«Использование современных коррекционно-развивающих технологий в воспитательном процессе, основанных на индивидуальном походе к обучающимся»
Подготовила:
воспитатель
Косинова Виолетта Александровна
28.03.2019 г.
Воспитание – это процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания.
Существует ли двое детей, которые могли бы учиться и развиваться совершенно одинаково? Конечно, нет! Почему? Ответ очевиден. Во-первых, индивидуальные особенности не равнозначны. Во-вторых, разные семьи, разная среда, условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок. У детей заведомо разная социальная ситуация развития. Одним из решений в данной ситуации является индивидуализация образовательного процесса.
Индивидуальный подход – это подход, предполагающий, что педагоги подбирают в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка содержание и технологии обучения и воспитания; выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).
Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья и принятые в общей и специальной педагогике классификации методов воспитания, в своей работе использую следующие методы:
информационные методы (беседа, использование компьютерных технологий, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни, в том числе личный пример педагога, экскурсии, встречи и пр.);
методы диалога;
приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;
игровые методы;
рефлексивные приемы и методы.
Наиболее доступны для обучающихся с ОВЗ практически-действенные методы воспитания, которые применяются в сочетании с различными информационными методами (Беседа «Сыны Отечества – защитники земли русской», круглый стол «Кто такие герои?», Беседа «Былинные богатыри земли русской», «Освобождение Воронежа»). В рамках патриотического воспитания открывается возможность провести военный проект.
На воспитательных мероприятиях применяю ИКТ в виде презентаций («Былинные богатыри земли русской», воспитательное мероприятие «День победы»). Обучающимся нравится общаться с компьютером, работа с компьютером повышает самооценку, что очень важно для развития личности.
Воспитание, формирование личности обучающихся осуществляется каждый день. Каждый обучающийся индивидуален: кто-то хорошо уметь учить стихи, кто-то — танцевать, кто-то рисовать лучше других. Наша задача — помочь каждому ребёнку раскрыться. При этом важно отметить старания ребёнка и усилия, прилагаемые им для достижения хороших результатов в учении, труде, творчестве. Ведь, как показывает опыт, в каждом ребёнке есть задатки таланта, но если их не развивать, то ничего и не получится.
Репетиции спектаклей, общешкольных мероприятий имеют большое значение в воспитании индивидуальности обучающихся, так как во время их проведения они общаются и незаметно для себя показывают то, что умеют. Распределение ролей происходит, учитывая индивидуальные способности и желания каждого.
Личностно-ориентированный подход — важнейший принцип воспитания детей с ОВЗ. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержание воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм. Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия, педагог сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.