Презентация 6 класс Дыхание. Испарение. Фотосинтез

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 27.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Электронная игра Биологический аукцион 6 класс. Тема Дыхание, Испарение, Фотосинтез
Иконка файла материала биологический аукцион 6 кл.pptx

Биологический аукцион 6 класс Темы: «Фотосинтез», «Дыхание растений», «Испарение воды растениями»

Учитель географии, биологии
МБОУ СОШ
с.п. «Поселок Молодежный»
Пильтяй Ольга Анатольевна

Фотосинтез

1

2

3

4

Дыхание

5

6

7

8

Испарение

9

10

11

12

Ежегодно в процессе фотосинтеза образуется 150 млрд. тонн органического вещества и выделяется около 200 млрд. тонн кислорода. Благодаря фотосинтезу на Земле есть питательные вещества для всех животных (в том числе и человека), грибов, бактерий, атмосфера имеет защитный озоновый слой и нужное содержание углекислого газа, что предотвращает перегрев Земли.
Представьте, что однажды все растения на Земле исчезли. Что ждет все живое на нашей планете? Почему?

2 балла

Ответ:
1. Исчезли бы все живые существа
2.Нарушился бы газовый состав атмосферы
3. Разрушился бы озоновый экран
4. Поверхность планеты сильно бы нагревалась и сильно остывала

Фотосинтез – это процесс синтеза зелёными растениями органических веществ из неорганических под воздействием света при помощи молекул хлорофилла. На его скорость влияют различные параметры среды, в том числе интенсивность света. По потребности в свете растения делятся на светолюбивые (обитают на открытых пространствах), тенелюбивые (обитают в затенённых условиях) и теневыносливые (промежуточный вариант).

Содержание хлорофилла (в г/кг сырого веса) в зависимости от условий освещения







Какое из перечисленных в таблице растений наиболее тенелюбиво? Ответ поясните.

2 балла

Какой опыт изображен на рисунке?
Какое он имеет отношение к воздушному питанию растений ?

2 балла

Ответ:
Опыт, демонстрирующий корневое давление. Благодаря корневому давлению у растения происходит всасывание и передвижение воды с растворенными минеральными солями.
А вода листьям необходима для фотосинтеза.

❖Ксения прочитала в книге о растениях, что человека с давних времен интересовал вопрос о питании растений. Один из таких опытов проделал голландский естествоиспытатель Ян Батист ван-Гельмонт ещё в начале XVII века. Этот опыт описывался так: «В глиняный горшок с 80 кг почвы посадили саженец ивы, почва была накрыта, чтобы на её поверхность не поступала пыль и другие частицы из воздуха. В почву ван-Гельмонт ничего не вносил, только регулярно поливал водой саженец ивы. Он стал расти и через пять лет вырос в достаточно большое дерево, масса которого увеличилась на 58 кг. Учёный взвесил почву и выяснил, что за эти годы её масса уменьшилась всего примерно на 60 грамм». После описания опыта в книге был поставлен вопрос: «Как вы считаете, какой вывод мог сделать учёный из проведённого опыта? За счёт чего саженец превратился в дерево?». Дальше часть страницы была оторвана, и Ксения решила сделать вывод сама.
Задание Как бы вы вместе с Ксенией ответили на вопрос: За счёт чего за 5 лет настолько увеличилась масса растения?

2 балла

Ответ:

Члены школьного кружка «Юный биолог» заложили следующий опыт.
На дно небольшой банки они поместили проросшие семена гороха. Добавили воды, чтобы семена не высохли.
Плотно закрыли банку крышкой и поставили в теплое, темное место на 3 дня. Для контроля рядом поставили, пустую банку с плотно закрытой крышкой.
Спустя 3 дня проверили наличие в банках кислорода. Для этого опустили горящую лучинку по очереди в каждую банку. В пустой банке лучинка продолжала гореть, а в банке с семенами быстро погасла. Это произошло потому, что:

3 балла

А. В банке высокая влажность;
Б. Кислород успел улетучиться;
В. Семена, как и все живые организмы, дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ, который не поддерживает горения.
Выберите вывод, который вы считаете верным.
Объясните свой выбор.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.
Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.
Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.
– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….
– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

2 балла

Почему мышонок при повторном эксперименте в Королевском обществе погиб?
Почему у богатой дамы разболелась голова?

При дыхании растения выделяют углекислый газ.
Большое скопление углекислого газа вызвали гибель мышонка и приступ головной боли у знатной дамы.и

В прошлом году весна у нас была очень холодной. Одна пожилая женщина, из нашего села, решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла. Почему?
Ответ поясните.

2 балла

Ответ:
Рассада погибла от избытка углекислого газа – «задохнулась»

А все ли органы растения дышат?
Каким образом можно объяснить тот факт, что свечи гаснут?

2 балла

Ответ:
В процессе дыхания различных органов растения во всех банках скопился углекислый газ, от которого погасла свеча и известковая вода стала мутной

Анечка очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они смотрелись, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб. Почему?

2 балла

Ответ:
Избыток вазелина привел к тому, что закупорил устьица на поверхности листьев. Газообмен и испарение воды стали невозможны. Из-за недостатка воздуха растение стало задыхаться , о чем свидетельствует пожелтение листьев.

Что доказывает этот опыт?

1 балл

Этот опыт доказывает, что растения испаряют воду, находящуюся в листьях растения.

Представьте, что один из двух одинаковых побегов, находящихся в сосудах с одним и тем же количеством воды, поместили в помещение с низкой температурой, а другой – с высокой.

В каком сосуде через некоторое время воды станет меньше и почему?
 

1 балл

Ответ:
В сосуде, который поместили в помещение с высокой температурой, воды станет меньше чем в другом сосуде, потому что при высокой температуре быстрее протекает процесс испарения воды.

Опыт 2

В первую пробирку добавим немного воды

Во вторую пробирку добавим воды и прильём немного масла

Как при помощи данного опыта доказать, что растения испаряют влагу?

3 балла

Ответ:
В первую пробирку наливается вода, при этом она ничем не прикрывается. Во вторую пробирку приливаем такой же объем воды и сверху наливается масло тонким слоем. В третью пробирку помещается веточка с листьями, приливается вода по уровню, равному с первыми двумя пробирками. Сверху приливаем растительное масло. Через 2-3 дня можно обнаружить, что воды в первой пробирке стало меньше, поскольку ничто не препятствовало ее испарению с поверхности.
Уровень воды во второй пробирке не изменился, так как слой масла препятствовал испарению. В третьей пробирке количество воды также уменьшилось, потому что идет процесс испарения листьями.

Известно, что листья растений аридных (засушливых) районов Земли с течением времени видоизменились в колючки, покрытые воском, волосками, толстой кожицей.
Какую роль играет это явление в жизни растений?

2 балла

Ответ:
Листья растений, произрастающих в засушливых местах, приспособлены к замедленному испарению.
У одних растений они мелкие, у других преобразовались в колючки, чешуйки. Иногда они покрыты восковым налетом или густыми волосками.

Рефлексия

«5» – я это знаю

«4» – почти знаю

«3» – мало знаю