Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
I- как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
Ill- как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Цели:
Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
Подготовка личности «информационного общества»
Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Концептуальные положения:
Обучение - это общение ребенка с компьютером.
Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
Диалоговый характер обучения.
Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Главной особенностью содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.
Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы, знакомство с историей и методологией науки, с творческими лабораториями великих людей, с мировым уровнем науки, техники, культуры и общественного сознания.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
индивидуальное информационное пространство;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
средство подготовки текстов, их хранения;
текстовый редактор;
графопостроитель, графический редактор;
вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
программировании, обучении компьютера заданным процессам;
создании программных продуктов;
применении различных информационных сред.
Например, в качестве домашнего задания на уроках история рекомендую в качестве домашнего задания использовать электронные атласы, разработанные компанией «Лекта»
https://lecta.rosuchebnik.ru/product/2508
https://lecta.rosuchebnik.ru/product/2509
https://lecta.rosuchebnik.ru/product/2510
https://lecta.rosuchebnik.ru/product/2511
https://lecta.rosuchebnik.ru/product/2512
Условия результативности компьютерных технологий
Технологические требования:
Компьютерная грамотность педагога, проводящего занятие.
Имеющиеся технические возможности отвечают требованиям программы. К примеру, существует положительный опыт использования на уроке одного компьютера с проектором для иллюстрации теоретического материала. В то же время слишком медленное выполнение обучающей программы может полностью провалить урок.
Педагогические требования:
Соответствие содержания обучающего компьютерного средства содержанию преподаваемого курса.
Соответствие методики, на которой построено обучающее компьютерное средство, методике преподавания.
С методической точки зрения выгоднее пользоваться компьютерными обучающими программами, охватывающими содержание полного курса и привязанными к учебникам (например, издательства «Росучебник»).
Компьютерная грамотность учителя
знание основных понятий информатики и вычислительной техники;
знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
знание современных операционных систем и владение их основными командами;
знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (NortonCommander,Windows, их расширения) и владение их функциями;
владение хотя бы одним текстовым редактором;
первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;
первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Требования к ученику:
знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);
владение компьютерной грамотностью, что предполагает:
умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
владение коммуникативными навыками;
умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).
Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т. п. ).
Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д. ), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:
переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;
привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;
интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.
Использование онлайн-платформ (РЭШ, МЭШ, Инфоурок, Лекта, Stepic, др.)
Онлайн-тестирование (на платформах https://stepik.org/, https://coreapp.ai/, https://learningapps.org/, др.)
Литература
Андерсен, Бент Б. Мультимедиа в образовании.– М., 2007.
Лызлов А. Интернет после уроков // Школьные технологии. – № 1. – 2008. – С.135-139.
Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.В. Интернет в образовании. Специализированный курс. – М., 2006.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2007.
Уваров А. Инструменты для определения состояния информатизации школы // Школьные технологии. – № 1. – 2008. – С.169-183.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.