Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе.
От современного человека требуют развитого креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.
Под коммуникативной компетенцией необходимо понимать выбор и реализацию программ речевого общения в зависимости от способностей обучающихся ориентироваться в той или иной речевой ситуации.
А.В. Хуторской разделяет понятия компетенция и компетентность, имея в виду под компетенцией некое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью — уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).
В рамках работы учителя русского языка и литературы считают компетенцию сформированной готовностью к языковой деятельности;
а компетентность — это реализация имеющихся возможностей в конкретной языковой деятельности.
Компетентностный подход в образовании – это подход в организации образовательного процесса, для которого приоритетной целью является формирование ключевых компетентностей.
А.В. Хуторской выделяет следующие предметные компетенции, приобретаемые в процессе изучения русского языка:
лингвистическую,
языковую,
речевую,
коммуникативную,
социокультурную,
профессиональную
Зарубежные лингвисты выделяют
шесть составляющих компетентности:
лингвистическая ,
социолингвистическая,
дискурсивная,
стратегическая,
социокультурная
и социальная.
Лингвистическая компетенция формируется благодаря тому, что любой текст состоит из лексических единиц, которые объединены в адекватное, осознанное высказывание при помощи грамматических правил.
Социолингвистическая компетенция формирует способности использовать различные языковые формы и средства с учетом цели высказывания, аудитории, для которой предназначено высказывание, социального положения участников диалога.
Дискурсивная компетенция совершенствуется при работе с текстом на основе способностей и возможностей учащихся понимать прочитанное или услышанное, и на этой основе высказывать собственное мнение.
Стратегическая компетенция формируется на использовании вербальных и невербальных средств – их используют в том случае, если общение встречает препятствие в выборе лексического материала.
Социокультурная компетенция основана на расширенных знаниях культуры, обычаев, традиций, норм морали и этики русского языка.
Социальная компетенция отражает межличностные отношения в социуме.
Формированию важных предметных компетенций способствует использование современных образовательных технологий:
технологии проблемного обучения,
проектной технологии,
интегрированного обучения,
разноуровневого обучения,
диалогового взаимодействия (групповая работа, кооперативное обучение, педагогические мастерские),
а также игровых и информационных технологий.
Основные ключевые компетенции, формируемые на уроках русского языка и литературы:
а) Общая характеристика.
Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе: принятие различий, уважение других, способность жить с людьми других культур, языков, религий.
Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, владение языками.
- Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения.
б) Определение ключевых компетенций
- Информационная компетенция - готовность работать с информацией.
- Коммуникативная компетенция - готовность к общению с другими людьми.
- Кооперативная компетенция - готовность к сотрудничеству с другими людьми.
- Проблемная компетенция - готовность к решению проблем.
Условия компетентностного подхода:
- успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
- планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;
- привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых педагог недостаточно компетентен;
- демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей;
- оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.
Основой формирования компетенций на уроках русского языка является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):
- полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
- новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и других активных форм деятельности.
Структура задания | Задачи педагога | Деятельность учащихся |
Стимул | - формулировка стимула должна быть краткой, точной; | - мотивирует учащихся на выполнение задания; |
Задачная формулировка | - четко соотносить с модельным ответом; | - точно указывает на деятельность при выполнении задания; |
Источник информации | - источник должен быть достаточен для выполнения задания; | - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности по выполнению задания; |
Бланк | - служит помощником при проверке задания; | - задает структуру предъявления результата; |
Инструмент проверки | - ключ; | - определяет количество баллов за каждый вид деятельности; |
Перспективность внедрения компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы во всех классах дает возможность осмыслить новые педагогические технологии;
определить эффективные методы и приемы, способствующие формированию коммуникативной компетенции обучающихся;
создать свою систему заданий и упражнений, направленных на формирование творческих способностей, на владение нормами русского литературного языка.
Условия выполнения компетентностно ориентированных заданий полностью соответствуют логике компетентностного подхода:
можно пользоваться любыми источниками информации, а не только заученными знаниями;
необходимо прибегать к аналитическим операциям и элементам исследования;
возможно предлагать варианты решения, пусть даже ошибочные, выбирая из них верный;
наконец, можно выполнять задания на разном уровне, от репродуктивного до творческого: разница в качестве выполнения будет установлена при помощи системы оценивания .
Применение компетентного подхода на уроках русского языка позволяет решить следующие задачи:
- мотивировать учащихся на изучение языка, ведь дети видят практическую его значимость не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере общения, которая является самой важной для подростка;
- организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы;
- точно диагностировать уровень развития компетентностей.
Список литературы
1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус [Электр.ресурс]. Режим доступа: На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
2. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. ; под ред. Е. А. Быстровой . – М. : Дрофа, 2004. – 240 с.
3. Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие / В.И. Блинов, И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007.
4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10.
5. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения / Н.И. Дереклеева. – М.: 5 за знания, 2005.
6. Зимин В.Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями / В.Н. Зимин. – Иркутск, 2003.
7. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. - №5.
8. Медведева Н.В. Пути формирования коммуникативной компетентности в обучении русскому языку / Н.В. Медведева // Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе: сб.ст. по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Пермь, 2010. – С. 106–114.
9. Текучева Е.Н. Современные требования государства и общества и образовательная система «Школа–2100» /Е.Н. Текучева // Формирование базовых профессиональных компетенций будущих педагогов в условиях реализации новых образовательных стандартов и вузовский учебник : сб. материалов. – М. :Баласс, 2009. –С. 240–243.
10. Хуторский А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.
11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 5. – С. 3–61.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.