А чему посвящен рассказ «Бежин луг»?
Это произведение о жизни крестьянских мальчиков
Этот рассказ был написан во времена крепостного права. Писатель включил его в сборник под названием «Записки охотника», вышедший из печати в 1852 г. В рассказе раскрывается внутренний мир героев в оценке рассказчика-героя.
И вот он увидел два огонька. Настроение изменилось: он обрадовался. Появились наконец люди — «маленькая кудрявая голова».
Он наконец узнал, что зашел на Бежин луг , увидел людей и «решился» подойти к крестьянским мальчикам, которые и становятся героями рассказа
Зачем Тургенев разворачивает долгую картину блужданий рассказчика, подробно описывает смену его настроений? Только ли «для фона»?
Природа у него тоже самостоятельный герой, и рассказчик — не просто рассказчик. Автору интересно развернуть все внутренние переживания своего рассказчика-охотника.И далее он не сразу переходит к описанию мальчиков
Прежде чем рассказать о мальчиках, охотник сначала рассказывает, для чего выгоняют в деревне лошадей в ночное, как к этому относятся мальчики. Зачем?
Может быть, надо было с этим познакомить читателей, которые не знали, как живут крестьянские дети, что для них это — «большой праздник».
Выгонять перед вечером и пригонять на утренней зари табун — большой праздник для крестьянских мальчиков.
Обратите внимание на экран, здесь изображены портреты мальчиков, сопоставьте эти портреты и описание внешности, которые даны автором в рассказе и назовите кому из мальчиков они принадлежат.
«Мальчики и их истории»Безусловно , характеристики детей были бы неполными, если бы мы не услышали ,о чем они говорили у костра.
Свет костра крестьянских ребятишек – их коллективного опыта и разума осветил кусочек необъятной тьмы вокруг и дал возможность их случайному гостю заглянуть в тот таинственный мир, которого он коснулся.
Что же выхватил свет костра народных примет и наблюдений?
Илюша рассказывает про домового, про псаря Ермилу и барашка на могиле, про деда Трофимыча, про бабу Ульяну, покойного мальчика Ивашку, про Тришку-антихриста. Он и про лешего говорил, и про водяного.
Все его истории про страшное.
Он верит больше, чем все остальные. Если бы не верил, то не рассказывал бы с такими эмоциями. Он знал все поверья.
А какие истории рассказывает
Костя?
Это такие же истории, какие
рассказывал Илюша? Или чем-то
отличаются? Как они характеризуют
Костю? Сопоставьте с портретом.
Костя рассказывает про плотника
Гаврилу и русалку, про Феклисту и
ее сына. Рассказчик заметил у мальчика задумчивый и печальный взор.
Он мечтательный, его истории — сказочные. У него даже слова такие — «братцы мои»... Светлые, поэтические слова. Рассказы Кости красивые, печальные. У мальчика явно поэтическая натура.
А Павлуша про что рассказывает?
Какие это истории?
У него смешные истории. Про жбан. Про то, как его звал водяной. Павлуша все время рассуждает, все знает: кто кричит, что это может быть на самом деле.
Помните его портрет? Глядел умно и прямо, и в голосе у него звучала сила. Он самый здравомыслящий из мальчиков, видит реальную картину жизни, знает и понимает природу. Кто кричит? Цапля, лягушки. Куда летят кулики. И хотя он и верит в водяного, в то, что может быть, «душа Акима-лесника жалобится», но рассказывает часто с юмором, умеет увидеть смешное.
Сравните речь Павлуши и Илюши
Илюша говорит «сиплым и слабым голосом», используя повторы, характерные для устной речи; в его историях чувствуются интонации бывалого, опытного рассказчика, который знает все деревенские предания. Речь Илюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.
Павлуша кратко (лаконично) излагает свою речь, без повторов, которые у Илюши идут не от неумения построить текст, а, скорее, от желания утвердить слушателей. Речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична.
Тургенев точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.
Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» наполнен множеством деталей, красок и мелких оттенков, которые не затемняют целое, но помогают представить мир крестьянских мальчиков во всем его многообразии, в богатстве и скудности одновременно.
Вспомните поступки героев; подумайте, как эти поступки их характеризуют, каковы оценки героя-рассказчика?
Кто же из ребят претендует на главную роль? Почему?
А на самом деле кто лидер среди ребят? Почему?
Павлуша в критических ситуациях смелее себя ведет. Когда все испугались и собаки залаяли, он один бросился посмотреть. Думал, это волк. Не испугался.
Когда Илюша всех напугал историей о Тришке, Павлуша всех успокоил, рассказав смешную историю со жбаном.
Он не побоялся после страшных историй пойти за водой.
«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой». (Н.И. Якушин)
Как рассказчик относится к героям? Кто ему больше нравится? Докажите примерами из текста.
Они ему интересны, любопытны, он пытается их понять. Больше других ему приглянулся Павлуша. Он сам говорит, что Павлуша ему нравится. « Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка... «Что за славный мальчик!» — думал я, глядя на него». Рассказчику очень жалко, что Павлуша убился, упав с лошади.
Каков ведущий эмоциональный фон рассказа?
1). В описаниях природы — любование ее торжественностью, величавостью, таинственностью;
2). в описаниях мальчиков — интерес, вглядывание, любование;
3). в поверьях, рассказанных мальчиками, — таинственность
(в Илюшиных — страшная, в Костиных — поэтическая). Во всем рассказе — любование и таинственность. А мальчиков мы пытались понять по их портретам и через те истории, которые они рассказывали.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.