Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием
генерал-фельдмаршала фон Лееба.
Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом
Фельдмаршал
Фон Лееб
ОПАЛЁННЫЕ БЛОКАДОЙ
Молодой врач одной из больниц Ленинграда на Васильевском острове, Марионилла Кольцова, чтобы спасти своих маленьких пациентов предложила им бумагу и карандаш. И произошло чудо – дети стали рисовать, а доктор собрала эти рисунки и через много лет издала отдельной книгой.
Образ блокады
в детских рисунках тех лет
15-28.12 «Почта»Федя О. 12 лет. 28.12.41. «На почте»Мальчик истощен. Дистрофия второй/третьей степени. Начинающаяся цинга: зубы слегка шатаются, десны кровоточат. Частые головные боли, сон плохой, неглубокий, часто просыпается. Два дня назад по просьбе мамы ходил на главный почтамт. Домой добрался с трудом (живет он на ул. Декабристов, близко к пр.Майорова), так как у него начались одышка и головокружение.На почтамте было темно, только в двух окошечках, как рассказал Федя, были две женщины, «укутанные до носов» и горели две керосиновые лампы. А сзади них была гора писем, почти до потолка. «Эти тетеньки сказали, чтобы я полюбовался на гору писем, и что разбирать ее некому – кто умер, а кто лежит, собирается умирать». С тем Федя и вернулся домой.
04-20.10. «Немецкий лётчик»Игорь К. 3г.10 мес. 20.10.41. «Немецкий летчик сбрасывает на нас зажигалки».
Мальчик находится дома. Дистрофия первой степени. Очень часто рисует самолеты. Вот и на этом рисунке – фашистский самолет и летчик, со свирепо оскаленными зубами голыми руками сбрасывает уже горящие зажигалки.
Сережа Х. 6 лет 3 мес. 10.11.41. «Ложусь спать»Мальчик находится дома. Сильно истощен, Кожа серая, грязноватая. Кашляет. В легких сухие грубые хрипы.
В комнате темно, окна забиты фанерой и одеялами, светильник (фитилек в баночке с керосином) зажигают лишь ненадолго, поскольку керосина мало, и тогда Сережа сразу берется за рисование. Вот он изобразил, как он спит, и объясняет: «Мама думает, что мне теплее, если положит кучу одеял, а мне все равно холодно. А ведь я закутан во всякую шерстяную одежку – и все равно я как ледышка! Горячей воды попьешь и немного оживаешь, только ненадолго».Сережа сидит дома и днем – «Но это еще доказать надо, что день – окна-то забиты фанерой, и в квартире темно».
В каждой квартире города, куда мне приходилось заходить (соседи часто просили зайти, посмотреть ребенка), был леденящий холод, иней по углам – пушистый, искрящийся, красивый и …безжалостный. А детям нужно было тепла и еды.
13-26.12. «Чёрный квадрат» Мальчик поступил с поверхностными осколочными ранениями и воспалением легких. Поправлялся довольно быстро, но был очень угнетен и все время молчал, не желая вступать в контакт с детьми и взрослыми.
Посмотрев на его рисунок, я рассказала ему, что у знаменитого художника Казимира Малевича есть картина «Черный Квадрат».
Помолчав, он ответил:- Значит, и Малевичу тоже было худо.
16-? ?.09 "Это собака, зовут ее Буза" Мирза, 4 годаДети всегда - и в самые мирные времена, и во время войны - рисуют своих питомцев. Рисунок четырехлетнего Мирзы вполне можно показывать как загадочную картинку: "Угадайте, кто тут нарисован?" Уверена, никто не догадается, что это собака. Но очевидно, что существо это азиатского происхождения. Также очевидно, что оно очень добродушное.
ОТРАЖЕНИЕ БЛОКАДЫ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ
Наиболее часто употреблявшиеся детьми слова | Как дети понимали эти слова в то время |
Атака | - Это когда фашисты нападают на нас. |
Блокада | - Это сжимает Ленинград и нам не пройти и не проехать |
Бомба | - Это и есть бомба, - не знаете?- взрывается, людей убивает, дома рушит. Вчера близко рвались на Васильевском и в гавани. |
Враги | - Не наши, значит. Нас поубивать всех хотят. |
Осколок | - Значит кусок от снаряда или от бомбы |
Потери | - Сколько людей поубивали и сколько городов порушили у нас |
Смерть | - Теперь это на каждом шагу. Очень страшно и несправедливо. |
Мальчики 4 – 5 лет (октябрь, ноябрь 1941 г.)
Наиболее часто употреблявшиеся детьми слова | Как дети понимали эти слова в то время |
Блокада | - Блокада – это очень страшно, Значит кругом немцы и убивают. |
Голод | - Голод – есть очень-очень хочется, а ничегошеньки нет. |
Холод | - Я очень боюсь замерзнуть совсем: что если оледенею, как сосулька? Мама придет, а я – не я, а сосулька? |
Ранения | - Ты видела вчера, сколько «Скорых помощей» приезжало: раненых детей привозили. Нянечка сказала – с осколками внутри («Внутрях» – поправила другая девочка). |
Девочки 4 – 5 лет ( октябрь, ноябрь 1941 г.)
Тем, кто родился после, войны, многого уже не понять, и того что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить эта в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми.
Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад.
И не только пережить, но и остаться людьми.
Они уходят,
и вместе с ними уходит история.
А от нас с вами зависит, чтобы она не ушла навсегда.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.