Методический семинарФормирование мыслительной деятельности обучающихся посредствомметода контекстуального анализа текста.
Горбунова Светлана Васильевна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОЩ № 33 имени кавалера ордена «За личное мужество» С.А. Вотрина городского округа Сызрань Самарской области
Проблемная ситуация
Желаемое |
Обучающийся переносит полученные историко-культурные знания на текст, выявляя при этом замысел автор. |
Умение анализировать тексты. |
Реальное |
Отсутствие читательского опыта из-за нежелания читать . |
Отсутствие историко-культурных знаний у обучающихся. |
Отсутствие восприятия целостной картины мира без межпредметных связей. |
«Чем шире и полнее учтены литературоведом связи произведения с предшествующими ему явлениями и фактами (как литературно-художественным, так и непосредственно жизненными), тем больше «выигрывают» анализ и интерпретация».
Хализев Валентин Евгеньевич
«Надо изучать язык самого писателя, его личный бэкграунд, взгляды, эпоху и т.д.»
Квентин Скиннер
Сущность контекстуального анализа на уроках
Контекстуальный анализ
Условие проникновения в смысловые глубины произведений
Одна из существенных предпосылок постижения как авторских концепций, так и первичных интуиций писателей.
Способствует:
умению размышлять и сопоставлять;
умению изучать произведение в рамках текста и в контексте жанра, эпохи, культуры;
социализации.
Рассмотрение художественного текста (ФГОС)
Три вида информации, которые можно проследить благодаря методу контекстуального анализа
Фактуальная Концептуальная Подтекстовая
факты, события, мировоззрения автора, взгляды, скрытый смысл
рассуждения автора, замысел
движение сюжета
Анализ художественного текста
1.От общего впечатления к частному: что больше всего бросается в глаза и почему? (Этап восприятия)
2.От личного к медленному чтению: что дает для понимания каждая строка, строфа или фраза. (Этап понимания)
3.От чтения личностного восприятия к интерпретации: какой смысл вкладывает автор. (Этап интерпретации).
Существительные: предметный и понятийный состав.
Прилагательные: чувственная и эмоциональная окраска.
Глаголы: действия и состояния.
Смыслы
Биографический, исторический, культурологический комментарии.
Ключевые слова
Этапы рассмотрения текста на уроке
К Talon помчался: он уверен,Что там уж ждет его Каверин.Вошел: и пробка в потолок,Вина кометы брызнул ток;Пред ним roast-beef окровавленный,И трюфли, роскошь юных лет,Французской кухни лучший цвет,И Страсбурга пирог нетленныйМеж сыром лимбургским живымИ ананасом золотым.
Технология и приёмы
Технология
Технология смыслового чтения.
Приёмы
Работа с источниками информации;
Работа с ключевыми словами;
Работа с таблицами, кластерам.
Фактуальная | Концептуальная | Подтекстовая |
К Talon помчался, Каверин, название блюд и разновидности вин, roast-beef, французской кухни. | Показать культуру дворянского сословия, чтобы подчеркнуть «типичность» Онегина. | Вся изысканная кухня не привлекает Онегина, он пресытился этой однообразностью. Показать образ лишнего человека. |
Образ крестьян в рассказе И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч» (6 класс)
Тема, поднимаемая автором в циклах рассказов «Записки охотника»: изобразить простых русских крепостных, их неподдельную красоту, показать оскудение русского дворянства.
Ученик по окончании изучения темы:
раскрывает сущность крепостного права в России XIX века;
рассказывает о тяжёлой жизни крепостных людей, опираясь на литературоведческий анализ;
анализирует ситуации, представленные в тексте;
даёт собственную оценку и обосновывает собственную позицию.
Каково влияние на народ страны существующего строя и в частности крепостного права, а также в чем выражаются проявления его гибельного действия?
Анализ прозаического текста
Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину…
Лет двадцать пять тому назад изба у него сгорела; вот и пришел он к моему покойному батюшке и говорит: дескать, позвольте мне, Николай Кузьмич, поселиться у вас в лесу на болоте. Я вам стану оброк платить хороший.
Попал Хорь в вольные люди <...> кто без бороды живет, тот Хорю набольший…
Ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу, перед тяжелым образом в серебряном окладе, теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и по косякам окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумчивых тараканов.
Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.
Результативность
Достоинства метода контекстуального анализа на уроках:
Кластеры, таблицы позволяют охватить большой объём информации;
Обучающийся способен выделять главное из текста, затем проинтерпретировать.
Ученик способен переходить от частного к общему, понимая при этом проблематику произведения.
Ученик учится анализировать и критически мыслить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.