Презентация "Блокада Ленинграда глазами детей"

  • pptx
  • 26.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Блокада глазами детей.pptx

Блокада глазами детей

Подготовила: Хлыстова И.В. – учитель начальных классов
МАОУ НШ-ДС № 72
Г. Калининград

Летом 1941 года на Ленинград шла группа армий "Север", общей численностью 500 тысяч человек, под командованием
генерал-фельдмаршала фон Лееба.
Леебу поручалось уничтожить части Красной армии, расположенные в Прибалтике, развить наступление, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом

Фельдмаршал
Фон Лееб

Генерал-полковник
Кюхлер

Адольф Гитлер

8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши.

На момент установления блокады в городе находилось
2 миллиона 544 тысяч человек,
в том числе
400 тысяч детей.

Дети блокадного Ленинграда росли, работали и учились под разрывы бомб и снарядов, в условиях холода и голода.

Блокадный Ленинград, 1942 год.

ОПАЛЁННЫЕ БЛОКАДОЙ

Молодой врач одной из больниц Ленинграда на Васильевском острове, Марионилла Кольцова, чтобы спасти своих маленьких пациентов предложила им бумагу и карандаш. И произошло чудо – дети стали рисовать, а доктор собрала эти рисунки и через много лет издала отдельной книгой.

Образ блокады
в детских рисунках тех лет

15-28.12 «Почта» Федя О. 12 лет. 28.12.41. «На почте» Мальчик истощен. Дистрофия второй/третьей степени. Начинающаяся цинга: зубы слегка шатаются, десны кровоточат. Частые головные боли, сон плохой, неглубокий, часто просыпается. Два дня назад по просьбе мамы ходил на главный почтамт. Домой добрался с трудом (живет он на ул. Декабристов, близко к пр.Майорова), так как у него начались одышка и головокружение. На почтамте было темно, только в двух окошечках, как рассказал Федя, были две женщины, «укутанные до носов» и горели две керосиновые лампы. А сзади них была гора писем, почти до потолка. «Эти тетеньки сказали, чтобы я полюбовался на гору писем, и что разбирать ее некому – кто умер, а кто лежит, собирается умирать». С тем Федя и вернулся домой.

04-20.10. «Немецкий лётчик» Игорь К. 3г.10 мес. 20.10.41. «Немецкий летчик сбрасывает на нас зажигалки».
Мальчик находится дома. Дистрофия первой степени.  Очень часто рисует самолеты. Вот и на этом рисунке  – фашистский самолет и летчик, со свирепо оскаленными зубами голыми руками сбрасывает уже горящие зажигалки.

Сережа Х.  6 лет 3 мес.  10.11.41. «Ложусь спать» Мальчик находится дома. Сильно истощен, Кожа серая, грязноватая. Кашляет. В легких сухие грубые хрипы.
В комнате темно,  окна забиты фанерой и одеялами, светильник (фитилек в баночке с керосином) зажигают лишь ненадолго, поскольку керосина мало, и тогда Сережа сразу берется за рисование. Вот он изобразил, как он спит, и объясняет: «Мама думает, что мне теплее, если положит кучу одеял, а мне все равно холодно. А ведь я закутан во всякую шерстяную одежку – и все равно я как ледышка! Горячей воды попьешь и немного оживаешь, только ненадолго». Сережа сидит дома и днем – «Но это еще доказать надо, что день – окна-то забиты фанерой, и в квартире темно».
В каждой квартире города, куда мне приходилось заходить (соседи часто  просили зайти, посмотреть ребенка),  был леденящий холод, иней по углам –  пушистый, искрящийся, красивый и …безжалостный. А детям нужно было тепла и еды.

Игорь К. 4 года. 13.12.41. «Это наши часы.
Они показывают,  когда мне можно будет еще кусочек съесть».

13-26.12. «Чёрный квадрат»  Мальчик  поступил с поверхностными осколочными ранениями и воспалением легких. Поправлялся довольно быстро, но был очень угнетен и все время молчал, не желая вступать в контакт с детьми и взрослыми.
Посмотрев на его рисунок, я рассказала  ему, что у знаменитого художника Казимира Малевича есть картина «Черный Квадрат».
Помолчав, он ответил: - Значит, и Малевичу тоже было  худо.

16-? ?.09 "Это собака, зовут ее Буза" Мирза, 4 года Дети всегда - и в самые мирные времена, и во время войны - рисуют своих питомцев. Рисунок четырехлетнего Мирзы вполне можно показывать как загадочную картинку: "Угадайте, кто тут нарисован?" Уверена, никто не догадается, что это собака. Но очевидно, что существо это азиатского происхождения. Также очевидно, что оно очень добродушное.

ОТРАЖЕНИЕ БЛОКАДЫ В ДЕТСКОЙ РЕЧИ

Наиболее часто употреблявшиеся детьми слова

Как дети понимали эти слова в то время

Атака

- Это когда фашисты нападают на нас.
- Ну,  ясно же, немцы на нас нападают.

Блокада

- Это сжимает Ленинград и нам не пройти и не проехать
- Не пройти – еще ладно бы, а вот есть нечего, - тут хоть помирай!

Бомба

- Это и есть бомба, - не знаете?- взрывается, людей убивает, дома рушит. Вчера близко рвались на Васильевском и в гавани.

Враги

- Не наши, значит. Нас поубивать всех хотят.
– Злыдни. Пусть радуются, что мы с Генкой еще маленькие, - мы бы показали им, где раки зимуют!

Осколок

- Значит кусок от снаряда или от бомбы
– А что ты спрашиваешь? – вчера ты сама мне из бока и из попы выцарапывала осколки! Три осколка – ты же мне их на память отдала!

Потери

- Сколько людей поубивали и сколько городов порушили у нас

Смерть

- Теперь это на каждом шагу. Очень страшно и несправедливо.

Мальчики 4 – 5 лет (октябрь, ноябрь 1941 г.)

Наиболее часто употреблявшиеся детьми слова

Как дети понимали эти слова в то время

Блокада

- Блокада – это очень страшно, Значит кругом немцы и убивают.  
- Блокада – ну, кругом фашисты и ни-ко-го не жалеют, убивают.

Голод

- Голод – есть очень-очень хочется, а ничегошеньки нет.
- Есть хочется. Хорошо бы проснуться, а около меня кусочек хлеба лежит! Откуда-нибудь взялся бы!
- Вот Лена счастливая: она во сне хлеб видит. А я – хоть бы разочек!
- А я вчера вижу сон: играем в Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай». Но это же ошибочный сон – это игра такая была, а вовсе не взаправдашний хлеб.

Холод

- Я очень боюсь замерзнуть совсем: что если оледенею, как сосулька? Мама придет, а я – не я, а сосулька?                                 
– А человек – вот я – может замерзнуть в ледышку, а потом отмерзнуть?, ну, оживеть?

Ранения

- Ты видела вчера, сколько «Скорых помощей» приезжало: раненых детей привозили. Нянечка сказала – с осколками внутри («Внутрях» – поправила другая девочка).                                          
- Девочка 5 лет после операции удаления осколков: «Ну, теперь ничего, а то во мне этих самых осколков было, как зубов во рту!

Девочки  4 – 5 лет ( октябрь, ноябрь 1941 г.)

Блокада Ленинграда глазами детей

Блокада Ленинграда глазами детей.mp4

тишина.mp4

Тем, кто родился после, войны, многого уже не понять, и того что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить эта в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.


Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми.
Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад.
И не только пережить, но и остаться людьми.
Они уходят,
и вместе с ними уходит история.
А от нас с вами зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Памятник «Детям войны», установленный в Красноярске, куда во время блокады из осажденного Ленинграда было эвакуировано более 11 000 человек.
Блокада Ленинграда\дети войны.mp3