Задачи формирования фразовой речи
на начальном этапе :
- Развитие понимания обращенной речи
- Формирование однословной фразы, состоящей из
называния предмета или простого действия:
Маша. Зайка. Идёт.
- Формирование двухсловных предложений
(предмет + действие): Мишка ест.
- Вопросно-ответная форма
- Составление предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям
- Использование приемов отраженной и сопряженной речи
- Установление контакта с ребенком
Модели фраз по В.И. Балаевой:
1 модель: глагол + существительное ( сказуемое+ прямое дополнение). Дай кашу. Возьми лопату.
2 модель: существительное + глагол ( подлежащее + сказуемое). Мальчик читает.
3 модель: существительное + глагол + существительное ( подлежащее+ сказуемое+ прямое дополнение). Кошка пьет молоко.
4 модель: прилагательное + существительное + глагол. Маленький мальчик читает.
5 модель: прилагательное + существительное + глагол + существительное (прямое дополнение). Маленький мальчик читает книгу.
6 модель: существительное + глагол + слово категории состояния. Дети поют весело.
7 модель: существительное + глагол + предлог + дополнение.
8 модель: прилагательное + существительное + глагол + предлог +дополнение.
9 модель: модель: существительное +глагол + глагол; существительное + существительное + глагол. Девочка идет искать. Мать девочки смеётся. 10модель: существительное + прилагательное + «А» + существительное+ прилагательное + «НО» +
11 модель: существительное + глагол + «И» + существительное +глагол.
12 модель: предложения с элементами подчинения.
Рекомендации к организации работы с алаликами
- Раннее начало работы
- Создание благоприятных для развития речи ребенка условий, исключить возможное травмирующее воздействие окружающей среды.
- Связь работы над речью с предметно-практической и игровой деятельностью ребенка
- Строгая дозировка занятий
- Использование в работе над речью возможно большего числа анализаторов: двигательного, слухового, зрительного, осязательного.
- Индивидуальный подход ребенку
- Обеспечение возможности общения ребенка с нормально говорящими детьми, которые младше его по возрасту.
- Учет основных закономерностей развития речи детей в ходе нормального онтогенеза
- Системное воздействие на все нарушенные компоненты речи
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.