Наше образование находится на этапе серьезных изменений, заданных Законом «Об образовании в РФ» 1 сентября 2013 года.
Важным и прогрессивным шагом в развитии ценностных основ образования стало определение инклюзивного образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей детей.
Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя ,лат. includere – заключать, включать) – особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность (возможность) образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей.
8 принципов
инклюзивного образования:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Что такое инклюзивное образование?
Пункт 27 статьи 2 закона «Об образовании в РФ»
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Это законодательно закрепляет право каждого ребенка получать образование с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей.
Кто относится к группе учащихся с ОВЗ?
Статья 2 пункт 16 Закона определяет, кого сегодня необходимо официально относить к группе обучающихся с ОВЗ и как определяется данный статус:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-меди-ко-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
К детям с ОВЗ относятся:
•дети-инвалиды;
•лица с нарушениями слуха;
•лица с нарушениями зрения;
•лица с нарушениями речи;
•лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);
•лица с задержкой психического развития (ЗПР);
•лица с нарушениями интеллекта;
•лица с расстройствами аутистического спектра (РАС);
•лица со сложными дефектами.
Какова ответственность образовательных организаций в обеспечении охраны здоровья учащихся?
Статьи 41 и 42 определяют ответственность различных образовательных организаций в обеспечении охраны здоровья учащихся.
Обеспечение охраны здоровья обучающихся, в соответствии со статьей 41 Закона, входит в круг обязанностей образовательных организаций.
Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся.
Какие обязанности будут у педагогов в отношении учащихся с ОВЗ?
Статья 48 часть 1, пункт 6 закрепляет новые обязанности педагогов в отношении учащихся с ОВЗ. Обязанностью и ответственностью педагогических работников является необходимость... учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Инклюзия – обучение ребенка с ОВЗ в обычном классе массовой школы – это выбор родителей и рекомендация ПМПК.
Заключение комиссии носит для родителей рекомендательный характер, а для образовательной организации обязательный.
Право учащихся с ОВЗ и их родителей выбирать форму образования определяется статьей 79 Закона, а именно:
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано:
совместно с другими обучающимися,
в отдельных классах, группах
в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность(специальных учреждениях).
Сегодня в образовании закреплены понятия «индивидуальный учебный план» и «адаптированная образовательная программа».
Индивидуальный учебный план обязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы школы, с учетом адаптированной основной образовательной программы для категории детей с ОВЗ (программы СКОУ), к которой относится ребенок. При этом адаптации и модификации подлежат:
программы учебных предметов;
учебники и рабочие тетради;
электронные средства и формы организации обучения;
формы организации учебного процесса;
способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий ,способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и др.).
Какая школа может называться инклюзивной? Прежде всего, школа доступная. Не только архитектурно доступная, но и психологически открытая для любого ребенка.
Особенность инклюзивной педагогики, не в том, чтобы сделать учеников с особыми образовательными потребностями «особенными», а в общности основ человеческого развития, опирающейся, прежде всего, на поддержку, принятие и взаимопомощь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.