Районная проблемная группа «Мотивация к поиску и усвоению новых знаний на уроках»
План работы
Тема заседания № 1
«Как правильно начать урок или три правила эффективного урока».
Тема заседания № 2
«Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения, применяемые на уроках гуманитарного цикла».
Тема заседания № 3
«Активизация познавательной творческой деятельности через внеклассную работу по предметам. Организация и проведение предметных недель».
Тема заседания № 4 «Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках. Итоги работы проблемной группы.
Эмоциональные:
поощрение,
порицание,
учебно-познавательная игра,
создание ярких наглядно-образных представлений,
создание ситуаций успеха,
стимулирующее оценивание,
свободный выбор задания,
удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные :
опора на жизненный опыт,
познавательный интерес,
создание проблемной ситуации,
побуждение к поиску альтернативных решений,
выполнение творческих заданий,
«мозговая атака»,
развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
Волевые:
предъявление учебных требований,
информирование об обязательных результатах обучения,
формирование ответственного отношения к учению,
познавательные затруднения,
самооценка деятельности и коррекции,
рефлексия поведения,
прогнозирование будущей деятельности.
Социальные:
развитие желания быть полезным обществу,
побуждение подражать сильной личности,
создание ситуации взаимопомощи,
поиск контактов и сотрудничества,
заинтересованность в результатах коллективной работы,
взаимопроверка,
рецензирование
Второе правило эффективного урока
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию.
Какие педагогические средства (приемы) можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
В некоторых случаях ставить отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что педагог верит в ученика , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
Иногда предполагаемые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.
Кредит доверия (стимулирующее оценивание)
Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно сегодня изучить тему
Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету сегодня?
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Какая помощь тебе нужна?
Как ты поймёшь, что результат достигнут?
Это нужно? Это важно? (значение изучаемого материала)
«Оратор»
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
«Фантазёр»
Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
«Кумир»
На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?
«Профи»
От лица директора крупной фирмы объясни, зачем нужно изучение этой темы?
Игра «Знаете ли вы, что…?» -
эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой
Что народы Кавказа носили две пары башмаков, надевая их друг на друга? (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)
Что такое картечь, лафет, бивак? (М.Ю. Лермонтов, «Бородино»)
Мотивация через «угадывание» темы урока
Работа над эпиграфом.
«Глядя на мир, нельзя не удивляться»
( Козьма Прутков )
Справедливы ли эти слова Козьмы Пруткова?
Чему мы удивляемся, глядя на мир?
Я больше всего удивляюсь бесконечному разнообразию нашего мира. Кажется, что всё мы изучили! Казалось бы, все части речи уже изучены.
А ВДРУГ откроется что-то новое и неизвестное! И мы удивимся, как же мы этого не замечали раньше!
Возьмём, к примеру, тему нашего урока.
Реалии (фрагмент интеллектуальной игры)
1. В древнерусском языке одним из значений этой части речи было «слово», «речь вообще».
2. А.С. Пушкин говорил, что эта часть речи может «жечь сердца людей».
3. Часть речи, по мнению Николая Греча, «придаёт речи жизнь».
4. Часть речи, которая заставляет нас действовать.
“Да-нетка”
Весело прозвенел школьный звонок.
Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:
– связывать разрозненные факты в единую картину;
– систематизировать уже имеющуюся информацию;
– слушать и слышать соучеников.
Педагог загадывает какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове.
Лингвистическая задачка
Пришли звери на Ярмарку предложений.
Заяц говорит:
- Мне нужны предложения, с помощью которых я таким смелым стану, что смогу крикнуть: «Уходи, Лиса. Не трогай моих зайчат! Научись со всеми в мире жить!»
А Лиса говорит:
А мне нужны предложения , чтобы у Зайца спросить, когда у него день рождения.
Ну, а мне такие нужны предложения, чтобы рассказать, какой мед вкусный и полезный,- пробубнил Медведь.
Вопросы: Разные цели были у животных?
Какие предложения продавали на Ярмарке?
Задание: сформулируй тему урока и самостоятельно дайте определения видам предложения по цели высказывания
Крок - "послесловие" к уроку первичного усвоения материала, составление схемы маршрута «предметного путешествия", проделанного в классе и восстанавливаемого дома по памяти.
«Математического путешествия», «географического путешествия»…
Продолжение работы с кластером
«Переводчик».
Лука и Сатин являются резонерами в пьесе. (Лука и Сатин отражают авторскую позицию).
Можно ли поставить знак =? Сделайте вывод, ответив на вопрос «Какова позиция автора?»
(Это и станет продолжением темы урока.) Предполагаемые ответы:
«Двойственность, противоречивость, неоднозначность позиции автора»
Тема: «Основной конфликт пьесы М. Горького «На дне».(сформулировать вторую часть темы).
Двойственность позиции автора
Задания
Замените слово «конфликт» синонимами (противоречие, спор).
Задайте вопросы к слову спор. (О чем спор? Между кем спор?).
Предполагаемые ответы:
- спор о правде,
- между Лукой и Сатином.
4. «Переводчик». Лука и Сатин являются резонерами в пьесе. (Лука и Сатин отражают авторскую позицию).
5. Можно ли поставить знак =? Сделайте вывод, ответив на вопрос «Какова позиция автора?»
Это и станет продолжением темы урока.
Предполагаемые ответы:
- Двойственность, противоречивость, неоднозначность позиции автора.
Целеполагание:
- доказать двойственность позиции М. Горького через спор Луки и Сатина.
Планирование (Определение вида деятельности (цитатные характеристики).
Проведем эксперимент.
Когда солнце село с мычанием и ревом прошло стадо.
Когда солнце село с мычанием и ревом прошло стадо.
Утром мы отправились на охоту за детьми дома осталась присматривать тетя Даша.
Утром мы отправились на охоту за детьми дома осталась присматривать тетя Даша.
Поисковую умственную активность вызывают задания, которые требуют от школьников исправления логических, фонетических, стилистических и прочих ошибок. Постоянная систематическая работа по обнаружению, исправлению и объяснению ошибок.
Сервис Plickers позволяет реализовать быструю обратную связь от класса (аудитории родителей, слушателей).
Фронтальные опросы во время учебного занятия по пройденному или текущему материалу.
Работа с мобильным приложением отнимает не более нескольких минут. Получение результатов опроса происходит на занятии без длительной проверки. Наличие смартфонов или компьютеров обучающимся не требуется.
Мобильное приложение Plickers под управлением iOS или Android, установленное на планшет или мобильный телефон педагога, считывает QR-коды (пиар-код) с бумажных карточек обучающихся. Компьютер или ноутбук с открытым сайтом Plickers в режиме Live View и проектор позволят учащимся видеть вопрос педагога. В конце опроса его результат можно вывести на экран, т.к. приложение отображает статистику ответов и выстраивает диаграмму на основе ее анализа.
https://infourok.ru/rabota-s-programmoy-plickers-poshagovaya-instrukciya-2613639.html
Проект «Золотой фонд ошибок»Примечание: Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы.
- рассказ «Преступление и наказание»
- красотой человеческой души можно восхваляться…
- дятел выстукивал трель..
- автор в рассказе рассказывает…
Бесконечно длинное предложение
Релаксация
«Мышечная радость» (физиологические паузы)
Фониаторная гимнастика
«Зеленый квадрат»
Дудук (музыка абрикосовой флейты)
Весело и полезно
(фониаторная гимнастика)
А, ХА – полная чистка организма
Й, А – чистим организм, активизируем внимание
У, ШУ – совершенствуем дыхательную систему
ХА – повышаем настроение
Полезный совет
Полурелаксация: спина плотно касается спинки стула, подбородок вверх, глаза открыты.
Полная релаксация: сидим на стуле, опустив руки вниз; ноги разведены в коленях с упором на пятки; подбородок опущен, глаза закрыты.
Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата
Проблематизация
Определение темы
Целеполагание
Планирование деятельности
Реализация
Презентация
Районная проблемная группа «Мотивация к поиску и усвоению новых знаний на уроках»
План работы
Тема заседания № 1 (15. 11.19)
«Как правильно начать урок или три правила эффективного урока».
Тема заседания № 2 (30.01.20)
«Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения, применяемые на уроках гуманитарного цикла».
Тема заседания № 3
«Активизация познавательной творческой деятельности через внеклассную работу по предметам. Организация и проведение предметных недель».
Тема заседания № 4 «Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках. Итоги работы проблемной группы.
«Свободны ВСЕ…»
Освобождение от домашнего задания - сильное мотивирующее средство.
Нужно педагогу заблаговременно вывешивать на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговаривать, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.
“Защитный лист”.
Предпочтительнее проводить в старших классах.
Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, нужно держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда можно набрать материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.
Сформулируйте цель урока…
Можно ли сказать, что ваше умение подмечать сходство идеально и его не надо совершенствовать?
Нужны ли нам знания для данного урока? И какие?
Тема : «Что на что похоже?
Кто на что похож?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.