Нельзя быть счастливым, не умея читать!
9 класс:
д/з в среднем – это 8 стр.(6500 сл.);
мин.норма чтения – 90 сл/мин.:
заданное прочтет за 72 мин.;
многим надо перечитать 3 раза - это 3,5 ч;
+ 7-8 ч. в школе
= 14 ч. рабочий день уч-ка
Т.обр., многие дети обречены на неуспеваемость до тех пор, пока
не их не научат элементарному – читать.
Не читающий ребенок – это катастрофа школы, общества.
Воспитание сознательного читателя предполагает:
овладение навыками чтения;
культурой чтения, слушания, говорения;
формирование навыков работы с различными видами текстов;
эмоциональной отзывчивости, самостоятельности и способности воспринимать художественное произведение.
Особенности зрительного механизма:
взгляд движется скачками (0,01-0,03 сек);
фиксация (до 0,15 сек у опытного читателя);
зрение больше ориентируется
на верхние части букв;
регрессия – возврат к ранее зафиксированному
СПОСОБЫ формирования умения понимать прочитанное:
Вопросы учителя (центральное место);
Беседы
Иллюстрации
Устное рисование –иллюстрирование
Чтение по ролям…
В развитых формах процесс чтения протекает так, что техническая сторона работает в автоматическом режиме, как навык, а смысловая – как сложное умение (переработка, усвоение содержания текста)
Чтение – вид речевой деятельности, где во взаимодействии выступают следующие компоненты:- восприятие графической формы слова;- перевод её в звуковую»- понимание прочитанного
Этапы формирования навыка чтения:
Аналитический( букв., слоговое чтение)
Синтетический (целые слова + интонирование)
Этап автоматизации (желание читать про себя, эмоц. реакция, стремление обсудить прочитанное сам-но)
Условия овладения автоматическим чтением:
Отбор текстов .
Каждодневное упражнения в чтении.
Систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения.
Организация обучения чтению про себя:
первичное чтение учителем (учеником по вызову) и повторное про себя
-чтение шёпотом
-жужащее чтение
-беззвучное артикулирование читаемого
-«тихое чтение» (в плане внутренней речи)
-собственно чтение про себя
Характеристики навыка чтения:-правильность-беглость-сознательность-выразительность
Этапы формирования навыка чтения:
1.Овладение звуко- буквенными обозначениями (добукварный и букварный период).
2. Послоговое чтение (часто- смысловая догадка окончаний слова)
3. Становление синтетического чтения
(смысловая догадка – значительна, много ошибок, регрессиий).
4. Синтетическое чтение
(смысловая догадка определяется содержанием прочитанного, а также смыслом и логикой всего рассказа)
Приемы работы над правильностью и беглостью чтения.
Развитие устной речи (ребёнок должен говорить!)
Орфографическое и орфоэпическое произношение и чтение.
Развитие четкости произношения
Целенаправленное установочное чтение
Игры со словами
Упражнение на развитие оперативного поля зрения и памяти
Развитие гибкости и скорости чтения вслух и молча
Развитие предвидения (смысловой догадки)
Приёмы работы над выразительностью чтения:
Техника речи: дыхание, голос, дикция.
Образец чтения (учитель,артисты – кассеты, пластинки)
Интонация – мелодика речи:
тон (ласковый, равнодушный, холодный, побуждающий, восхищенный, сочувствующий…)
темп (норма, убыстренный, быстрый, медленный, замедленный, в темпе скороговорки)
ритм (простукивание карандашом, хлопки…)
- паузы (смысловые и грамматические)
логические (смысловые) ударения
Обучение осознанному чтению
Работа над антонимами, синонимами, фразеологическими оборотами…
Установление смысловые связи в предложениях…
Работа над планом.
Все виды пересказа.
Выборочное чтение, чтение по ролям, инсценирование…
Система обучения оптимальному чтениюВ.Н. Зайцева. Резервы обучения чтению.
Частота упражнений (не много, а часто)
Жужжащее чтение
Пятиминутки чтения (на каждом уроке)
Чтение перед сном
Режим щадящего чтения
Развитие оперативной памяти (зрительные диктанты)
Коллективные комплексные упражнения
Многократное чтение на время
Чтение в темпе скороговорки
Чтение с переходом на незнакомую часть текста (не более 30 сек)
Стимулирование желания читать (самозамеры)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.