Актуальность проблемы
Основной задачей современной школы является гуманизация обучения и воспитания, т.е. признание ценности ученика, как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту, развитие и проявление его способностей, индивидуальности.
«Основная задача обучения математике в школе, обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования», - говорится в пояснительной записке программы по математике.
Вот почему в тесной связи с образовательными целями обучения математике я рассматриваю развивающие цели. Развитие ученика – это развитие его мыслительных операций, элементов творческой деятельности, развитие письменной и устной речи, развитие памяти.
Кроме того опрос учеников показывает, что одним из самых сложных и нелюбимых предметов для них является математика. Многие из студентов не владеют навыками учебной деятельности. Отсюда возникла вторая задача: пробудить интерес учеников к своему предмету, показать им, что математика – это не абстрактная наука, а что она применяется с большим успехом в каждой области человеческой деятельности, и изучать её можно с интересом и увлечением, урок за уроком делая для себя маленькие открытия.
Мышление
Мышление - это высшая форма психической деятельности, наиболее сложный познавательный процесс, представляющий собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение субъектом существенных связей и отношений предметов, явлений и ситуаций, установление закономерностей их изменений, причин и следствий, общих принципов, прогнозирование будущих событий, решение актуальных задач. С.Л. Рубинштейн определял мышление как опосредованное и обобщенное познание действительности.
Мыслительная деятельность
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции
Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Суждение и умозаключение
Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.
Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Понятие. Усвоение понятий
Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет - значит, раскрыть его сущность. Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.
Усвоить понятие -
это значит осознать его содержание, уметь выделять существенные признаки, точно знать его границы (объём), его место среди других понятий с тем, чтобы не путать со сходными понятиями; уметь пользоваться данным понятием в познавательной и практической деятельности.
Понимание
Понимание - процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д.
Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражаться в узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне восприятия.
Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.
Решение мыслительных задач
Сущность задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует.
Одни задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных практических и умственных действий, другие задачи решает опосредованно, путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи последнего типа называются мыслительными.
Этапы решения мыслительных задач
Первый этап - осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления.
Второй этап решения мыслительных задач - это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной.
Третий этап решения мыслительной задачи - само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия образуют определённую систему, последовательно сменяя друг друга.
Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и исправить их.
Приёмы мыслительной деятельностиПриём использования стимулирующих звеньев
Определение: Промежуточный мыслительный процесс, который вводится между двумя другими, помогая установить связи между ними и активизируя мышление, называют стимулирующим звеном.
Введение стимулирующих звеньев повышает эффективность запоминания материала. В качестве стимулирующих звеньев можно использовать графики, схемы, таблицы, правила и т.д.
Например, при изучении всей тригонометрии таким стимулирующим звеном выступает тригонометр. На нём можно вычислить и значения тригонометрических функций, определить их свойства, вывести основные формулы и формулы решения тригонометрических уравнений.
Приём мысленного составления плана
Умение составлять план формируется во время работы с учебником, когда учащимся даётся задание составить план текста параграфа или план доказательства теоремы. Иногда можно дать ученикам и обратное задание: по заданному плану составить конспект по заданной теме.
Приём выделения смысловых опорных пунктов
В качестве опорных пунктов могут выступать заглавия логических частей материала, образы того, о чём говорится в тексте, примеры, отдельные слова или выражения. Они выделяются из текста или придумываются человеком. Их основная цель сводится к тому, что их выделение активизирует мыслительную деятельность, вынуждая нас вникнуть в текст, добиться более глубокого понимания
Например, при изучении темы «Перпендикулярность и параллельность в пространстве» прошу студентов привести примеры, где в природе или быту они встречают параллельные и перпендикулярные прямые и плоскости. Затем во время повторения напоминаю им эти ассоциации, и они легко вспоминают определение или признак.
Приём соотнесения
Приём сводится к увязыванию материала с прежними знаниями и отдельных частей нового друг с другом, что помогает включать новый материал в структуру прежних знаний, тем самым ведут к успешному запоминанию.
Например, при изучении темы «Многогранник и его элементы», целесообразно вспомнить с учениками тему «Многоугольник. Правильный многоугольник. Элементы многоугольника.» Сравнительный анализ многоугольника и многогранника позволит лучше усвоить новый материал.
Забывание. Повторение.
Закономерность Эббингауса: Забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала ( в первый день и даже первые часы), а затем оно замедляется.
Бороться с отрицательным влиянием этой закономерности позволяет повторение путём разнообразной деятельности и рассредоточенное во времени.
Поэтому на каждом уроке я устраиваю математическую разминку на повторение ранее изученного материала.
Развитие внимания учащихся
Решение этой проблемы желательно вести в двух направлениях:
1. вырабатывать у учеников умение сосредотачиваться на учебной деятельности;
2. предупреждать ошибки, которые называют ошибками по невнимательности, т.е. развивать самоконтроль.
Поэтому я подбираю для студентов сначала такие упражнения, которые требуют от них непродолжительных усилий. У ученика появляется уверенность, интерес и внимание его становится более устойчивым.
Так же чередую устные и письменные упражнения
Предлагаю ученикам записать решение задачи, предварительно разобранной устно, восстанавливая их внимание, т.к. оно облегчается при моторной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.