Роль и значение дифференцированного подхода к обучению возрастает неизмеримо в связи: - с принятием нового стандарта математического образования;-с переходом старшей школы на профильное обучение -со сдачей экзамена по математике в форме ЕГЭ
1.Зона актуального развития ученика.
Обученность:
знания (что знает ученик);
учебная деятельность (как умеет учиться).
2.Зона ближайшего развития ученика.
Обучаемость:
способность к усвоению новых знаний (как может учиться ученик при помощи другого человека).
3.Зона ближайшего саморазвития ученика.
Самообучаемость:
инициатива, самостоятельная, без стимулов извне, постановка и реализация целей, программа самообучения (как ученик осуществляет самообучение)
Этапы становления дифференцированного подхода
Диагностика обучаемости, возможностей и способностей школьников
Целеполагание: определение целей, задач и условий эффективного обучения
Активизация познавательной деятельности школьников в интересах их умственного развития
Коррекция учебной деятельности учащихся с учётом их способностей
Индивидуализация обучения, работа с одарёнными школьниками
• запоминание;
• воспроизведение.
• показывать, (опознавать);
• называть;
• распознавать;
• узнавать;
• давать определения;
• пересказывать и т. д.
Низкий
репродуктивный (удовлетворительно)
средний
практический (хорошо)
применение знаний в знакомой ситуации, по образцу, на основе
обобщенного алгоритма (схемы);
выполнение действий с четко
обозначенными правилами.
• измерять;
• объяснять;
• составлять по готовой схеме;
• соотносить;
• характеризовать;
• сравнивать;
• соблюдать правила и т.п.
высокий
творческий (отлично)
• применение знаний в
незнакомой ситуации;
• выполнение творческих
заданий.
• составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос;
• высказывать суждения;
• анализировать информацию;
• выделять существенные признаки;
• устанавливать логические связки;
• делать выводы;
• приводить и обосновывать собственные примеры и оценки;
• осуществлять поиск необходимой информации и т. п.
Комбинированный урок:
Оргмомент
Целеполагание и мотивация
Актуализация знаний и умений
Первичное усвоение учебного материала
Осознание и осмысление учебного материала
Систематизация знаний и умений
Применение знаний и умений
Проверка уровней усвоения знаний и умений
Информация о домашнем задании
рефлексия
На этапах закрепления материала я использую следующие схемы. На первом уроке использую схему №1: 1. общие задания 2. дополнительные задания более быстрым и сильным ученикам (2 и 3 группы). На втором уроке на этапе закрепления знаний использую схему №2: Разветвленные задания 1. более легкий вариант; 2. средний вариант; 3. более трудный вариант. Дети могут самостоятельно выбрать определенный вариант
)
Дано: АBC; С-прямой
С = 15 м; sin B = 0.6
Найти: b. a
Вопрос 1. Каким отношением можно записать синус угла В?
Ответ. sin B= b : с.
Вопрос 2. Какой компонент полученной формулы неизвестен?
Ответ. Неизвестен катет b, который можно найти, пользуясь этой формулой: b = c• sin B = 15 • 0,6= 9 (м).
Вопрос 3. Как найти а?
Ответ. Воспользуемся теоремой Пифагора: a2 = c2 – b2;
а
с
b
В
С
А
методы
-объяснительно-иллюстративный метод;
-репродуктивный метод;
-метод проблемного изложения;
-частичнопоисковый, или эвристический, метод;
-исследовательский метод
Формы средства
-Фронтальный -учебник
-Групповой -тесты разноуровневые
-Индивидуальный -карточки с обрасцами решений
-карточки с разноуровневыми заданиями
Положительные аспекты | Трудности и возможные отрицательные последствия |
Отсутствие в классе отстающих учащихся; | - большая подготовительная работа перед уроком; |
Групповая работа
Приведу примеры карточек, которые использую на этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель». Каждый играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока, слушаю ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя».
Иногда организую работу в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися более слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. При этом работу организую комбинированно: те, кто отлично усвоил материал, на определённую часть урока выполняют роль учителя, остальные работают индивидуально и коллективно, после чего организуется проверка выполнения работы пары «Ученик-учитель».
Можно использовать также работу в паре, называемой динамической, когда поочерёдно общаются друг с другом учащиеся, сидящие за двумя соседними партами (это уже малая группа из 4-х человек).
Каждый ученик этой малой группы получает карточку с заданием, на обратной стороне которой имеются целесообразные вопросы, а также предполагаемые ответы на них (ключи к решению задачи).
Получив такую карточку, каждый должен разобраться в решении. После этого начинается общение каждого с каждым в данной группе. Таким образом, каждый ученик группы решит 3 задачи, а одну, разобрав предварительно, предложит каждому из членов его группы.
Приведу примеры карточек, используемых для работы в динамической паре
Такие карточки предлагаются в четырёх вариантах для четырёх учащихся группы. Во время этой групповой работы я, как и описывалось выше при работе в статической паре, осуществляю помощь и контроль. Работа длится до 20-25 минут урока, после чего ученики приступают к письменной самостоятельной работе по вариантам.
Карточка № 1 Лицевая сторона карточки
(для отвечающих)
1. Как называются числа а и b в квадратном уравнении?
2. В каком случае квадратное уравнение называется неполным?
3. Сколько корней имеет квадратное уравнение: х2 = -9? Ответ объяснить.
Карточка № 1 Обратная сторона карточки
(для опрашивающего)
1. Как называются числа а и b в квадратном уравнении?
2. В каком случае квадратное уравнение называется неполным?
3. Сколько корней имеет квадратное уравнение: х2 = - 9? Ответ объяснить.
ОТВЕТЫ
1. Число а называется первым коэффициентом, число b - вторым коэффициентом квадратного уравнения.
2. Если хотя бы один из коэффициентов b или с квадратного
уравнения равен нулю, то квадратное уравнение называется неполным.
3. Это уравнение не имеет корней, т. к. квадрат любого числа
неотрицателен.
Контрпримеры
Считаю полезным — использование в работе контрпримеров, которые применяю тогда, когда надо убедить ученика, что он ошибается, что его представление о том или ином понятии неверно или для предотвращения ошибки. Приведу несколько контрпримеров.
Число 12 делится на себя и на единицу, но оно не является простым числом.
Прямые a, b и c лежат в одной плоскости, не имеют ни одной общей точки, но не являются параллельными.
Такая работа способствует повышению внимания учащихся на уроках как при введении новых понятий, определений, правил, так и при закреплении материала. Усилению внимания способствуют новизна примера, его контрастность по сравнению с предыдущими упражнениями, а также и некоторая неожиданность его появления среди типичных примеров. При этом преобладают положительные эмоции, что благоприятно сказывается на всём процессе обучения. Учащиеся стремятся выделить из предлагаемых примеров контрпример и аргументированно обосновать свой ответ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.