Презентация "Анализ программ УМК "Школа России"

  • pptx
  • 20.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала анализ программ.pptx

Анализ программы начального общего образования соответствующей ФГОС

УМК «Школа России»

«Школа России» - это учебно-методический комплекс (УМК) для начальных классов общеобразовательных учреждений, который обеспечивает достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Научный руководитель

Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования. 

Программа «Школа России» построена на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Все учебники, входящие в состав УМК, представляют собой единую систему учебников, так как разработаны на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления.

УМК "Школа России" включает в себя  завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования: - Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Авторы:  Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. - Русский язык. Авторы:  Канакина В.П., Горецкий В.Г. - Литературное чтениe. Автор  Климанова Л.Ф. - Математика. Авторы:  Моро М.И. и др. - Окружающий мир. Автор Плешаков А.А. - Изобразительное искусство. Авторы:  Горяева Н.А., Островская О.В. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Коротеева Е.И.; под редакцией Неменского Б.М. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и другие; под редакцией Неменского Б.М.. (3 класс); Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М. (4 класс)
- Технология. Авторы:  Лутцева Е.А., Зуева Т.П.

Главная концептуальная идея программы «Школа России»

Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Ее основа - это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, их исключительная ценность и значимость. Именно такая школа будет достойна России.

Цели обучения: 1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности; 2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков; 3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться; 4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности. Принципы: - приоритет воспитания в образовательном процессе; - личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения; - сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.

Задачи реализации образовательной программы «Школа России»:

Достижение личностных результатов учащихся:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации  к обучению и познанию;
осмысление и принятие основных базовых ценностей.

Достижение метапредметных результатов обучающихся:
Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Достижение предметных результатов: Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Основополагающие принципы УМК «Школа России»:

• принцип воспитания гражданина России;
• принцип ценностных ориентиров;
• принцип экоадекватного характера образования;
• принцип обучения в деятельности;
• принцип работы на результат;
• принцип синтеза традиций и инноваций;
• принцип глобальной ориентации образования;
• принцип вариативности.

Структура рабочей программы (ФГОС ООО)

Пояснительная записка

-нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа (ФГОС, соответствующая Примерная ООП, примерная программа по учебному предмету, авторская программа);
-общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
-роль учебного курса, предмета в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы (указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного предмета, курса);
-обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.

II. Содержание учебного предмета, курса

В описании содержания указываются концептуальные разделы и темы изучения предмета, необходимые для реализации требований стандарта.
Содержание учебного предмета, курса включает:
- наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий,
- перечень лабораторных и практических работ, экскурсий,
- направления проектной деятельности обучающихся,
- использование резерва учебного времени.

III. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
В рабочие программы необходимо включать не обобщенные требования к результатам, сформулированные в ФГОСах, а включать формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК или примерной ООП соответствующего уровня общего образования. В данном разделе отражаются:
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Все формулировки в этом пункте, как и в рабочей программе, прописываются по годам
-для базового уровня результатов «выпускник научится»,
-для повышенного уровня результатов «выпускник получит возможность научиться».
Система оценки планируемых результатов, выраженная в формах и видах контроля, в определении контрольно-измерительных материалов, в показателях уровня успешности учащихся («хорошо/отлично», рейтинг, портфолио и др.); особенности оценки индивидуального проекта и индивидуальных достижений обучающихся.

IV. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (на учебный год)

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий): разделы программы; темы, входящие в данный раздел; основное содержание по темам; характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.
Тематическое планирование, как и вся рабочая программа, составляется на один учебный год

V. Поурочное планирование.
В данном разделе указываются темы уроков по порядку; количество часов, в том числе контрольные и практические работы; дата изучения темы; электронные цифровые образовательные ресурсы.
ВАРИАНТ 1. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ УЧЕБНИКИ «АЗБУКА» (АВТОРЫ В.Г. ГОРЕЦКИЙ И ДР.), «РУССКИЙ ЯЗЫК. 1-4 КЛАСС. (АВТОРЫ В.П. КАНАКИНА, В.Г. ГОРЕЦКИЙ)
1 КЛАСС

№ п/п
 

Тема урока
 

Количество часов

Дата изучения
 

Электронные цифровые образовательные ресурсы
 

Всего
 

Контрольные работы
 

Практические работы
 

1

Совместное составление небольших рассказов о любимых играх

1

0

 

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/13/1/

2

Совместное составление небольших рассказов о любимом дне

3

Различение предложения и слова

1

4

Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Различение предложения и слова. Закрепление

1

5

Составление предложения из слов. Работа с предложением

6

Составление предложения из слов

1

VI. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (на уровень обучения)
В разделе указываются:
-средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал;
-список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника, учебные пособия для учащихся, а также содержать полные выходные данные литературы;
- дополнительная литература для учителя и учащихся;
- перечень ЦОРов и ЭОРов;
-перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе; (возможен табличный вариант.)

Анализ программы

Литература
1 класс. Тема: «Как хорошо уметь читать»
Стихотворение «Автобус номер двадцать шесть». В нем рассказывается, как ведут себя животные в автобусе и их отношение друг к другу.
Задания:
1.Выпиши в «Рабочую тетрадь» все выделенные цветом буквы подряд . Что у тебя получилось? Каких букв не хватает?
УУД:
1) Регулятивные :
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
2) Познавательные:
- выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);
- работать с учебником, ориентироваться в нем с помощью значков;

2 класс. Тема: Устное народное творчество.
Сказка « Лиса и журавль» В ней рассказывается, как лиса и журавль ходили друг к другу в гости и о их гостеприимстве.
Задания:
1. Сравни начало и конец сказки. Как ты думаешь почему не получилось дружбы у лисы с журавлем. Что ты посоветуешь героем сказки?
УУД:
1) Личностные:
- умение выделять поступок как проявление характера героя;
- эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;
2) Познавательные:
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться в содержание учебника;
2. Обсудить с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица «Как аукнется. так и откликнется» подходит по смыслу и содержанию сказки?
УУД:
1) Коммуникативные:
- адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
- уважать мнение собеседников.

4 класс. Тема: Делу время – потехи час.
«Сказка о потерянном времени». В ней рассказывается, что мальчик терял время зря.
Здания:
1. Как ты относишься к ребятам? А как относится автор к ним?
УУД:
1) Личностные:
- умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов.
2. Что подразумевает Шварц под потерянным временем? Как ты понимаешь название сказки. Зачем писатель создал ее?
УУД:
1) Познавательные:
- полно и адекватно воспринимать художественный текст;
- обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

Русский язык.

3 класс. Тема: «Что такое части речи?»
Текст о березе. ( В. Степанов)
Задания:
Определите тему и главную мысль текста. Придумайте к тексту заголовок, в котором будет отражена главная мысль. О чем самом главном говорится в каждой части? Озаглавьте каждую часть. Объясните правописание слов с пропущенными буквами. Выпишите из текста трудные слова. Запишите заголовок. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.

УУД:
1)Регулятивные:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
2) Познавательные:
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
3) Коммуникативные:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
4) Личностные:
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

3-й класс. Тема: «Что такое части речи?»
Иллюстрация по теме, которую нужно рассмотреть и выполнить к ней задания.
Задания:
Что изображено на рисунке. Расскажите. Составьте по рисунку рассказ. Подготовьтесь его рассказать. Запишите текст. Определите, какие части речи вы употребили в своем тексте и с какой целью.
УУД:
1) Личностные:
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
2) Регулятивные:
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
3) Познавательные:
– пользоваться иллюстрациями, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
4) Коммуникативные:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

2-й класс. Тема: «Виды речи»
Иллюстрация и высказывание Л. Успенского по заявленной теме.
Задание:
Какая мысль выражена в предложении? Подтвердите ее своими примерами. Подходят ли рисунки к этому высказыванию. Почему вы так думаете? Объясните. На каком языке происходит общение между людьми.
УУД:
1) Регулятивные:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
2) Познавательные:
- строить сообщение в устной форме;
– воспринимать смысл предъявляемого текста;
3) Коммуникативные:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– формулировать собственное мнение и позицию;

Вывод:
Анализируя данные задания можно убедиться в том, что программа полностью соответствует требованиям ФГОС.

УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу программы «Школа России» направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС. Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России», включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку. Кроме того, программа «Школа России» имеет многоцелевую интернет-поддержку.

Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня - это:
• мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
• реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования;
• эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций;
• постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.