Цели урока: проанализировать содержание, стиль повести; выявить основные идеи повести; показать актуальность произведения М.А.Булгакова;
привлечь внимание учащихся к проблемам ответственности человека за свои идеи и поступки; вести разговор о страшной сущности шариковщины и опасности её;
развивать умения и навыки работы с текстом.
2
Антиутопия - (от греч. «anti» - против и «utopos» - места, которого нет) - это произведение (обычно эпического рода), в котором изображается социальная и техногенная катастрофа, крах общественных идей, разрушений иллюзий и идеалов
Теория литературы
11
Фабула — тематически-фактический предмет изображения, основной план протекания действия эпического или драматического произведения, который уже художественно организован и в котором уже выявлены расстановка персонажей и центральные мотивы.
Теория литературы
13
Профессор Преображенский | Доктор Борменталь |
Знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов | Молодой доктор, всецело преданный своему учителю профессору Преображенскому. |
Представитель старой интеллигенции и исповедует принципы нравственности и морали. | Бедный студент. |
Профессор не скрывает неприязни к революции и новым революционным порядкам. Он не принимает новых правил жизни | Борменталь придерживается взглядов профессора |
Преображенский уверен, что тот, кто работает, имеет право на нормальные условия труда и отдыха. | Борменталь был принят профессором на кафедру. Закончив учебу, он стал работать у профессора ассистентом и неплохо зарабатывать. |
Воспитанный и культурный человек, профессор считает, что с живым существом нужно обращаться только лаской | Борменталь, несмотря на интеллигентность, жестко следил за поведением Шарикова, не гнушаясь физической расправой. Он готов был убить его, чтобы облегчить жизнь своему благодетелю. |
15
Уверенность в своей правоте, высокий культурный уровень, талант и масштаб личности позволяют ему в условиях сложной переломной эпохи не только сохранить свою жизнь, но и выйти победителем из столкновения с домкомом и Швондером. | Борменталь не вступает в открытый конфликт с властью, но поддерживает своего учителя. |
Ни профессор, ни доктор Борменталь не думали создавать человека. То, что получилось в результате их опыта, – страшное чудовище, перевоспитать которое невозможно. | |
Профессор раньше доктора Борменталя понял весь ужас созданного ими эксперимента и подобных «побочных эффектов» | Борменталь пришел к этому позже. |
Профессор же говорит, что у Шарикова «человечье сердце» Клима Чугункина со всеми вытекающими отсюда последствиями. | Доктор утверждал, что у лабораторного существа «собачье сердце», то есть в нем осталось больше собачьих качеств. |
Профессор Преображенский | Доктор Борменталь |
16
ПРОЛЕТАРИАТ - социальный класс, не обладающие правом собственности на средства производства, наёмные рабочие, для которых основным источником средств для существования является работа по найму.
17
Шарик | Шариков |
Доверчивый, бездомный пес, вечно голодный и холодный, бродящий по подворотням в поисках пищи. | Безнравственная, не поддающаяся воспитанию и образованию личность. |
умное, благородное, доброжелательное, безобидное животное. | Строчит доносы на «папашу» и даже грозится убить |
Он любил и уважал профессора Преображенского не только за тёплое, уютное жильё и вкусную пищу. | Шариков понял, что он «труженик», потому что не непман и не профессор, живущий в семи комнатах и имеющий сорок пар штанов. «Труженик», потому что у него нет собственности. Он быстро научился требовать, не испытывая никакого стыда и смущения перед Преображенским. |
Понимал, что это состоятельный господин, уважаемая личность. Кроме того, он добрый | Для него не существует такого понятия, как чувство собственного достоинства. Этот человек считает, что профессор обязан его обеспечивать. |
18
Шарик-рассказчик, безусловно, стоит на более низкой ступени, чем профессор Преображенский и Борменталь, но его уровень развития гораздо выше Швондера и Шарикова. | Он – человек «искусственный», имеющий наследственность собаки и пролетария. Но такой выбор был у всего общества, и только от человека зависело, какой путь он изберёт. |
А может, я и красивый. Появившийся страх лишиться тепла и сытости быстро вытесняется уверенностью в том, что он вытащил самый главный собачий билет, что он - красавец, собачий принц-инкогнито. | В результате операции из "милейшего пса" получилась "такая мразь, что волосы дыбом встают". |
Голос Шарика-собаки вполне “разумен”, нормален. Его высказывания “по-человечески” рациональны, в них есть определенная логика | Первые фразы представляют собой бессвязные непристойности, обрывки разговоров. |
Пока Шарик в собачьей шкуре, вреда особого его философия не приносит. | В конце концов, Шариков стал опасен для жизни. |
Шарик | Шариков |
19
1.“Что они там вытворяют в нормальном питании, — размышляет Шарик, — ведь уму собачьему непостижимо! Они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего и не знают. Бегут, жрут, лакают. Иная машинисточка получает по девятому разряду четыре с половиной червонца... Ей и на кинематограф не хватает... Дрожит, морщится, а лопает... Жаль мне ее, жаль. Но самого себя мне еще больше жаль».
2. “Показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже — вернее всего — господин. - Ближе —яснее — господин. Вы думаете я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие из пролетариев носят. А вот по глазам —тут уж и вблизи и издали не спутаешь... Все видно —у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что не может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится”.
20
Героем наших дней является человек из “массы”, чернорабочий культуры, рядовой партиец, рабселькор, военврач, выдвиженец, сельский учитель, молодой врач и агроном, работающий в деревне крестьянин-опытник и активист, рабочий-изобретатель, вообще — человек массы! На массу, на воспитание таких героев и должно быть обращено главное внимание
21
Профессор Преображенский | Доктор Борменталь | Швондер |
Профессор пытается воспитать Шарикова, причем категорически отрицательно относится ко всякому насилию: “Террором ничего нельзя поделать с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло” | Борменталь, несмотря на интеллигентность, жестко следил за поведением Шарикова, не гнушаясь физической расправой. | Швондер, который не отягощает Шарикова никакими культурными программами, за исключением революционной — кто был ничем, тот станет всем. |
Трагический пафос повести сосредоточен в словах Преображенского: “Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе". |
22
1. Кто прав профессор Преображенский или доктор Борменталь в споре о сердце Шарикова?
Профессор же говорит, что у Шарикова «человечье сердце» Клима Чугункина со всеми вытекающими отсюда последствиями. | Доктор утверждал, что у лабораторного существа «собачье сердце», то есть в нем осталось больше собачьих качеств. |
2. На каком этапе произошло перерождение "милейшего пса" в "такуюя мразь, что волосы дыбом встают» ?
23
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.