Борис
Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в Москве в семье
Леонида Осиповича Пастернака и Розалии Исидоровны Кауфман. Его родители
принадлежали к
культурной элите России: отец – видный художник, мать – талантливая пианистка.
![]() |
Одним
из первых воспоминаний детства Бориса стало посещение их дома Л.Н. Толстым в
ноябре 1894 года. Среди завсегдатаев семейных вечеров Пастернаков были
живописец Н.Н. Ге и композитор А.
Н. Скрябин. Впоследствии поэт вспоминал, что впитывал «высокое и исключительное» как часть домашнего обихода. Не удивительно, что в такой атмосфере у него рано развился неподдельный интерес к искусству.
Первые серьезные увлечения мальчика рисованием и музыкой
относятся к 1903 году, ко времени учебы в 5-й Московской гимназии.
Большое значение для формирования внутреннего мира Бориса Пастернака имели летние дачные месяцы, которые семья проводила в Одессе и в
Подмосковье. Борис учился видеть и слушать природу, чувствовать дыхание земли и воздуха, что затем ярко проявилось в его поэзии.
Несколько лет Пастернак занимался музыкой, но бросил музыку,
посчитав, что та не дает полноты самовыражения. Окончив в 1908 году гимназию с
золотой медалью, Борис поступил на юридический факультет Московского
университета, через год перевелся на историко-филологический факультет.
Пастернак окончил университет в 1913 году, но никогда не пользовался им «за
ненадобностью». С этого момента он полностью посвятил себя литературе
Первые поэтические опыты Пастернака относятся к студенческой
поре. Но настоящий литературный дебют поэта стоит отнести к 20 декабря 1913
года, когда в издательстве «Лирика» вышел авторский сборник «Близнец в тучах».
В нем уже проглядывались самостоятельные нотки, собственный голос.
В годы Первой мировой войны поэт работал гувернером и домашним
учителем в московских семействах, конторщиком на уральских заводах, но главная
его жизнь заключалась в литературе. Он издал второй сборник, увлекся
переводами. Летом 1917 года Пастернак написал поэтический цикл «Сестра моя
жизнь», получивший широкий положительный отклик в профессиональной среде. Его
тут же признали независимой величиной русской литературы. 1920-е годы отмечены
творческими достижениями. Поэт создал пронизанные автобиографическими мотивами
поэмы «Лейтенант Шмидт», «Девятьсот Пятый год», роман в стихах «Спекторский»,
сотрудничал с Наркоминделом, совершил несколько поездок в Германию.
В 1930-е годы поэт переводил европейскую классику, что приносило
основную часть его доходов. В тяжелую пору «Большого террора» 1937–1938 годов
он отказывался подписывать требования о расстрелах «врагов народа» – напротив,
сам писал прошения И.В. Сталину и его приближенным с просьбами об освобождении
арестованных деятелей искусств.
Начало Великой Отечественной Пастернак встретил в Москве. В 1941 году его с семьей эвакуировали в Чистополь, но июне 1943 года Пастернаки вернулись в Москву. Поэт добился разрешения на поездку на фронт в составе писательской бригады.
В ноябре 1945 года Борис
Пастернак приступил к созданию главного труда своей жизни – романа «Доктор
Живаго», работа над которым растянулась на 10 лет. К этому времени он попал под
негласный издательский запрет: после 1945 года оригинальные произведения
Пастернака при жизни автора больше не издавались, хотя переводы выходили
регулярно, почти сразу признаваясь классическими.
В 1958 году в связи с публикацией за рубежом «Доктора Живаго» и присуждением за него Нобелевской премии вокруг имени Пастернака вспыхнул скандал. Его исключили из Союза писателей СССР, обличали на разного рода собраниях. Травля в прессе вынудила Пастернака написать покаянное письмо и публично отказаться от премии. Последние годы жизни поэт практически безвыездно провел на даче в Переделкине, где, пока позволяло здоровье, работал над новой книгой.
Литературная деятельность Бориса Пастернака развивалась в трех ипостасях – поэта, прозаика и переводчика. Как поэт Пастернак дебютировал в 1913 году, но истинное признание получил в 1917 году, после обнародования сборника «Сестра моя жизнь». Из печати книга вышла лишь спустя пять лет, в 1922 году, но к тому времени широко разошлась в списках.
Рубеж 1920-х и 1930-х годов стал для Пастернака временем
мучительной эволюции. Он искал точку схождения поэзии и прозы, особенно в
романе в стихах «Спекторский» о судьбе русского интеллигента в переломную
эпоху. Поздняя лирика поэта – например, сборник написанных в 1936–1941 годах
стихов «На ранних поездах» – отмечена естественностью и прозрачностью.
Как прозаик Пастернак
реализовался прежде всего в романе «Доктор Живаго». Книга о судьбе талантливого московского врача на фоне грандиозных исторических событий первой половины XX века полна
автобиографического символизма, христианских реминисценций и горьких размышлений. Считается, что Пастернак развил новый тип романа-эпопеи, где несколько текстов наслаиваются один на другой и в итоге придают объем всему произведению.
Как переводчик Пастернак подарил русскоязычному читателю многие шедевры мировой литературы. Он превосходно владел несколькими европейскими языками, что в совокупности с его художественным даром позволило создать непревзойденные образцы перевода. Среди самых больших удач – переводы трагедий Уильяма Шекспира и «Фауста» ИоганнаВольфганга Гёте. Пастернак также переводил с грузинского, французского, испанского, итальянского языков.
Великий писатель скончался 30 мая 1960 года в 23 часа 30 минут на своей даче в Переделкине. Похоронили его 2 июня на местном кладбище. Проводить великого мастера слова в последний путь приехали Ф.Г. Раневская, Б.Ш. Окуджава и многие другие известные поэты и писатели.
«Быть знаменитым некрасиво...»
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех…
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.