СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛОЧКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА
«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«КАТУШКА». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ
Губы нейтральны, как при произнесении звука [а].
Губы округлены, как при произнесении звука [о].
Губы вытянуты трубочкой, как при произнесении звука [у].
Углы рта оттянуты, зубы обнажены, как при произнесении звука [и].
Чередование движений от [а] к [и], от [а] к [у] и обратно.
Плавный переход от [и] к [а], от [а] к [о], от [о] к [у] и обратно.
Артикулирование ряда гласных с плавным переходом: [и] ― [а] ― [о] ― [у] и в обратном порядке.
Артикулирование может сопровождаться проговаривани-ем звуков.
Ребенок контролирует собственное выполнение речевой гимнастики с помощью зеркала.
«УЛЫБКА». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы
растянуты в улыбке. «ТРУБОЧКА». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
Речевая гимнастика:
ПЧЕЛА
На цветке сидит пчела,
До чего она мала.
Набирает сладкий сок
Наша пчелка в хоботок.
ЗАКРЕПЛЯЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ ТВЕРДОГО ЗВУКА [Г] И МЯГКОГО ЗВУКА [Г']
Произнесите слова со звуком [г].
Гуси, гусли, губка, гуляш, гусар, гуталин, гусеница.
Голубь, горы, город, голос, голод, горло, гости, горилла, горох, горшок, голова, горбуша, гостиная, горностай, говядина, гончар, гонщик, голубцы, гонки, горы, горнист, гольфы.
Газета, газель, гагара, гадюка, газон, галерея, галоша, галстук, галка, гайка, гамак, гараж, гардероб, гарнир, гадалка, галеты, гармонь.
Произнесите слова со звуком [г].
Багаж, магазин, вагон, попугай, огонь.
Гроза, груда, град, гранат, гранит, граната, графин, грач, грабли, глаза, груша, глобус, гном, гвозди, грузди, гвоздика, грузовик, градусник, глоток, гражданин, глубина.
Назовите слова, в которых после согласного звука [г] слышится гласный звук.
Назовите слова, в которых после согласного звука [г] слышится согласный звук.
Доскажите словечко.
ВЬЮ... БЕ... ТАЙ-...
НО... ПУР-... ОТВА-...
ДОРО-... ДУ-... БЕДНЯ-...
КУРА... СЛУ-... ДВОРНЯ...
СЕРЬ... КОЛЬЧУ... ПОДРУ-...
ЧУДЕСНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ СЛОВ
Замените первый звук в слове на [г] и получите новые слова.
КЛАША
КРОТ
КОЛ
КОСТИ
КУБКИ
КОРА
КОЛОС
КОЛЕНИ
Произнесите несколько раз слоги со звуком [г*].
ГЯ ― ГИ ― ГЁ ― ГЮ ― ГЕ
ГИ ― ГЮ ― ГЕ ― ГЯ ― ГЁ
ГЮ ― ГЁ ― ГЯ ― ГЕ ― ГИ
Произнесите столько раз слог -гя-, сколько услышите хлопков.
«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Учим различать [г] и [г'] в словах.
Взрослый называет слова с [г'] и [г], дети находят слово с мягким [г*].
Наган, дуга, гиря, погода. Ягоды, богач, говор, гипс. Угорь, горшок, гуашь, герой. Берлога, бумага, гиена, гуляш.
«ДОБАВЬ СЛОГ»
Взрослый начинает слово, дети, добавляя слог -ги,
заканчивают его.
НО... ДУ-... СЛУ-... СЕРЬ... ДЕНЬ...
КНИ-... ТЕЛЕ... ДОРО-... БУМА... БЕРЛО-...
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.