Учитель русского языка и литературы ГУО «Старобинская средняя школа» Шухто Елена Леонидовна
Актуальные вопросы организации и проведения урока русского языка и литературы на основе компетентностного подхода
Мы слишком часто даем детям ответы,которые надо выучить, а не ставимперед ними проблемы,которые надо решить.
Роджер Левин
Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе.
От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.
Научить русскому языку - значит обеспечить формирование компетенций:
лингвистической,
правописной,
коммуникативной.
Под коммуникативной компетенцией необходимо понимать выбор и реализацию программ речевого общения в зависимости от способностей обучающихся ориентироваться в той или иной речевой ситуации.
А.В. Хуторской разделяет понятия компетенция и компетентность, имея в виду под компетенцией некое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью — уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).
В рамках работы учителя русского языка и литературы считают компетенцию сформированной готовностью к языковой деятельности;
а компетентность — это реализация имеющихся возможностей в конкретной языковой деятельности.
Компетентностный подход в образовании – это подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной целью является формирование ключевых компетентностей.
А.В. Хуторской выделяет следующие предметные компетенции, приобретаемые в процессе изучения русского языка:
лингвистическую,
языковую,
речевую,
коммуникативную,
социокультурную,
профессиональную
Зарубежные лингвисты выделяют
шесть составляющих компетентности:
Лингвистическая компетенция формируется благодаря тому, что любой текст состоит из лексических единиц, которые объединены в адекватное, осознанное высказывание при помощи грамматических правил.
Дискурсивная компетенция совершенствуется при работе с текстом на основе способностей и возможностей учащихся понимать прочитанное или услышанное, и на этой основе высказывать собственное мнение.
Социокультурная компетенция основана на расширенных знаниях культуры, обычаев, традиций, норм морали и этики русского языка.
Формированию важных предметных компетенций способствует использование современных образовательных технологий:
технологии проблемного обучения,
проектной технологии,
интегрированного обучения,
разноуровневого обучения,
диалогового взаимодействия (групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские),
а также игровых и информационных технологий.
Основные ключевые компетенции, формируемые на уроках русского языка и литературы:
б) Определение ключевых компетенций
Условия компетентностного подхода:
- успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых педагог недостаточно компетентен;
- демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Основой формирования компетенций на уроках русского языка является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):
Методы и формы реализации компетентностного подхода на уроках русского языка
Структура задания | Задачи педагога | Деятельность учащихся |
Стимул | - формулировка стимула должна быть краткой, точной; | - мотивирует учащихся на выполнение задания; |
Задачная формулировка | - четко соотносить с модельным ответом; | - точно указывает на деятельность при выполнении задания; |
Источник информации | - источник должен быть достаточен для выполнения задания; | - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности по выполнению задания; |
Бланк | - служит помощником при проверке задания; | - задает структуру предъявления результата; |
Инструмент проверки | - ключ; | - определяет количество баллов за каждый вид деятельности; |
Перспективность внедрения компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы во всех классах дает возможность осмыслить новые педагогические технологии;
определить эффективные методы и приемы, способствующие формированию коммуникативной компетенции обучающихся;
создать свою систему заданий и упражнений, направленных на формирование творческих способностей, на владение нормами русского литературного языка.
Условия выполнения компетентностно ориентированных заданий полностью соответствуют логике компетентностного подхода:
можно пользоваться любыми источниками информации, а не только заученными знаниями;
необходимо прибегать к аналитическим операциям и элементам исследования;
возможно предлагать варианты решения, пусть даже ошибочные, выбирая из них верный;
наконец, можно выполнять задания на разном уровне, от репродуктивного до творческого: разница в качестве выполнения будет установлена при помощи системы оценивания .
Применение компетентного подхода на уроках русского языка позволяет решить следующие задачи:
- мотивировать учащихся на изучение языка, ведь дети видят практическую его значимость не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере общения, которая является самой важной для подростка;
- организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы;
- точно диагностировать уровень развития компетентностей.
Компетентный подход позволяет в комплексе развивать
ключевые,
Список литературы
7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. - №5.
8. Медведева Н.В. Пути формирования коммуникативной компетентности в обучении русскому языку / Н.В. Медведева // Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе: сб.ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Пермь, 2010. – С. 106–114.
9. Текучева Е.Н. Современные требования государства и общества и образовательная система «Школа–2100» /Е.Н. Текучева // Формирование базовых профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях реализации новых образовательных стандартов и вузовский учебник : сб. материалов. – М. :Баласс, 2009. –С. 240–243.
10. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.
11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 3–61.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.