями 60 км. Теплоход проходит это расстояние по течению и против течения за 5,5 часов. Найдите скорость теплохода в стоячей воде и скорость течения, если одна из них больше другой на 20 км/ч.

Решение. Пусть скорость теплохода х км/ч, а скорость течения реки у км/ч.

Составим таблицу

Задача 1. Расстояние между двумя пристанями 60 км. Теплоход проходит это расстояние по течению и против течения за 5,5 часов. Найдите скорость теплохода в стоячей воде и скорость течения, если одна из них больше другой на 20 км/ч.

 

Скорость (км/ч)

Путь (км)

Время (ч)

По течению

х+у

60

60 х+у 60 60 х+у х+у 60 х+у

Против течения

х−у

60 х−у 60 60 х−у х−у 60 х−у

Составим систему:
х−у=20 60 х+у + 60 х−у =5,5 х−у=20 60 х+у + 60 х−у =5,5 х−у=20 х−у=20 60 х+у + 60 х−у =5,5 60 х+у 60 60 х+у х+у 60 х+у + 60 х−у 60 60 х−у х−у 60 х−у =5,5 х−у=20 60 х+у + 60 х−у =5,5 х−у=20 60 х+у + 60 х−у =5,5 ,
х=22 у=2 х=22 у=2 х=22 х=22 у=2 у=2 х=22 у=2 х=22 у=2

Ответ: 22км/ч- скорость теплохода,
2 км/ч-скорость течения реки

Задача 2. Фермер, живущий в поселке Аулиеколь, отправился на машине в город Костанай, находящийся на расстоянии 110 км от фермы. Через 20 мин из города на ферму выехал его сын, который проезжал в час на 5 км больше. Встреча прошла в 50 км от города. С какой скорость ехал фермер?

Дескрипторы

Баллы

Анализирует условие задачи;
Составляет математическую модель
Производит поиск способа решения задачи;
Решает задачу;
Проверяет решение задачи;
Анализирует решение задачи.

1
1
1
1
1
1

Задача 2. Фермер, живущий в поселке Аулиеколь, отправился на машине в город Костанай, находящийся на расстоянии 110 км от фермы. Через 20 мин из города на ферму выехал его сын, который проезжал в час на 5 км больше. Встреча прошла в 50 км от города. С какой скорость ехал фермер?

Решение: Пусть скорость фермера х км/ч, а скорость течения реки у км/ч, тогда

 

Скорость (км/ч)

Путь (км)

Время (ч)

Фермер

х

100-50=60

60 х 60 60 х х 60 х  

Сын

у

50

50 у 50 50 у у 50 у

 
у−х=5 60 х − 50 у = 20 60 у−х=5 60 х − 50 у = 20 60 у−х=5 у−х=5 60 х − 50 у = 20 60 60 х 60 60 х х 60 х − 50 у 50 50 у у 50 у = 20 60 20 20 60 60 20 60 у−х=5 60 х − 50 у = 20 60 у−х=5 60 х − 50 у = 20 60 , х=45 у=50 х=45 у=50 х=45 х=45 у=50 у=50 х=45 у=50 х=45 у=50

Ответ: 45км/ч- скорость фермера

Задача 3

В реку Ишим впадает приток Жабай. Катер отходит от пункта А, находящегося на притоке Жабай, идет по течению 80 км до впадения притока в Ишим в пункте В, а затем идет вверх по реке до пункта С. На путь от А до С он затратил 18ч, на обратный путь- 15 ч.
Найдите расстояние от пункта B до пункта С, если известно, что скорость течения реки 3 км/ч, а собственная скорость катера 18 км/ч.

Ответ: 210 км

Актуализация знаний

1. Какие величины используются при решении задач на совместную работу?
Ответ: Работа, производительность, время.
2. Что такое производительность работы?
Ответ: производительность- это часть работы, выполненная за единицу измерения времени.
3. Можно ли сравнивать производительности? Что это сравнение показывает? 
Ответ: чем больше производительность, тем быстрее будет выполнена работа.

А — объем работы (если он неизвестен и не является искомым, то принимается за 1);
t — время выполнения работы;
N — производительность труда (скорость выполнения работы; объем работы,
выполняемый за единицу времени; часть работы,
выполняемая за единицу времени).
Зависимость между величинами:

A=N t, N= А/t, t=A/N

Задачи на совместную работу

Алгоритм решения

1.Найти производительность труда каждого объекта
(Nl,N2, ...,Nk).

2.Найти совместную производительность труда

(Nсовм = Nl+N2+...+ Nk).

3. Найти время совместной работы

𝑡 совм 𝑡𝑡 𝑡 совм совм 𝑡 совм = А совм 𝑁 совм А совм А А совм совм А совм А совм 𝑁 совм 𝑁 совм 𝑁𝑁 𝑁 совм совм 𝑁 совм А совм 𝑁 совм



Задача 1. Двое рабочих завода Агротехмаш могут выполнить задание за 12 дней. Если сначала один из них сделает половину всей работы, а потом остальное сделает другой, то им потребуется 24 дня. За сколько дней каждый рабочий, работая один, может выполнить задание?

Дескрипторы

Баллы

Анализирует условие задачи;
Составляет математическую модель;
Производит поиск способа решения задачи;
Решает задачу;
Анализирует решение задачи.

1
1
1
1
1

Задача 1. Двое рабочих завода Агротехмаш могут выполнить задание за 12 дней. Если сначала один из них сделает половину всей работы, а потом остальное сделает другой, то им потребуется 24 дня. За сколько дней каждый рабочий, работая один, может выполнить задание?

Зная, что вместе они сделают работу за 12 дней, а работая по отдельности и выполнив по половине работы им потребуется 24 дня, составим систему уравнений.

Ответ: Один рабочий выполнит всю работу за 30 дней, а другой за 20 дней.

& 1 х + 1 у = 1 12 & 1 2х + 1 2у = 1 24 & 1 х + 1 у = 1 12 & 1 2х + 1 2у = 1 24 & 1 х 1 1 х х 1 х + 1 у 1 1 у у 1 у = 1 12 1 1 12 12 1 12 & 1 х + 1 у = 1 12 & 1 2х + 1 2у = 1 24 & 1 2х 1 1 2х 2х 1 2х + 1 2у 1 1 2у 2у 1 2у = 1 24 1 1 24 24 1 24 & 1 х + 1 у = 1 12 & 1 2х + 1 2у = 1 24 & 1 х + 1 у = 1 12 & 1 2х + 1 2у = 1 24

Задача 2. Бассейн наполнится, если первую трубу открыть на 12 минут, а вторую на 7 минут. Если же обе трубы открыть на 6 минут, то наполнится 2 3 2 2 3 3 2 3 бассейна. За сколько минут наполнится бассейн, если открыть только вторую трубу?

Ответ: за 15 мин

Задача

Два каменщика выложили стену за 14 дней, причем второй присоединился к первому через 3 дня после начала работы. Известно, что первому каменщику на выполнение всей работы потребовалось бы на 6 дней больше, чем второму. За сколько дней мог бы выложить эту стену каждый каменщик, работая отдельно?

Ответ: Второй каменщик выполнит всю работу за 22 дня, первый за 28 дней

1.На из­го­тов­ле­ние 588 де­та­лей пер­вый ра­бо­чий за­тра­чи­ва­ет на 7 часов мень­ше, чем вто­рой ра­бо­чий на из­го­тов­ле­ние 672 де­та­лей. Из­вест­но, что пер­вый ра­бо­чий за час де­ла­ет на 4 де­та­ли боль­ше, чем вто­рой. Сколь­ко де­та­лей в час де­ла­ет пер­вый ра­бо­чий?
2. По окружности, длина которой 100 м, движутся равномерно две точки. Они встречаются через каждые 4 с, двигаясь в противоположных направлениях, и через каждые 20 с, двигаясь в одном направлении. Найти скорости этих точек.
3. Видео: https://www.youtube.com/watch?v=BDvWXb-lMU0

Домашняя работа

Рефлексия