Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни.
Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад.
2
«Мы видим с вами, ребята, что воспринимали этот рассказ по-разному, что о нем спорили. Это и является доказательством тому, что равнодушных читателей у него не было, потому что проблема этого произведения близка каждому. "У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье».
9
Теория литературы
Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.
Рассказ в рассказе - элемент композиции, который означает, что непосредственно в литературном произведении представлен еще один рассказ, с помощью которого автор пытается донести общую фабулу своего творения.
12
Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер
(Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).
СУДЬБА -
1.Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств.
2.Участь, доля, жизненный путь.
3. Будущее, то, что случится, произойдёт.
4. Не придётся, не удастся сделать что-либо.
13
Составление хронологии
Гражданская война (воевал в Красной Армии) – 1922 г.
Страшный голод («ишачил на кулаков на Кубани»).
Мирная семейная жизнь (до 1941 г.).
Июнь 1941 г. – на третий день ушел на фронт.
1942 г. – 1944г. – попадает в плен.
Май 1945 – встречает победу в Германии.
1946 г. – встреча с Ванюшей, начало новой жизни.
15
История военных мытарств героя
(ярчайшие эпизоды) :
- Соколов везет снаряды для артиллеристов под угрозой смерти;
- он поднимается, не желая умирать лежа;
- отдает вместе с сапогами портянки берущему его в плен солдату;
спасает лейтенанта, убив того, кто хотел выдать "курносенького парнишку" немцам;
побеждает в поединке с комендантом лагеря.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Зачем Шолохов вводит в рассказ предателя?
19
ВЫВОД: Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.
Историческая взаимосвязь
Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы.
Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?
(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная)
20
Мюллер — очень безжалостный человек, «правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить». Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно.
22
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Кто победил в этом поединке?
(В этом поединке победил голодный пленный русский солдат. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря)
Дороги ли нам его слова?
(Да, очень. Это признал враг, тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе).
В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата?
(Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» ЛЕЙТМОТИВ).
23
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
С какой целью ввел Шолохов описание плена?
(Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...»)
24
Эпизоды | Поведение Андрея |
прощание с женой на вокзале | Пришли на вокзал, а я на нее от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки ее уговаривают, и я, - ничего не помогает! Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: "Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье". Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: "Родненький мой...Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете"...Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к теще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня! была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идет мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: "Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!" Ну, опять обнял ее, вижу, что она не в себе... |
Эмоциональные характеристики персонажей (разновидность Д.З.)
26
отзыв о солдате | И вот он, сука в штанах, жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась! Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли! А такой хлюст, мокрая душонка, напишет жалостное письмо - и трудящую женщину, как рюхой под ноги. Она после этого письма, горемыка, и руки опустит, и работа ей не в работу. Нет! На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала. А если в тебе бабьей закваски больше, чем мужской, то надевай юбку со сборками, чтобы свой тощий зад прикрыть попышнее, чтобы хоть сзади на бабу был похож, и ступай свеклу полоть или коров доить, а на фронте ты такой не нужен, там и без тебя вони много! |
во время контузии | Когда пришел в себя, опомнился и огляделся как следует, - сердце будто кто-то плоскогубцами сжал: кругом снаряды валяются, какие я вез, неподалеку моя машина, вся в клочья побитая, лежит вверх колесами, а бой-то, бой-то уже сзади меня идет... Это как? Нечего греха таить, вот тут-то у меня ноги сами собою подкосились, и я упал как срезанный, потому что понял, что я - в плену у фашистов. Вот как оно на войне бывает... |
в плену в церкви | Замолчали они, а меня озноб колотит от такой подлючности. «Нет, – думаю, – не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!» Чуть-чуть рассвело – вижу: рядом со мной лежит на спине мордатый парень, руки за голову закинул, а около него сидит в одной исподней рубашке, колени обнял, худенький такой, курносенький парнишка, и очень собою бледный. «Ну, – думаю, – не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать». Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: «Ты – взводный?» Он ничего не ответил, головою кивнул. «Этот хочет тебя выдать?» – показываю я на лежачего парня. Он обратно голо-вою кивнул. «Ну, – говорю, – держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!» – а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык на боку! До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель. Встал и говорю взводному: «Пойдем отсюда, товарищ, церковь велика». |
27
беседа с Мюл-лером | Ну, я руки по швам, стоптанными каблуками щелкнул, громко так докладываю: «Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился». Он и спрашивает меня: «Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки – это много?» – «Так точно, – говорю, – герр комендант, много». – «А одного тебе на могилу хватит?» – «Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется» |
при встрече с Ваню-шей | Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» |
28
Персонаж рассказа | Как ведут себя герои рассказа в бесчеловечных обстоятельствах |
Христианин (богомольный) | И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде. Крепился-крепился он, а потом заплакал. «Не могу, – говорит, – осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы?» А наши, знаешь, ка-кой народ? Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают. Развеселил он всех нас, а кончилась эта канитель очень даже плохо: начал он стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили. Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трех человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался. |
Крыжнёв | Один говорит: «Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты – коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела». |
29
Взводный | «Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность. Но никогда я не думал, что ты сможешь стать преда-телем. Ведь ты же окончил семилетку?» |
Доктор | Среди ночи слышу, кто-то трогает меня за руку, спрашивает: «Товарищ, ты не ранен?» Отвечаю ему: «А тебе что надо, браток?» Он и говорит: «Я – военврач, может быть, могу тебе чем-нибудь помочь?» Поблагодарил я его душевно, и он дальше пошел в темноте, потихоньку спрашивает: «Раненые есть?» Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потемках свое великое дело делал. |
30
Приглашение к размышлению:
Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?
(Самым страшным стала для Соколова потеря близких)
31
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?
(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл).
Произошло ли это с Андреем Соколовым?
(Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика).
32
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Кто кого нашёл?
К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
Что получил Андрей Соколов, когда усыновил Ванюшку?
ВЫВОД: Андрей Соколов сумел стать выше своей судьбы – усыновив Ванюшку, он получил главное – надежду. Надежду на то, что не порвется связь поколений, не прервется связь времен. Источником жизни стала для Соколова любовь к Ванюше. «Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь... зажжешь спичку и любуешься на него...»
34
ОБРАЗ ВАНЮШКИ
- «Розовая холодная ручонка»,
«глаза, светлые, как небушко», «как звездочки ночью после дождя».
Каково цветовое значение этого образа?
(Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя».
35
Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?
(Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).
-Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?
(Две сироты, жизни которых искорежены войной). Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
- А кому важнее было обрести семью?
(И Ванюшке и А. Соколову, они обрели Дом, и в этом их счастье!)
ВЫВОД: Ванюша противопоставляется приемному отцу. Но оба они бредут к своему будущему Дому Отец и Сын – и каждый из этих образов говорит о вечности жизни, о том, что пока жива в человеке способность любить, народ бессмертен. Именно рождение в муках и трагедиях нового мира становится главной темой всего творчества Шолохова
36
Какие цвета противопоставлены в описании?
(мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)
– Символом чего является такое противопоставление?
(Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).
– Какое небо рисует автор в начале рассказа?
(Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).– О чем свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)
- В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это примером из текста.
( Был полдень. Солнце светило горячо, как в мае. Я надеялся, что папиросы скоро высохнут. Солнце светило так горячо, что я уже пожалел о том, что надел в дорогу солдатские ватные штаны и стеганку. Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покорясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую ушанку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.)
ЦВЕТОВЫЕ ПРИЕМЫ В РАССКАЗЕ
38
ВЫВОД: Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только,
закончив чтение.
39
«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
"Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза".
"Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы".
Обсуждение фрагмента
41
Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли).
– Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой? (Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).
ВЫВОД. Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев
Обсуждение фрагмента
42
ЛЕКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Эмоциональная окраска разговорной лексики:
1) ласкательные слова: доченька, дочурка, егоза, малыш, мальчуган др.;
2) иронически-ласкательные именные образования, смягчающие отрицательную окраску производящих слов: трусишка, глупыш, безобразинка и др.;
3) слова с уменьшительной оценкой: (березка, детишки, домик);
4) слова пренебрежительные, выражающие презрение: актеришка, письмишко, бумажонка и др.;
5) слова, отражающие шутливое или ироническое отношение к предмету речи: допотопный, кропать, стишки, развоеваться, баталия и др.;
6) фамильярно-грубоватые слова, в которых оттенок грубости сочетается с сочувственным отношением: шлепнуться (упасть), чмокнуть (поцеловать), отбарабанить (быстро ответить) и др.;
7) неодобрительно-грубоватые слова, в которых оттенок порицания выражен умеренно: огорошить (удивить), шушукаться (шептаться), искромсать (изрезать), околесица (чепуха) и др.;
8) интеллигентско-грубоватые слова, свойственные разговорной непринужденной интеллигентской речи, как правило, заимствованные и переосмысленные: урезонивать (останавливать, убеждать), сумбур (беспорядок), безалаберный (беспорядочный), беспардонный (нахальный) и др.;
9) слова, не выражающие никакой эмоциональной окраски, эмоционально неокрашенные, межстилевые: билетерша, вздремнуть, впрямь, вот-вот .
43
«Табак моченый, что конь леченый".
«Как конь с черепахой", «Почем фунт лиха стоит".
«Он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты".
"Я присел на него, хотел закурить, но, сунув руку в правый карман ватной стеганки, к великому огорчению, обнаружил, что пачка "Беломора" совершенно размокла"
44
"А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют" встречаются два подобных слова - "гады" и "паразиты".
Зооморфизмы - существительные с яркой внутренней формой, эмоционально-экспрессивные существительные и изобразительные слова (паразит, гад, пузан, хлюст) .
Эмоционально-экспрессивные существительные с суффиксами субъективной оценки (хибарка, папенька, сынишка, глазенки, ручонка)
Слова, в которых эмоциональность проявляется на основе оценочности (жратва, сволочь, морда, хлюст),
45
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
"Сволочати" — по-древнерусски то же самое, что и "сволакивать". Поэтому сволочью первоначально называли всяческий мусор, который сгребали в кучу. Это значение (среди прочих) сохранено и у Даля: "Сволочь — все, что сволочено или сволоклось в одно место: бурьян, трава и коренья, сор, сволоченный бороною с пашни".
В старину торговые суда часто перетаскивали из реки в реку по берегу, в месте, где наименьшее расстояние между ними- это место называлось "волочь". Т. к. караваны в этих местах были наиболее уязвимы, то возле каждой волочи, как правило, паслась шайка бандитов. Их и называли люди с волочи. Потом слово "люди" потерялось, осталось "сволочи", т. е. бандиты.
46
3. В Средние века на Руси сволочем называли человека, который собирал таможенные сборы и налоги с торгующих на рынках и базарах. При неуплате этот же человек волок провинившегося торговца к судье, где того и наказывали. Поэтому сволоч (ь) – изначально существительное мужского рода. Позднее слово сволочь уже стало собирательным понятием для сборщиков податей.
4. Другое происхождение слова "сволочь". Оно относится к мору скота. В деревнях выкапывали огромные ямы и сволакивали в них павший скот. После этого сжигали. Вот сволоченная в ямы павшая скотина и называлась сволочью. Еще было выражение "смердит аки сволочь".
47
Тест:
1. Жанр произведения:
А) быль;
Б) рассказ;
В) повесть.
2. Произведение начинается пейзажем:
А) летним;
Б) зимним;
В) весенним.
3. Пафос произведения:
А) трагический;
Б) романтический;
В) героический.
4. События рассказа происходят после окончания:
А) Первой мировой войны;
Б) Второй мировой войны;
В) Революции 1917 года.
5. Андрей Соколов был ранен:
А) дважды;
Б) трижды;
В) один раз.
6. С болью в сердце Андрей Соколов вспоминает о:
А) прощании с женой;
Б) жизни в концлагере;
В) ранении.
48
7. Андрей Соколов, попав в плен:
А) смирился со своей судьбой и надеялся на скорое освобождение советскими войсками;
Б) старался выполнять свою работу без нареканий;
В) всегда думал о побеге.
8. По признанию героя, на допросе у коменданта лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:
А) не был голоден;
Б) хотел поделиться с пленными;
В) показал врагам достоинство и гордость солдата.
9. Мальчика Ванюшку Андрей Соколов нашел:
А) в немецком концлагере;
Б) на фронте;
В) после войны.
10. Автор сравнивает судьбы Соколова и Ивана с двумя:
А) песчинками в водовороте войны;
Б) сломанными деревьями;
В) одинокими птицами
11. Рассказ М.Шолохов назвал «Судьба человека» , чтобы подчеркнуть:
А) трагедию народа на примере судьбы одного человека;
Б) уникальность судьбы героя;
В) обычную жизнь героя.
12. Рассказ М.Шолохова называют рассказом в рассказе, потому что:
А) рассказ героя завершает произведение;
Б) о герое рассказывает случайный путник;
В) рассказ героя подчеркивают авторские описания
49
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.